Труд как сфера социальной дифференциации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание

Трансформационные процессы, происходящие в России, реструктуризация государственной собственности, вызвавшая изменения в сфере трудовых отношений, в корне преобразили положения классов, социальных групп и слоев, сформировали новые стратегии трудозанятости населения, их адаптационного потенциала и социального самочувствия. Это целый социальный пласт, включающий показатели профессионально-квалификационной структуры занятого населения, ее динамики, экономической активности и безработицы, образовательного уровня занятости, стоимости рабочей силы и многие другие характеристики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Трудовая дифференциация как предмет социологического анализа…...…4
§1. Разделение труда как показатель социальной дифференциации……………..…..4
§2. Трудовая дифференциация в работах классиков социологии...………………..…9
§3. Модели стратификационной системы на основе профессиональных
различий………………………………………………………………………..……….12
Глава 2. Трудовая деятельность как основа социальной стратификации
в российском обществе…….……………………………………………….……… ....16
§1. Формирование профессиональной стратификации в переходный период российского общества………………………………………………………………….16
§2. Социальный статус различных групп работников……………………………….27
Заключение………………………………

Работа состоит из  1 файл

труд как сфера дифференциации.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

Каждый отдельно взятый человек ограничен в своих силах, возможностях хранить объем знаний, навыков, умений. Но общество, благодаря способности разделять функции, специализировать и объединять людей, способно к непрерывному росту знаний, умений, потенциалу.

«Социальная структура  – это основной субстрат общественного развития, эпицентр факторов, определяющих социальную жизнь» [2, с.29]. Именно поэтому так необходимы исследования социально-трудовой дифференциации общества, являющейся базовой в сегодняшней структуре общества.

 

 

§2. Трудовая дифференциация в работах классиков социологии

- М. Вебер

- П. Сорокин

- К. Маркс

- Г. Спенсер

Представления и социальном неравенстве высказал Герберт Спенсер  в работе «Основания социологии». Он выдвинул идею о всеобщей тенденции к росту внутренней дифференциации общества. По Г. Спенсеру всякое развитое общество имеет три институциональных систему – поддерживающую, регулятивную и распределительную, обеспечивающую связь различных частей социального организма на основе разделения труда. Источником классовых различий он считал завоевание. Победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабами или крепостными. Он находил в обществе три крупных класса – низший класс, поддерживающий жизнь общества путем добывания материалов для пищи и изготовления ее, средний класс занят доставкой этих продуктов, их покупкой и продажей, высший класс – руководящий, направляющий, господствующий.

Исходя из работ такого классика, как М. Вебера, учитывая его  методологические принципы и обобщая  его работы можно выделить следующую  веберовскую типологию:

1. рабочий класс, лишенный  собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

2. мелкая буржуазия  – класс мелких бизнесменов  и торговцев.

3. Лишенные собственности  «белые воротнички» - технические специалисты и интеллигенция.

4. Администраторы и  менеджеры.

5. Собственники, которые  также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

5.1. класс собственников,  т.е. те, кто получает ренту  от владения землей, шахтами и т.д.

5.2. «Коммерческий класс», т.е. предприниматели [11, с.81-82].

М. Вебер утверждал, что собственники – это «позитивно привилегированный класс». На другом полюсе – «негативно привилегированный класс, сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Между двумя полюсами находится целый спектр так называемых «средних классов».

«Как известно, одну из первых, наиболее развернутых и подробных  концепций социальной стратификации  разработал Питирим Сорокин. Он ввел понятие социального пространства, называя этим термином совокупность всех социальных статусов данного общества» [1, с.23] .

Данное пространство является трехмерными – в соответствии с тремя формами социальной стратификации, определяемыми Сорокиным, и поэтому описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус.

Каждый из этих статусов имеет свое подпространство и  так же описывается тремя осями. Так, экономический статус описывается с помощью отношения к собственности на средства производства, место в организации труда, доход. Политический статус измеряется с помощью ранга в государственной иерархии, партийной принадлежности, ранг в партийной иерархии. Профессиональный статус Сорокин предложил измерять с помощью характера труда (ручной или интеллектуальный), уровня интеллекта, необходимого для выполнения данных профессиональных обязанностей, связи с функциями социальной организации и контроля.

При выявлении внутренней структуры профессионального статуса возникли проблемы, связанные с тем, что его нельзя было бы уже измерять с помощью тех средств, которыми измеряются экономический (доход) и политический (власть) статусы. Кроме того, переменные должны измеряться эмпирически. Для этого Сорокин применяет «шкалу профессионального статуса» Ф.Бара, которая поострена на выявлении уровня интеллекта, требуемого для выполнения тех или иных профессиональных обязанностей.

П. Сорокин выделял  также две формы профессиональной стратификации – внутрипрофессиональную и межпрофессиональную. Параметрами внутрипрофессональной стратификации выступают образование и квалификация, т.к. служат для сравнения статусных позиций людей, принаждлежащих к одной и той же профессии.  Параметрами межпрофессиональной стратификации, по Сорокину, являются различие рода и вида занятий. Более подробно мы рассмотрим данные формы в следующем параграфе.

Кроме П. Сорокина, в реструктуризацию профессионального подпространства  сделал вклад К. Маркс. Он ввел в научный  оборот понятие закона перемены труда в первом томе «Капитала». Данный закон «устанавливает зависимость и соответствие между техническим и технологическим уровнем развития производственных сил, с одной стороны, и характером профессии, а также уровнем квалификации включенных в производственный процесс работников – с другой» [1, с.27]. Кратко суть закона перемены труда можно выразить с помощью следующих положений:

1) приведения характера  рабочей силы (образовательного, квалификационного, психологического и т.п.) в соответствие с изменяющемся уровнем производства;

2) готовность участников производительного процесса приводить в соответствие свои знания, умения и навыки - всесторонней подвижностью.

3) Закон действует  независимо от воли отдельных людей;

4) Закон перемены труда  вступает в полную силу на стадии появления

крупной промышленности

5) Действие этого закона стимулирует развитие

интеллекта. [1, с. 29].

В эпоху индустриализации закон перемни труда наиболее явно выражался в стремительном процессе развития системы общего и профессионального образования -  массовая грамотность. Одновременно наблюдается диверсификация межпрофессиональной стратификации – быстрый рост и разветвление множества новых профессий, специальностей и специализаций.

 

 

§3. Модели стратификационной  системы на основе профессиональных различий

Для того, чтобы обоснование для проведения сравнительного анализа различных исследований и в последствии проводить свое исследование необходимо рассмотреть различные модели стратификационной системы на основе профессиональных различий. Это в дальнейшем поможет выстраивать типологии, не беспочвенно обоснованные.

Еще в своей работе П. Сорокиным была выделена классификация профессора Ф. Тоуссинга. По его словам, она признается почти всеми исследователями. Данная классификация представляет собой пирамиду, на вершине которой размещается группа профессий, включающая высокопоставленных официальных лиц и крупных бизнесменов; далее следует класс «полупрофессионалов», мелких бизнесменов и служащих; затем идет класс работников квалифицированного труда (скорее всего ручного); еще ниже расположены профессиональные группы «полуквалифицированного и неквалифицированного труда». Эта квалификация, как отмечает Сорокин, основана на «принципе уменьшения интеллекта и контролирующей силы профессии, одновременно совпадающей с уменьшением оплаты труда и с понижением социального статуса профессии в иерархии»4 [1, с.24].

Но данная классификация имеет собственные недостатки: если из измерения набора параметров убрать интеллект, то измеряемые переменные будут только из экономического подпространства (доход, место в организации труда, отношение к собственности) и политического (ранг в государственной иерархии).

П. Сорокин выделяет так  же, как было сказано в предыдущем параграфе, еще две формы профессиональной стратификации – внутрипрофессиональную и межпрофессиональную. [1, с.25-26].

Параметрами внутрипрофессиональной стратификации для сравнения статусных позиций людей, принадлежащих к одной и той же профессии выступают образование и квалификация.

Образование можно замереть числом лет, затраченных индивидом  на получение формального общего и специального (профессионального) образования. Тогда мы получим шкалу, проградуированную во временном измерении – годами. Также можно использовать показатель уровня креденциала (диплома, аттестата, сертификата и т.п.), полученного в качестве свидетельства о прохождении обучения в учебном заведении определенного типа. Это ранговая шкала, ее значения выстраиваются от начального образования до наличия ученой степени.

Квалификация может  измеряться по ранговой шкале и характеризовать  степень общепризнанного мастерства. Для работников физического (ручного) труда она может измеряться разрядностью или классностью. Для работников управленческого труда это ранг, звание, либо разряд. Для интеллектуальных работников – это ученое звание. Однако возникает проблема  использованием это шкалы: как сопоставлять шкалы разных типов, т.е. сравнивать квалификации работников в разных сферах профессиональной деятельности.

В качестве одной из разновидностей восходящего продвижения вдоль  координатной оси, т.е. повышения квалификации, можно рассматривать служебную  карьеру, совершаемую в рамках одной и той же профессии.

Параметром межпрофессиональной  стратификации, заключающимся в  сопоставлении между собой различных  родов и видов занятий, является престиж профессии. Она основывается на том, что «определенные класс  профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы почти всегда находились у основания социального конуса»5. В данном случае нас интересует престиж конкретной профессии в данном социуме, характерный для данного периода времени. Такого рода престиж может проявлять, прежде всего,  в тех позициях, которые занимают представители той или ной профессии на рынке труда. Здесь всегда спрос на одни профессии превышает спрос на другие, как следствие возрастает и привлекательность данной профессии, проявляющаяся, например, в конкурсе на специальности в вуз у абитуриентов.

Так же межпрофессилнальную  стратификацию выделили такие авторы как В.В. Радаев и О.И. Шкаратан, Д. Фитерман и Р. Хаузер.

В.В. Радаевым и О.И. Шкаратаном были построены стратификационные иерархии на основе классификации профессий. 

Профессия является социальной ролью, которая определяется общим  разделением труда в обществе. Поскольку специализация индивидуумов есть их функция в обществе, профессия  есть важный фактор, определяющий престиж личности.

Исследования затрагивают  вопросы дифференциации профессий  в зависимости от пола, возраста, расовой принадлежности и др. Радаев и Шкаратан в своей книге выделили пять типов профессионально-возрастных групп [11, с.99]:

преобладают молодые работники (к этой группе относятся позиции вводного уровня карьеры и профессии, сформированные в связи с появлением новых технологий);

преобладают работники  среднего возраста (сюда относятся  позиции, связанные с руководством);

преобладают работники старшего возраста (здесь сосредоточены занятия, дающие возможность свободного распоряжения временем, исключающие большую нагрузку);

однородное возрастное распределение маломобильной группы (лица свободных профессий и ремесленники);

возрастное распределение, состоящее из малоперспективных занятий, не требующих от работника заинтересованности (заполнено лицами разного возраста).

Д. Фитерман и Р. Хаузер получили следующие страты на основе профессиональных групп:

1. высший слой работников  нефизического труда:

1.1. управляющие и торговые  работники (вне розничной торговли);

1.2. Специалисты (наемные  и самостоятельные).

2. Низший слой нефизического  труда:

2.1. Собственники;

2.2. клерки;

2.3. торговые работники; (розничной торговли).

3. Высший слой физического труда:

3.1. Квалифицированные  рабочие промышленности;

3.2. Квалифицированные  рабочие строительства

3.3. Квалифицированные  рабочие других отраслей.

4. Низший слой физического  труда:

4.1. Станочники;

4.2. работники обслуживания;

4.3. неквалифицированные  рабочие.

5. Фермеры и сельско-хозяйственные  рабочие

 

Таким образом, основными  показателями дифференциации будут  являться образование, квалификация и  престиж профессии, характер труда, отображающие место индивида в общей системе общества. Так же все вместе это будет являться отображением сущности профессий, статусов, ролей, принадлежности к группе. Профессия является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Профессия – важный фактор, определяющий престиж личности.

 

Глава 2. Трудовая деятельность как основа социальной стратификации в российском обществе

§1. Формирование профессиональной стратификации в переходный период российского общества

Информация о работе Труд как сфера социальной дифференциации