Теория социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.
Одним из направлений социальной защиты населения является семейная политика. Семейная государственная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного порядка, адресованных непосредственно семье. И от эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Современное состояние проблемы в РФ…………………………………………4
2.Причины возникновения проблемы в обществе………………………………...6
3.Пример жизненной ситуации, связанный с этой проблемой…………………...9
4.Методы решения данной проблемы…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

350 2.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Современное состояние проблемы в РФ…………………………………………4

2.Причины возникновения  проблемы в обществе………………………………...6

3.Пример жизненной  ситуации, связанный с этой проблемой…………………...9

4.Методы решения данной проблемы…………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создание действительно  эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.

Одним из направлений  социальной защиты населения является семейная политика. Семейная государственная  политика представляет собой целостную  систему мер экономического, правового, социального и организационного порядка, адресованных непосредственно семье. И от эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Объект исследования – семья как социальное явление.

Предмет исследования – проблемы современной семьи, связанные с жильем.

Цель работы – исследовать проблемы современной семьи, связанные с жильем и выявить методы решения данной проблемы.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть современное состояние проблемы в РФ;

- исследовать причины  возникновения проблемы в обществе;

- рассмотреть пример  жизненной ситуации, связанный с  этой проблемой;

- определить методы решения данной проблемы.

Задачи работы решались посредством использования методов: социологического исследования, наблюдения.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что рекомендации, данные в ней, могут  быть использованы для совершенствования  организации социальной поддержки  и защиты семьи.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

 

1.Современное состояние  проблемы в РФ

 

Одним из основных показателей  жизненного уровня, имеющим большое  социальное значение и оказывающим  непосредственное воздействие на жизнь  семьи, является именно обеспеченность жильем и возможность его содержания и приобретения.

Проблема обеспеченности семей жильем стала весьма острой в связи с его приватизацией  и развитием рыночных отношений  в этой области. Актуальность этой проблемы связана, прежде всего:

  • со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;
  • низким уровнем доходов основной массы семей;
  • ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
  • необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в условиях обесценивания накопленных для этих целей фондов;
  • необходимостью срочного решения жилищных проблем семей, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы, бомжи, а также офицеры, вышедшие в отставку, военнослужащие и их семьи).1

Обеспеченность российских семей жильем остается низкой. Россия значительно отстает от многих стран мира по этому важному показателю уровня жизни семей. На начало 2011 года в жилищном фонде имелось 2,75 млрд. кв.м. общей площади. в том числе в городском жилищном фонде – 1,995 млрд. кв.м, а в сельском – 0,756 млрд. кв.м. В очереди состоявших на учете на получение жилья стояло 6286 тыс. семей.

В то же время 5,8% российских домохозяйств имели менее 9 кв. м  общей площади на человека, 57,0% –  менее 20 кв. м и только у 28,5% – свыше 25 кв.м.

Обеспеченность одного жителя в среднем составила на начало 2011 г. 18,7 кв. м общей площади в городской местности и 19,4 кв. м – в сельской, что приближается к международному стандарту начала 60-х годов. Однако по другим критериям россиянам еще далеко до международных нормативов обеспеченности жильем тридцатилетней давности, тем более до современных нормативов.

Часть семейств России все  еще проживает в коммунальных квартирах и общежитиях. В среднем  их доля составляет на начало 2012 г. – 4,5%, но в некоторых городах она значительно выше. В жилищном фонде городов России на начало 2012 г. в среднем в каждой комнате проживало 1,3 чел., в сельской местности – 1,1 чел. 17,3% российских домохозяйств располагает только одной комнатой, доля трехкомнатного жилья составляет около 40%. Следствием этого является низкая обеспеченность общей площадью – менее 19 кв. метров на человека.

Таким образом, дефицит жилья имеет значительные размеры, которые еще более возрастают, если принять во внимание потребности в жилье вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства.2

Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов  и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

В очереди на получение  жилья на начало 2012г. числилось 6286 тыс. семей, из которых пятая часть состоит на учете 10 и более лет. На начало 2012 г. 12% семей России стояли в очереди на получение жилья. В некоторых городах доля таких семей доходит до 40%.

Приобретение квартир  за счет собственных средств для  большинства семей весьма и весьма иллюзорно. Рыночные цены продажи стандартной  двухкомнатной квартиры превосходят  годовой доход домохозяйства  более чем в десять раз (в зависимости от региона).

 

 

2.Причины возникновения  проблемы в обществе

 

Обеспечение населения  жильем должно быть доминантой в социальной политике любого государства, оказывая определяющее воздействие на уровень  жизни населения. Тем не менее, как  показали результаты комплексного исследования жилищного рынка в России, последние десятилетия характеризуются негативными тенденциями. 

Причина первая: износ  основных фондов.

На протяжении 2000-х годов новое строительство велось более низкими темпами и в меньшем объеме по сравнению с предыдущими периодами, в течение десяти лет не проводились ремонтные работы, в связи с этим характерен износ многих существующих квартир. В 2001–2005 годах появилась тенденция к постепенному росту объемов жилищного строительства, но интенсивное выбытие жилищного фонда продолжается, кроме того, оно не отвечает потребностям населения. Площадь аварийных и ветхих домов достигла 91,2 млн. кв. м. Около 4,5 млн. российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Среди них многие нуждаются в так называемом социальном жилье. В связи с этим мы считаем, что остро стоит проблема формирования сегментированного рынка жилья, доступного для различных категорий граждан. Значительное влияние на жилищный рынок оказывает отрасль производства стройматериалов.

Степень износа основных фондов в отраслях производства стройматериалов  достигла 47%, причем ежегодное выбытие  превышает ввод. Это приводит к  старению основных фондов, особенно их активной части, а также к фактическому сокращению производственных мощностей. Средний возраст основной части машин и оборудования – 7 лет. Технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований. Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий.

В связи с этим необходимо развитие и модернизация производства стройматериалов. Большое внимание должно быть уделено механизмам реализации мер технического перевооружения отрасли, в том числе посредством обновления основных производственных фондов, внедрения прогрессивных технологий. Как показывает опыт зарубежных стран, многие дома частично или полностью собираются в заводских условиях. Широкое применение получили модули и блоки. Время сборки таких домов ограничивается днями, общая продолжительность всего цикла по созданию (с момента принятия заказа до сдачи) – не более 8 месяцев. Внедрение новых производств значительно расширит объемы жилищного рынка и снизит себестоимость жилья. 

Причина вторая: недостаток финансирования.4

Сложившаяся на жилищном рынке ситуация связана и с недостатком финансирования. Государство принимает слабое участие в массовом жилищном строительстве, а ввод жилья за свой счет, несмотря на рост, сдерживается низким уровнем доходов населения. Реальный платежеспособный спрос населения на рынке недвижимости значительно ниже потенциального. Это связано с тем, что, несмотря на наблюдаемый в последнее время рост доходов, общий уровень жизни населения России остается низким.  
Основным показателем, характеризующим состояние рынка жилья с точки зрения возможности приобретения квартир гражданами, является коэффициент доступности жилья, измеряемый как соотношение средней стоимости стандартной квартиры (общей площадью 54 кв. м к среднему годовому доходу семьи из трех человек). Коэффициент доступности составляет 8,6 (тогда как в 2009 г. он был равен 6,5; 2010 г. – 6, в 2011 г. –5,6). 

Причина третья: административные барьеры.

Рост объемов строительства  новых домов ограничен из-за нефункционирующих  земельных рынков, непрозрачных систем выдачи разрешений на строительство и монополии местных рынков строительства. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются строители, – отсутствие подготовленных под жилую застройку участков.5

Правительство разработало  схемы, по которым планируется выделять государственные гарантии по кредитам, которые регионы станут брать в банках на эти цели, плюс в федеральном бюджете будут предусматриваться средства для погашения процентной ставки по займам. В итоге ставка по кредитам не превысит 6–7%. Эти меры будут способствовать снижению себестоимости жилья и увеличению объемов строительства. Однако критерии выделения таких субсидий будут жесткими. Деньги станут вкладываться в регионы, где жилищное строительство на подъеме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пример жизненной  ситуации, связанный с этой проблемой

 

Проблема обеспечения  молодых семей жильем в Мурманске, как и по стране, существует. Для  ее решения в Мурманске реализуется  две программы: муниципальная и  региональная. Основная для города – муниципальная целевая программа  «Обеспечение жильем молодых семей города Мурманска» на 2011-2015 годы. Реализация программы показала, что с каждым годом желающих получить субсидию на приобретение жилья, становится все больше. Во многом это связано с тем, что в 2008 году с подачи администрации Мурманска городской Совет депутатов увеличил возраст участников программы с 30 до 35 лет и число мест участников. С 2011 года уже не 50, а целых 100 семей в год имеют право на субсидии. 

И если раньше в мэрию подавали заявления семьи, состоящие из двух-трех человек. То после увеличения возраста, больше стало приходить тех, у кого два или даже три ребенка. Так, в списках на 2012 год есть даже четыре семьи с тремя детьми. Также больше стало семей, которые хотят улучшить жилищные условия. Например, семья живет в однокомнатной квартире, но хочет купить более просторное жилье. Если метраж позволяет (в квартире менее 12 метров приходится на одного человека), тогда семья имеет право подать на расширение квартирной площади.

Участникам программы  предоставляется свидетельство  с положенной суммой, с которым  семья обращается в банк. В мэрии  каждый год проводится конкурс на уполномоченные банки. Выбираются самые  надежные и предоставляющие наиболее льготные условия. С этими банками у администрации заключены договора, они отчитываются перед городом. Семья же при покупке квартиры может использовать разные возможности финансирования: взять ипотеку или кредит в любом банке, использовать собственные сбережения. 

Сегодня банки пересматривают в сторону повышения процентные ставки по ипотеке. Но повышение ставки участникам муниципальной программы не грозит – договором с городской администрацией зафиксировано четко 11,5%. 

Помимо муниципальной  действует еще региональная программа  «Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области». Мурманск тоже принимает в ней софинансирование. Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей» выгодно отличается от региональной. Дело в том, что по областной программе субсидию на покупку квартиры могут получить только малоимущие семьи, у которых размер среднемесячного совокупного дохода на одного человека не превышает прожиточного минимума. Но таким заемщикам банки не слишком охотно предоставляют кредит. 

Совершенно иной подход и к расчету самих субсидий. В областной программе семьям выплачивают 40-45% от квартиры, но берется средняя рыночная стоимость по всему региону, которая, как правило, на 30-40% ниже, чем фактически сложившаяся в региональном центре. 

О том, что муниципальная  программа работает и помогает приобрести свое жилье, свидетельствуют и сами семьи-участники. Они даже приходят к специалистам в администрацию Мурманска, благодарят, приглашают в гости на новоселье. 

Мурманчанка Надя Радыгина одна воспитывает пятилетнюю дочку и приобретение квартиры стало для нее большой проблемой. 

«Мы жили в одной квартире пятером: мои родители, сестра, я и дочка. Потом я снимала квартиру, но приходилось отдавать до 10 тыс. руб. в месяц. Для мамы с ребенком это очень дорого, – рассказывает Надя Владимировна. – Теперь у нас своя 3-хкомнатная квартира на улице Инженерной, небольшая, но наша. Мы очень довольны. С помощью программы кредит в Сбербанке было намного проще взять, кроме того первый взнос от города снизил процент с общей суммы кредита. И пусть нам придется отдавать деньги за квартиру банку, но тут мы платим за свое, а не за чужое, как при аренде квартиры». 

Информация о работе Теория социальной работы