Труд как сфера социальной дифференциации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание

Трансформационные процессы, происходящие в России, реструктуризация государственной собственности, вызвавшая изменения в сфере трудовых отношений, в корне преобразили положения классов, социальных групп и слоев, сформировали новые стратегии трудозанятости населения, их адаптационного потенциала и социального самочувствия. Это целый социальный пласт, включающий показатели профессионально-квалификационной структуры занятого населения, ее динамики, экономической активности и безработицы, образовательного уровня занятости, стоимости рабочей силы и многие другие характеристики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Трудовая дифференциация как предмет социологического анализа…...…4
§1. Разделение труда как показатель социальной дифференциации……………..…..4
§2. Трудовая дифференциация в работах классиков социологии...………………..…9
§3. Модели стратификационной системы на основе профессиональных
различий………………………………………………………………………..……….12
Глава 2. Трудовая деятельность как основа социальной стратификации
в российском обществе…….……………………………………………….……… ....16
§1. Формирование профессиональной стратификации в переходный период российского общества………………………………………………………………….16
§2. Социальный статус различных групп работников……………………………….27
Заключение………………………………

Работа состоит из  1 файл

труд как сфера дифференциации.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - многомерная иерархически организованную структуру социального неравенства; процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - Расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы,  появляющиеся в результате эволюции и включающая, прежде всего, разделение труда,  появление различных профессий, статусов, ролей, групп и т д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям,  одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация включает руководителей различного ранга и подчиненных

ПОФЕССИЯ – особого рода деятельность индивидуума, которой этот индивид  занимается постоянно с целью  получения устойчивого дохода.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - дифференциация  и сосуществование в обществе различных соц. функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей  и выделение в связи с этим различных сфер

УМСТВЕННЫЙ ТРУД -  включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы,  характеризуется отсутствием  прямого взаимодействия работника  со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.

ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД - характеризуется  непосредственным взаимодействием  человека со средствами труда,  прямой включенностью его в технологический  процесс,  исполнительскими функциями  в трудовом процессе.

 

Показатели социальной дифференциации работников:

1. разделение труда

2. квалификация работника

3. наличие подчиненных

4. престижность профессии

5. наличие частной собственности

6. уровень заработной платы

7. стаж работы

8. самостоятельность в работе

9. разделение на физический и  умственный труд

10. сфера деятельности

 

Наиболее полная типология современного российского общества была представлена Гуровой Т. И Тарусиным М.

  1. «Белые воротнички»  - управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы.
  2. «Голубые воротнички» - работники преимущественно интеллектуального труда», высоко- и просто квалифицированные.
  3. «Синие воротнички» - работники преимущественно физического труда, высококвалифицированного и просто квалифицированного.
  4. «Серые воротнички» - это люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный физический труд.
  5. Безработные и пенсионеры

 

 

 

 

4. Предварительный системный  анализ предмета исследования.

             Факторы, обуславливающие социальную дифференциацию среди работников:

Специфические:

  1. Пол.
  2. Возраст.
  3. Семейное положение.
  4. Образование.
  5. Социальное положение.
  6. Материальное положение.
  7. Уровень дохода работника.
  8. Тип поселение.

 

 Общие:

    1. Экономический кризис
    2. Распространение информации в СМИ
    3. Преобразования, модернизация общества
    4. Социальное расслоение населения

            

5. Рабочие гипотезы

1.  Наиболее престижными являются  профессии в сфере услуг и  предпринимательской деятельности

2. Чем выше уровень дохода, тем  выше престиж профессии

3. Чем выше разряд (квалификация), тем выше уровень престижа профессии

4. Чем выше уровень образования,  тем выше доход работников

5. Чем выше разряд, тем выше  заработная плата работника

 

 

 

Приложение 3. Инструмент исследования

 

Анкета

 

Вы и ваша работа

 

Вашему вниманию предлагается анкета, посвященная переменам, происходящим в нашем обществе и затрагивающим трудовую сферу.

Мы бы хотели выяснить Вашу точку  зрения на эти перемены, а также  как они отражаются и отражаются ли на Вашей жизни.

Порядок заполнения анкеты.

Внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы. Выбирайте тот ответ, который Вам подходит, соответствует Вашему мнению, и обведите кружком цифру напротив него или поставьте «галочку». Если предложенные ответы Вас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.

Свою фамилию указывать не надо.

Содержание отдельных анкет  не разглашается. Для анализа будет  использоваться только обобщенная на компьютере информации.

Желаем Вам успешной работы над  анкетой и надеемся на Ваши искренние  ответы, от которых зависит достоверность  полученной информации и практические результаты исследования.

 

  1. Ваш пол:

1.мужской

2.женский

  1. Ваш возраст: ___________
  2. Ваше семейное положение:

1.Неженат (не  замужем)

2. Женат (замужем), нет детей

3. Женат (замужем), есть дети

4. Разведены, нет детей

5. Разведены, есть дети

6. Состоите в незарегистрированном браке, нет детей

7. Состоите в незарегистрированном браке, есть дети

8.Мать-одиночка (отец-одиночка)

4. Ваши жилищные условия:

    1. Отдельная благоустроенная квартира
    2. Отдельная квартира без удобств
    3. Комната в коммунальной квартире, общежитии
    4. собственный дом, коттедж
    5. живете в собственном доме  родителей
    6. снимаете квартиру, комнату
    7. живете в квартире родителей
    8. общая комната в общежитии

5. Какой из приведенных ниже  примеров наиболее соответствует  Вашему материальному положению или материальному положению Вашей семьи?

    1. Живем от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи
    2. На ежедневные расходы хватает денег, но уже покупка одежды представляет трудности, для этого должны взять в долг или специально откладывать деньги
    3. В основном хватает денег, можем даже кое-что откладывать
    4. В настоящее время можем практически ни в чем себе не отказывать
  1. На каком предприятии Вы работаете (в каком учреждении Вы работаете)? Напишите точное название предприятия (учреждения).______________________

______________________________________________________________________

 

7.– 8. Ваша  должность, профессия, по которой  Вы работаете сейчас?

   7. Профессия (для рабочих)___________________________________

8.Должность  (для специалистов и руководителей)_______________________

9. Ваше общее  образование:

  1. Начальное (до 7-го класса включительно)
  2. 8-9 классов
  3. Общее среднее (10-11 классов)
  4. Среднее профессиональное (профессиональное училище, лицей)
  5. Среднее специальное (техникум, колледж)
  6. Незаконченное высшее
  7. Высшее

10. Угрожает ли Вам лично безработица?

1. да

2. нет

11. К какой группе по величине заработка Вы относите себя?

1. Высокооплачиваемые

2. Среднеоплачиваемые

3. Низкооплачиваемые

12. Укажите, пожалуйста, размер Вашей зарплаты в среднем за месяц (со всеми дополнительными выплатами, премиями и т. п.) _____________________________

13. Бывают ли на Вашем предприятии случаи задержки выплаты зарплаты?

1. Бывают часто

2. Иногда бывают

3. Нет, не бывают

14.-16.  Стаж работы:

14. Общий трудовой _____________ лет

15. На данном предприятии ______________ лет

16. В данной должности (профессии) ______________ лет

17. Укажите ваш тарифный разряд (для рабочих):

1 разряд

2 разряд

3 разряд

4 разряд

5 разряд

6 разряд

7 разряд и  выше

ученик

1

2

3

4

5

6

7

8


18. Какая у вас категория (для ИТР и специалистов):

Высшая категория

1 категория

2 категория

3 категория

4 категория

5 категория

Категории не имеете

1

2

3

4

5

6

7


 

19. Имеете ли  Вы на работе подчиненных?

1. нет, не имею

2. менее 5 человек

3. 5-10 человек

4. 11-50 человек

5. 51-100 человек

6. более 100 человек

20. Как Вы  считаете, соответствует ли выполняемая  Вами работа Вашей квалификации?

1. да, соответствует

2. квалификация  выше, чем того требуется

3. квалификация ниже выполняемой работы

21. какое отношение  вы имеете к собственности  Вашего предприятия:

1. владеете крупным  пакетом акций

2. владеете пакетом  акций

3. являетесь  держателем небольшого пакета  акций

4. акций не  имеете

22-26. Кем Вы  ощущаете себя по отношению к работодателю? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

22. партнером

23. собственником,  совладельцем, акционером

24. наемным работником

25. собственником  своей рабочей силы

26. эксплуатируемым

27-32. Как вы оцениваете свое положение по сравнению с положением других категорий работников вашего предприятия (Дайте ответ в каждой строке)

Ваше положение  по сравнению с ними

…лучше

…такое же

… хуже

27.

По материальному  достатку

     

28.

По жилищно-бытовым  условиям

     

29.

По условиям, возможностям проведения отпуска, свободного времени

     

30.

По возможности  продвижения по работе

     

31.

По уважению и признанию

     

32.

По самостоятельности  в работе

     

 

33-38. Устраивают  ли Вас перечисленные условия  труда на Вашем предприятии? (Дайте,  пожалуйста, по одному ответу в каждой строке)

Да

Отчасти

Нет

1

2

3

33.

Размер заработка (со всеми доплатами)

     

34.

Возможность профессионального  роста, продвижения

     

35.

Самостоятельность в работе

     

36.

Возможность повышения  квалификации

     

37.

Участие в управлении

     

38.

Подбор и  расстановка руководящих кадров

     

Информация о работе Труд как сфера социальной дифференциации