Ведущие научные школы государственного управления в странах запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:40, реферат

Описание

Сегодня в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.

Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию.

Работа состоит из  1 файл

ВЕДУЩИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ гос УПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДА.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

       По  Парсонсу, структурно-функциональный анализ в государственном администрировании связан с двумя принципами: распределением и интеграцией. Распределение сосредоточивается на средствах и неизбежно ведет к конфликту. Интеграция сосредоточивается на целях и взаимосвязи целей, что создает стабильность административно-государственного управления.

       Распределению в управленческом процессе подлежат «средства», «персонал» и «награды». Средства - это транспорт, жилье, материальные блага, средства производства. Наиболее важные среди них — деньги и власть. Это свидетельствует о том, что распределительные процессы не являются в системе государственного администрирования просто материальными.

       Распределение персонала - процесс, предполагающий установление правил для обращения со средствами и разработку; систем, позволяющих людям переходить от одной позиции к другой. Здесь имеется в виду обучение, отбор и назначение государственных служащих. Образование выступает лишь первой фазой при распределении персонала в процессе управления18.

       Существует  несколько принципов, по которым  может осуществляться распределение персонала. Т.Парсонт выделяет четыре: универсализм, партикуляризм, метод достижений и метод предписаний. Принцип универсализма предполагает, что люди будут оцениваться согласно стандартам, применяемым ко всем (например, образование, профессиональная квалификация, стаж работы и т.д.). Принцип партикуляризма, наоборот, предполагает оценивать людей согласно специфическим групповым стандартам. При этом под групповыми стандартами можно подразумевать профессиональные достижения (метод достижений) или определенные предписания - социальное происхождение, политическая лояльность, национальность и т.д. (метод предписаний).

       Третьим видом распределения в системе  административно-государственного управления выступают награды. Парсонс имеет в виду особый вид награждения - символические элементы престижа. Всякая деятельность и любая роль в административно-государственном управлении оценивается в терминах престижа. По этой причине, Парсонс полагал, что престиж «распределяется»19.

       Отношение «наград» к распределению средств  производства и персонала образует ядро теории интеграции с точки зрения структурно-функционального анализа. Существуют два аспекта связи между интеграцией и распределением в системе государственного администрирования. Во-первых, насколько хорошо в управленческом процессе распределяются средства. Во-вторых, какова координация между различными распределительными процессами. Например, если в первом случае может стоять вопрос о том, насколько хорошо обучены государственные служащие, то во втором - насколько существующая система обучения обеспечивает специалистов необходимыми знаниями.

       Известный американский политолог Р.Мертон сформулировал  три универсальных постулата  функционального подхода:

       • функционального единства системы (согласованность функционирования всех ее частей);

       • универсального функционализма (функциональность — полезность);

       • функциональной необходимости.

       В начале 70-х годов, когда кризисные  события предшествующего десятилетия .поставили под сомнет идею о равновесном состоянии общества, структурный функционализм стал резко терять интеллектуальный кредит. Однако в начале 80-х годов вновь достигнутое состояние относительной стабильности и усиление стабилизационной ориентации в теории политики и теории административно-государственного управления стимулировали новое обращение к функциональному подходу.

       Сегодня термин «функционализм» в американской школе государственного администрирования  не указывает на нечто четко определенное: некий набор понятий, метод, модель или идеологию. Скорее он указывает  на традицию.

       В последние десятилетия в США  большой интерес вызывает концепция  организационного развития. Ее истоки можно обнаружить в разработках, посвященных подготовке и повышению квалификации управленческого персонала. В своих теоретических посылках она многое заимствует из работ А.Маслоу, М.Макгрегора, Р.Лайкерта. До сих пор в американской школе не существует общепринятого определения концепции «организационного развития». Однако можно сказать, что исходной посылкой этой концепции является утверждение о возрастании скорости и усложнении характера изменений социальной среды.

       Специалисты по организационному развитию представляют идеальной структуру административно-государственного управления, построенную по модели живого организма. По их мнению, такой организации должны быть присущи следующие черты:

       • она должна приспосабливаться к  новым целям государственного управления в соответствии с требованиями быстро меняющейся социально-политической среды;

       • члены институтов административно-государственного управления должны осуществлять сотрудничество и управлять изменениями, предотвращая их разрушительное воздействие на всю систему административно-государственного управления;

       • в развивающихся институтах государственного администрирования участие каждого уровня в постановке целей и принятии решений являются правилом, так что государственные служащие ощущают свою вовлеченность в планирование и управление изменениями;

       • развивающиеся институты административно-государственного управления должны располагать благоприятными возможностями для самореализации их членов, для этого необходимо свободное общение (открытые коммуникации) и высокое взаимное доверие государственных служащих, что должно способствовать конструктивному разрешению всех противоречий 20.

       Следовательно, целью организационного развития является повышение эффективности функционирования системы государственного администрирования. Это обеспечивается, помимо всего прочего, способностью административных структур быстро и своевременно адаптироваться к изменениям в социально-политическом и экономическом развитии, к переменам в структуре и методах самой системы управления. Инструментом в достижении этой цели служат изменения в поведении профессиональных государственных служащих, сознательно вводимые путем целенаправленного воздействия на систему ценностных ориентации людей, их межличностные и межгрупповые взаимодействия. Свои надежды специалисты по организационному развитию связывают также с обучением государственных служащих новейшим управленческим методикам. Важное значение придается созданию условий для более интенсивного использования человеческого потенциала на базе различного рода методов поведенческих наук21. 
 
 
 

2. Французская  школа административно-государственного  управления 

       Во  Франции теория административно-государственного управления сложилась в известной мере как итог развития науки государственного (или конституционного) права. Начиная с конца XIX века в работах по конституционному праву ясно прослеживается тенденция политизации. Уже в монографии А.Эсмена «Элементы конституционного права», вышедшей в 1895 г., не просто излагаются нормы конституционного права, но сделана попытка дать более широкую картину государственного управления в стране. Значительно расширили традиционные рамки конституционного права Л.Дюги и М.Ориу, которые сформулировали в своих работах понятие института, заложив основы институционального подхода к административно-государственному управлению42.

       Однако  классиком теории административно-государственного управления во Франции по праву считают Анри Файоля. Не будет преувеличением сказать, что А.Файоль является наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой четверти XX века. Его «теория администрации» изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований. Он доказывал, что сформулированные им принципы управления являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте.

       Одним из крупнейших заказов, выполненных  Центром административных исследований, стало изучение организации работы почтово-телеграфного ведомства. Этой и другим проблемам реформы государственного управления, общественных учреждений и системы образования А.Файоль уделял значительное внимание в своей деятельности. Он также первым поставил проблему организованного обучения менеджменту во Франции.

       А.Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

       предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

       организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм учреждения;

       распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще  работать;

       координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

       контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям»43.

       Согласно  Файолю, управление любой организацией (и государственным учреждением в том числе) включает шесть основных групп функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Причем административные функции являются главными, определяющими. Ни в одну из пяти предыдущих функций не входит задача выработки общей программы работы учреждения, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Все это составляет задачу административных функций, и именно поэтому им принадлежит лидирующая роль.

       А.Файоль сформулировал 14 общих принципов  управления44:

       1. Разделение труда - позволяет  сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие, что способствует повышению количества и качества производства при затрате тех же усилий.

       2. Власть - право отдавать распоряжения  и сила, принуждающая им подчиняться.  Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкции - награды или кары, - сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток.

       3. Дисциплина - повиновение, усердие,  деятельность» манера держать  себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.

       4. Единство распорядительства - служащему  может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

    1. Единство руководства - один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

       6. Подчинение частных интересов  общим - в организации интересы  служащего или группы служащих  не должны ставиться выше интересов  предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.

       7. Вознаграждение персонала - должно  быть справедливым и по возможности  удовлетворять персонал и предприятие,  нанимателя и служащего; поощрять  усердие, компенсируя полезное усилие.

       8. Централизация -должна быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

       9. Иерархия - ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая  низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.

       10. Порядок - определенное место  для каждого лица в каждое  лицо на своем месте.                          

       11. Справедливость - чтобы поощрять  персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

       12. Постоянство состава персонала  - текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел.

Информация о работе Ведущие научные школы государственного управления в странах запада