Теория «осадков» и «производных»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:21, лекция

Описание

Как мы уже отмечали, Парето пришел в социологию из экономической науки. Он положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Он полагал, что часто употребляемые мыслителяхми понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в дан­ном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблю­дать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования.

Работа состоит из  1 файл

Парето.docx

— 25.39 Кб (Скачать документ)

Вильфредо Парето

Теория «осадков»  и «производных».

Как мы уже  отмечали, Парето пришел в социологию из экономической науки. Он положил  в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Он полагал, что часто употребляемые  мыслителяхми понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в дан­ном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблю­дать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования.

Будучи одним  из лидеров психологического направле­ния в социологии, Парето утверждает, что социальное разви­тие определяется действиями людей. Он делит человеческие действия, как мы уже сказали, на логические и нелогические. Различие между ними определяется соотношением в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах.

Логические  действия являются объективно адапти­рованными к преследуемой цели. Как отмечал В. Парето в «Трактате общей социологии», эти действия представляют собой «операции, которые логически объединены опреде­ленной целью, не только по отношению к субъекту, который выполняет эти операции, но и по отношению к тем, кто об­ладает широкими знаниями». Эти действия отличаются идентичностью взглядов акторов (субъективная точка зрения) и компетентным внешних наблюдателем (объектив­ная точка зрения). Эти действия носят ограниченный характер, т. к. они ограничиваются такими действиями, которые неким внеш­ним наблюдателем оцениваются как надлежащие.

Сфера логических действий — это естественные науки, экономика, технология, а также некоторые  военные, полити­ческие, юридические области. В социальной жизни преобла­дают нелогические действия.

Особо следует  отметить тот факт, что логические дей­ствия, согласно Парето, основаны на рассуждении, нелоги­ческие — на чувствах. Правда, последние включают в себя и рассуждение. Его роль в данном случае состоит в «логизации», т. е. рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логи­ческих. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонауч­ные теории. Распространение этих теорий совершенно не за­висит от их обоснованности и логической ценности, т. к. они основаны не на разуме, а на чувстве.

Чувства, будучи глубинным фактором поведения, сами по себе неуловимы. Их только можно  постигнуть через опре­деленные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных».

Теории, посредством  которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Постоянный эле­мент Парето обозначает термином «осадок» («резидуи»). Термином «производное» («деривация») Парето обозначает изменчивый элемент.

 

 

«Осадки»  Парето делит на шесть классов. Они  выглядят таким образом:

I класс. Инстинкт  комбинации.

II класс.  Настойчивость в сохранении агрегатов.

III  класс.  Потребность в проявлении своих  чувств по­средством внешних актов.

IV класс.  Осадки, связанные с социальностью.

V класс. Единство  индивида и того, что ему принадле­жит.

VI класс.  Сексуальный осадок.

Главное значение Парето придает первым двум классам. Первый, «инстинкт комбинаций», воплощает  тенденцию к социальному изменению. Второй, «настойчивость в сохране­нии агрегатов», выражает консерватизм, тенденцию к неиз­менности социальных форм.

«Осадки»  одного общества, как правило, существенно  отличаются от «осадков» другого. Они  незначительно изме­няются в пределах отдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев внутри каждого обще­ства весьма изменчиво.

«Осадки»  — это постоянный, устойчивый, неизменный элемент в «теориях», «логизирующих» нелогические челове­ческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», будучи их непо­средственным проявылением.

«Производные» или «деривации», согласно Парето, со­ставляют изменчивый и поверхностный слой «теорий». Они базируются на «осадках» и через них — на «чувствах», в кото­рых они черпают свою силу. «Производные» удовлетворяют потребности человека в логике или псевдологике. Они могут либо усиливать, либо ослаблять «осадки».

Парето делит «производные»  на четыре класса:

Первый класс — это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать гово­рит своему ребенку, требуя от него послушания.

Второй класс — содержит в себе аргументы и рассужде­ния, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обы­чаи), который делает их эффективными, независимо от их логической ценности. Убеждение авторитетом можно видеть на примере наставления ребенка матерью: «Ты должен слу­шаться, потому что этого хочет папа».

В третьем классе «производных» «доказательство» осно­вано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Пра­во, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидар­ность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъ­естественных чувств. Здесь возникают запреты и императи­вы. Продолжая серию примеров обращения матери к ребенку, можно привести относительно третьего класса «дериваций» следующее: « Нельзя так делать, потому что Дед Мороз обидит­ся, рассердится, не поздравит тебя, не даст подарка».

Четвертый класс «производных» черпает силу убеж­дения в «вербальных доказательствах», т. е. таких, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью». Например, определенный политический ре­жим объявляется демократическим, потому что он действует в интересах народных масс.

Такие «производные»  нелогического характера имеют  место сплошь и рядом и базируются на весьма сомнитель­ных политических заявлениях лидеров стран и партий. Но реальных доказательств подлинного демократизма подоб­ных режимов, как правило, просто нет. Собственно говоря, вся пропагандистская работа часто строится на использова­нии таких «производных», именно в этом состоит механизм манипулирования массовым сознанием. Эти «производные» широко используются не только в политике, но и в судопро­изводстве.

«Деривации» четвертого класса, по Парето, имеют  боль­шое значение в политике, поскольку они охотно принимают­ся каждым человеком, даже самым большим невеждой, кото­рый готов повторять приводимые аргументы снова и снова. Не случайно эту идею активно использовали фашистские ре­жимы Италии и Германии, которые создавали многочислен­ные идеологические мифы, в том числе и такие, которые не соответствовали действительности.

«Осадки»  и «производные» Парето положил  в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их ком­бинация конкретно определяет тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из такой искусственной схе­мы В. Парето строил объяснения механизмов общественной жизни. Общество, по его представлениям, — это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм в обществе вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным рас­пределением «осадков» среди них. Поэтому и социальное неравенство для Парето представляется совершенно есте­ственным, очевидным и реальным фактом.

 


Информация о работе Теория «осадков» и «производных»