Теория социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоты птичьего полета перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, другие трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т. д. Все что-то делают, суетятся, постоянно входят в различные контакты, связи и т.д. Придя на учебу мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобразным, далее неделимым атомом этой живой социальной реальности?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальное взаимодействие……………………………………………5
Социальное действие и социальная связь………………………………..5
Сущность социального взаимодействия………………………………...11
Условия возникновения социального взаимодействия…………………14
Типология взаимодействия по сферам и формы социального взаимодействия…………………………………………………………………..21
Глава 2. Теории социального взаимодействия…………………………………23
2.1. Теория социального обмена Джорджа Хоманса………………………..23
2.2. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида…………..25
2.3. Драматургический подход Эрвина Гоффмана………………………….28
2.4. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Общ. соц..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

      Так или иначе, если нет каких-либо проводников, выступающих переносчиками материальных носителей информации, ни о каком взаимодействии не может быть и речи. Однако когда проводники налицо, препятствием для осуществления взаимодействия не будут ни пространство, ни время. Вы можете позвонить в Лос-Анджелес приятелю, находящемуся на другом конце земного шара (проводник - телефонный кабель) или написать ему письмо (проводник - бумага и средства почтовой доставки) и таким образом вступить во взаимодействие с ним. Более того, вы взаимодействуете с основателем социологии Огюстом Контом (которого уже нет в живых), читая его книги. Посмотрите, какая длинная цепь взаимодействий пролегает между вами, сколько социальных субъектов в нее включено (редакторы, наборщики, переводчики, издатели, книготорговцы, библиотекари) - они ведь тоже выступают проводниками этого взаимодействия. Таким образом, при наличии проводников "фактически ни пространство, ни время не являются препятствием для взаимодействия людей".13

      Мы  уже отмечали выше, что социология, в отличие от таких научных дисциплин, как, например, психология или социальная психология, изучает не только прямое и непосредственное взаимодействие, протекающее в ходе непосредственных контактов между индивидами. Объектом ее исследования выступают все виды социальных взаимодействий. Вы вступаете во взаимодействие со множеством знакомых и незнакомых вам людей, когда выступаете по радио, направляете статью в журнал или газету, или, будучи должностным лицом достаточно высокого уровня, ставите свою подпись под документом, затрагивающим жизнь довольно большого числа граждан. И во всех этих случаях невозможно обойтись без материальных носителей информации, а также тех или иных проводников, передающих эту информацию.

      Выше  мы сочли необходимым дополнить предложенный П.Сорокиным перечень условий возникновения социального взаимодействия еще одним - тем, что назвали наличием общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь идет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию. В противном случае взаимодействие может либо остаться неосуществленным, либо привести к результату, порой прямо противоположному тому, который ожидают обе стороны.

      Наконец, наиболее общий подход к рассмотрению сущности социального взаимодействия, очевидно, требует классифицировать их, т.е. составить определенную типологию взаимодействий. Как известно, составление любой типологии производится на основе выбора определенного критерия - системообразующего признака. П. Сорокин выделяет три главных признака, которые дают возможность разработать соответственно три различных типологии социальных взаимодействий. Кратко ознакомимся с ними.

      В зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия. Если говорить о количестве, то здесь могут возникнуть лишь три варианта взаимодействий:

    • происходящие между двумя одиночными индивидами;
    • между одиночным индивидом и группой;
    • между двумя группами.14

       Каждый  из этих типов обладает собственной  спецификой и существенно отличается по своему характеру от других, как указывает Сорокин, "даже при предпосылке качественной однородности индивидов".15

      Что касается качества, то прежде всего  он указывает на необходимость учитывать  однородность или разнородность  вступающих во взаимодействие субъектов. Критериев однородности или разнородности можно выделить великое множество, вряд ли возможно подвергнуть учету даже сколько-нибудь полную их совокупность. Поэтому Сорокин приводит перечень наиболее важных, среди которых, по его мнению, следует выделять принадлежность к: 

a) одной семье a') разным семьям
b) одному  государству b') разным государствам
c) одной  расе c') разным расам
d) одной языковой группе d') разным языковым группам
e) одному  полу  e') разным полам
f) одному возрасту f') разным возрастам
m) сходным  по профессии, степени богатства,  религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным,  художественным, литературным вкусам  и т.д.  m) различным  по профессии, имущественному  положению, религии, объему прав, политической партии и т.д.
 

      "Сходство  или различие взаимодействующих  индивидов в одном из этих  отношений имеет громадное значение  для характера взаимодействия".16

      В зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами. Здесь также невозможно или чрезвычайно трудно охватить весь спектр вариантов; сам Сорокин перечисляет некоторые из них, наиболее важные:

  1. В зависимости от делания и неделания (воздержания и терпения).
  2. Взаимодействие одностороннее и двустороннее.
  3. Взаимодействие длительное и временное.
  4. Взаимодействие антагонистическое и солидаристическое.
  5. Взаимодействие шаблонное и нешаблонное.
  6. Взаимодействие сознательное и бессознательное.
  7. Взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.

      И, наконец, составляется типология взаимодействий в зависимости от проводников. Здесь  Сорокин выделяет:

  • формы взаимодействия в зависимости от природы проводников (звуковое, свето-цветовое, двигательно-мимическое, предметно-символическое, посредством химических реагентов, механическое, тепловое, электрическое);
  • взаимодействие непосредственное и опосредованное.

      Отметим, что если бы возникла настоятельная  необходимость произвести более  глубокий анализ каких-то реальных систем взаимодействия, то это можно было бы проделать в матричной форме, накладывая друг на друга различные основания классификации и описывая любое конкретное социальное взаимодействие по группе признаков. 

   1.4. Типология взаимодействия по сферам и формы взаимодействий:

Типология социального взаимодействия по сферам:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА, где индивиды выступают как  собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, и т.п.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  СФЕРА, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННАЯ  СФЕРА, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов и т.п.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас;

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СФЕРА, где люди противоборствуют или  сотрудничают как представители  политических партий, общественных движений, а так же как субъекты государственной  власти: судьи, полицейские, присяжные, и т.д.;

РЕЛИГИОЗНАЯ СФЕРА подразумевает контакты между  представителями разных религий, одной  религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся  к области вероисповедания;

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ  СФЕРА - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Формы взаимодействия :

КООПЕРАЦИЯ - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

КОНКУРЕНЦИЯ - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями. Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

КОНФЛИКТ - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит  не  мирным путем, возникает вооруженный конфликт - война.

 

Глава 2 Теории социального  взаимодействия Дж. Хоманса, Д. Мида, Э. Гоффмана, З. Фрейда:

     В истории социологии существовало несколько  попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила так называемая теория действия, в которой в различных вариантах предполагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались социологи: ( М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения.

     В предыдущей главе мы рассмотрели, что  такое социальное взаимодействие и  некоторые факты, связанные с  ним. В данном разделе мы обратимся  к теориям социального взаимодействия, таким как: теория социального обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Д. Мида., драматургический подход Э. Гофмана. Концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания.  

   2.1 Теория социального  обмена Джорджа  Хоманса:

     Теория обмена (Дж.Хоманс) в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты.17

Дж. Хоманс выдвинул ряд гипотез, объясняющих  социальные действия людей:

    • Положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.
    • Положение стимула - описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением.
    • Положение ценности - заключается в том, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.
    • Положение "насыщения-голодания" - исходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для нее повторение подобной награды.
    • Положение "агрессии-одобрения" - характеризуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. И наоборот.18

     Этот  набор положений объясняет, почему человек действует так или  иначе в любой ситуации. Более  того, Дж. Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов. Он считает, что в сущности отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия индивидов. Дж. Хоманс проводит аналогию действий личности и поведения социальных систем, но это приводит его к ряду проблем. Основной трудностью для него оказывается объяснение власти, насилия и социального неравенства. Он пытается обойти эту трудность, вводя новые положения о чертах, присущих социальному обмену.

     В самом деле, вводимые им положения хорошо объясняют поведение людей (социальный обмен) только тогда, когда взаимодействие индивидов оказывается взаимовыгодным или, по терминологии Дж. Хоманса, симметричным. Но общественные отношения далеко не всегда взаимовыгодны. Для объяснения несимметричных отношений обмена Дж. Хоманс выдвигает принцип наименьшего интереса, состоящий в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации (процессе обмена) обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. Результатом этого становится появление власти, поскольку тогда "один человек имеет большую способность вознаградить других в обмене, чем другие могут вознаградить его".19 Таким образом, любые властные отношения, даже самые насильственные, представляют собой, согласно Дж. Хомансу, частный случай обмена (несимметричный обмен), а потому могут объясняться исходя из тех же положений, что и обмен симметричный. Эта концепция власти сопровождается у Дж. Хоманса идеологической верой в то, что социальная эволюция предполагает выравнивание отношений обмена, делая насилие скорее частным случаем, чем правилом.

Информация о работе Теория социального взаимодействия