Теория социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоты птичьего полета перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, другие трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т. д. Все что-то делают, суетятся, постоянно входят в различные контакты, связи и т.д. Придя на учебу мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобразным, далее неделимым атомом этой живой социальной реальности?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальное взаимодействие……………………………………………5
Социальное действие и социальная связь………………………………..5
Сущность социального взаимодействия………………………………...11
Условия возникновения социального взаимодействия…………………14
Типология взаимодействия по сферам и формы социального взаимодействия…………………………………………………………………..21
Глава 2. Теории социального взаимодействия…………………………………23
2.1. Теория социального обмена Джорджа Хоманса………………………..23
2.2. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида…………..25
2.3. Драматургический подход Эрвина Гоффмана………………………….28
2.4. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Общ. соц..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     Для объяснения социальной стратификации  Дж. Хоманс вводит еще один принцип - принцип дистрибутивной справедливости. Суть этого принципа состоит в том, что любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Отсюда - социальное неравенство естественно и справедливо, поскольку отражает пропорции личных вкладов индивидов в общественное целое. 

   2.2. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида:

     Парадигма символического интеракционизма опирается  на труды М. Вебера, который подчеркивал  необходимость понимать действия и  поведение людей с их точки зрения, а не с позиции стороннего наблюдателя.

     Основное  понятие символ. интеракционизма  — взаимодействие (обмен символами).

     Взаимодействие  рассматривается сторонниками этого  направления как непрерывный  диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации между участниками. Коммуникация, в свою очередь, становится возможной лишь благодаря тому, что люди, вступающие в контакт, придают одинаковые значения одним и тем же символам. Особое значение в данной теории придается анализу языка как главного символического посредника взаимодействия

     Само  название направления было предложено в 30-е гг. ХХ в. американским социологом Гербертом Блумером. Исходные принципы концепции интеракционизма:

  • люди совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они придают этим объектам;
  • сами эти значения возникают из социальных взаимодействий;
  • любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения людей.20

     Важнейший вклад в разработку символического интеракционизма внес Джордж Герберт  Мид, профессор философии Чикагского университета. Используя понятие  «роль» как центральное, он подробно показал, каким образом социальные процессы создают человеческую «самость» – осознание человеком самого себя и своего места в обществе.

     По  Миду, разница между человеком  и любым другим деятельным существом  заключается в двух отличиях:

     1.все  виды деятельных существ, включая  человека, оснащены мозгом, но только  человек обладает разумом;

     2.все  живые существа обладают телом,  однако лишь человек имеет  ощущение собственной исключительной  и неповторимой личности.21

     Разум человека возникает и развивается в рамках социального процесса, важнейшим фактором которого является язык. Способность осознавать свое «Я» развивается в социальной жизни посредством «взятия на себя» роли. Человек становится действующим субъектом благодаря реакции на себя других людей. Социальная жизнь зависит от способности людей воображать самих себя в других социальных ролях.

     Самое существенное в людях, по Миду, это  то, что они живут, постоянно созидая, в мире смыслов, толкований и содержаний и делают это в обществе других людей независимо от того, знают они об этом или нет. Необходимой составляющей процесса включения человека в общество являются детские игры, в которых детьми «проигрываются» различные роли, закрепляющие принятые в данном обществе образцы поведения. Люди, с которыми человек (ребенок) взаимодействует наиболее интенсивно и чье поведение определяет его состояние, называются «значимыми другими». Значимые другие играют важнейшую роль в процессе социализации человека.22

     Последователь Дж. Мида Г. Блумер, помимо дальнейшей теоретической разработки концепции интеракционизма, уделял большое внимание практическим исследовательским работам. По его мнению, социология должна приспосабливать свои методы к ситуациям, с которыми она сталкивается. Исследователь должен сам стать таким, как те, кого он изучает, чтобы получить доступ к схемам интерпретации, которые применяются в этой ситуации. Отсюда – основные методы интеракционистов: наблюдение участников и интервью.

     Некоторые видные социологи, считают, что символический  интеракционизм дает более реалистичное представление о механизме социального взаимодействия, чем теории социального обмена. Однако концентрация внимания на уникальных и неповторимых субъективных смыслах – представлениях индивидов – делает практически невозможным конструктивный анализ и обобщения. 

   2.3. Драматургический  подход Эрвина  Гофмана:

    Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в  социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений.

    Вот беременная женщина, одетая в блузку, на которой написано слово "бэби" и изображена стрела, направленная к животу. Вероятно, она стремится  создать впечатление, что не считает беременность чем-то таким, что надо скрывать. А может быть эта особа хочет, мягко говоря, шокировать окружающих. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений. Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления. Он может стремиться обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или же - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам.23

     Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего  прочего, стараются создать впечатление  своей значимости, внушить всем, что без них никакое мероприятие не состоится. Можно привести и другой пример. Том Вулф (1976) рассказывает о писателе, который тратил слишком много денег на покупку мебели из-за своей привычки: после каждой вечеринки обходил всю квартиру и останавливался там, где располагались его гости; он пытался оценить обстановку дома с их точки зрения, другими словами, посмотреть на нее их глазами". Если то, что они видели, ему не нравилось, он покупал новую мебель.

     Гоффман также обсуждает способы, с помощью  которых люди "сохраняют свое лицо", если по каким-либо причинам произвели невыгодное впечатление. Во время званого обеда у гостя после главного блюда вырвалась отрыжка; он пытается спасти положение рассказом об обычае, существующем на Ближнем Востоке: там отрыжка означает, что гость доволен трапезой, если же отрыжка отсутствует - это оскорбление для хозяев.

Вообще  говоря, Гоффман (1956-1957) считает, что  смущение является своего рода признанием ошибки. Оно как бы выражает просьбу  еще раз дать возможность произвести "хорошее" впечатление.

     Некоторым людям трудно произвести выгодное впечатление  на других. На них словно лежит стигма, позорное клеймо. Цвет кожи, склонность к гомосексуализму, уродство могут  считаться позорными. Такой человек  обречен на одиночество среди  "нормальных" людей, его не только считают непохожим на других, с ним не желают общаться. Гоффман (1963) пишет: "Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь клеймом".24

    Такие индивидуумы могут выбирать различные  стратегии поведения. Порой им удается "проскочить" (т.е. скрыть позорное клеймо). Иногда так поступают евреи, живущие в чужой им культуре. "Заклейменные" склонны делить весь мир на две части: большой мир, которому они не доверяют, и небольшая группа друзей, заслуживающих доверия. Так ведут себя люди, побывавшие в психиатрических больницах, стремясь защититься от враждебности и предрассудков окружающих. Некоторые действуют в одиночку - например, незамужняя девушка уезжает в другой город, чтобы родить ребенка. 

   2.4. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда:

     Теория  межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт. Согласно теории Фрейда, в различных жизненных ситуациях  мы применяем понятия, усвоенные  в раннем детстве. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются там потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидера, а вернее тем, что люди отождествляют их могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития.

     Регрессия проходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттл исследовал некоторые группы, образовавшиеся в Гарвардском университете. Они состояли из студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, их возглавляли аспиранты или члены профессорско-преподавательского состава. Эти группы встречались в назначенное время, но у них не было четкого плана деятельности. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданий способствовало укреплению власти лидеров групп. Здесь действовали законы джунглей. В какой-то мере эти группы напоминали семьи в примитивных обществах: их члены семьи принимали на себя роли "отца", "матери" и "ребенка"; "родители" должны были "улаживать" проблемы и конфликты, происходившие в жизни "детей". "Улаживание" ситуации иногда требуется, например, когда руководитель на предприятии подвергает нападкам коллегу только за то, что она напоминает ему нелюбимую сестру или когда студентка плохо успевает по какому-то предмету, потому что ей не удается очаровать преподавателя.25

 

Заключение:

     В заключении своей курсовой работы хочется еще раз сказать о важности социального взаимодействия, не смотря в какой трактовке и в какой теории его использовать. С данным понятием мы сталкиваемся ежедневно. Есть различные формы взаимодействий, различные типологии с некоторыми из них мы ознакомились в курсовой работе.

     Основой социального взаимодействия служат: индивиды; их акты, действия; проводники; общая основа для контакта. Так же в работе я осветила небольшую часть социального действия и социальной связи, эти понятия неразрывно связаны с социальным взаимодействием.

     Помимо  того, в основной части работы рассмотрены  некоторые теории социального взаимодействия, осветить все в пределах работы наверно  не возможно, поэтому изложена основная мысль трудов ученых.

     Данному вопросу посвящено достаточно много научной литературы, учебных пособий для вузов, так как социальное взаимодействие является одним из основных понятий социологии, и каждый человек желающий добиться каких либо результатов в этой сфере должен знать, понимать, и различать понятия действия, социального действия, социального взаимодействия. Необходимо так же иметь хоть малейшее представление о теориях социального взаимодействия, чтобы более полно понимать, что это такое и применять в решении насущных социологических проблем.

 

     Список  использованной литературы:

  1. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - 358 с.
  2. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, 0 28 Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.
  3. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. – М.: Политиздат, 1990.- 199с.
  4. Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РЕАН Л.Н. Москвичев. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 912 с.
  5. Парсонс Т. О структуре социального действия. М, 2000.
  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд.: - СПБ.: Питер, 2002. – 688 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Санжевский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования продлем общества и личности в социологии. – Тамбов: Изд-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2002. – 432 с.
  8. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
  9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
  10. Н.И.Щипанов, Г.В.Осипов, Ю.П.Коваленко, Р.Г.Яновский. Социология - М.: Мысль, 2005.-335с.
  11. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева.- М.:ИНФРА-М, 2004. – 654 с.

Информация о работе Теория социального взаимодействия