Теория обществ Вильфредо Парето

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:03, реферат

Описание

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Содержание

Введение 2
1. Жизнь и научная деятельность Вильфреда Парето. 3
2. Теория общества. 4
Список используемой литературы 9

Работа состоит из  1 файл

Теория обществ Вильфредо Парето.docx

— 74.17 Кб (Скачать документ)

Парето рассматривает  общество как систему, состоящую  из взаимозависимых частей. Системная  ориентация составляет одну из важнейших  особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в истории социологии сложилась, главным образом, под  воздействием двух редукционистских моделей: организмической (общество как организм) и механистической (общество как механизм). Из этих двух моделей Парето, в отличие, например, от Дюркгейма, выбирает вторую, хотя иногда опирается и на первую.

Парето отрицает прогрессивный  характер социального развития. «Прогресс» – это одна из «теорий», которую  он разоблачает. С его точки зрения, развитие социальных систем и подсистем  носит маятниковый, колебательный  и циклический характер. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, так же как и в социальной системе  в целом, наблюдается ритмическое  чередование сменяющих друг друга  тенденций. Кроме того, итальянский  ученый неустанно подчеркивает взаимозависимость  всех элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости  изменения, происходящие в одних  элементах, неизбежно вызывают изменения  в других. Парето отвергает попытки  устанавливать между отдельными элементами социальной системы односторонние  причинно-следственные связи: «Следует помнить, что действия и противодействия следуют друг за другом бесконечно, как в круге…». В противовес монистическим и редукционистским теориям Парето отстаивает идею многофакторности, которая составляет необходимую предпосылку системной ориентации в социологии. Каждый элемент социальной системы может быть понят только после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим элементам. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.

Равновесие, о котором  пишет социолог, – не статическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме  того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, происходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Однако, признавая эволюцию общества, Парето «отказывает» ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, связанные между собой имеют маятниковый и циклический характер. Это значит, что общество, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращаются к определенному равновесному состоянию. Циклический характер развития общества итальянский ученый связывает в значительной мере с циклами развития элиты, описанными им в широко известной социологическому сообществу концепции, ей посвященной.

Идеи Парето о системном  подходе к обществу находились в  русле тех социологических традиций, в соответствии с которыми главной  задачей социального организма  было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. При  этом требовался учет целого ряда переменных, функционально взаимодействующих между собой. На них исследователь обращал особое внимание.

Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал  такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был  профессиональным экономистом, прошедшим  серьезную школу итальянской  политэкономии (М.Панталеони, Л.Вальрас) и оставившим свой заметный след в  этой области научных знаний, причем именно в теории равновесия экономической  жизни. По мнению Парето, экономическая  подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические  цели и действующих на основании  экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Именно здесь мы сталкиваемся с той логикой рассуждений  и доказательств итальянского ученого, которая привела его от экономической науки к социологии, к системному подходу, анализу действий и взаимодействий людей, базирующихся на их психических склонностях и предрасположенностях (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки.

Общество для Парето –  это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры). Это, прежде всего, система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и т.д. Более того, выступая определяющим объективным фактором действий людей, их психические состояния тем самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал те суждения и аргументы, которые выдвигает действующий индивид.

Парето критиковал своих  предшественников, в первую очередь  О.Конта и Г.Спенсера, за то, что  они совершенно не учитывали психическое  состояние индивидов как объективную  базу их деятельности, а тем самым  и функционирования общества в целом. Социолог, считает Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует.

Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные  суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники  и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке –  описание социальных фактов, поскольку именно оно и дает знания об обществе. Что касается законов социологии, то их задача – устанавливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое (он характеризовал как логико-экспериментальное) исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Но эта детерминация, указывает социолог, оказывается не прямой, а опосредованной, через чувства человека.

Итак, психический склад  индивида обусловливает его чувства, определяющие характер его действий. Последние были названы Парето «нелогическими», именно они и составляют предмет  социологического исследования. Поскольку  общество представляет собой, с точки  зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, поскольку социология выступает наукой, прежде всего, об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств.

Подчеркивая динамичный характер общества как социальной и исторической системы, Парето полагал, что в основе этого динамизма находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально-экономические факторы. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражение чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся». И далее «…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет только хронику этих сочетаний».

Таким образом, любое конкретное общество, взятое в историческом развитии, рассматривается как динамичная социальная система, вне зависимости от ее социально-экономической «начинки». Это выглядит внешне странным, учитывая, что многие годы, даже десятилетия жизни Парето были посвящены занятиям экономической наукой. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жизни перед социальными факторами общественной и индивидуальной деятельности, – такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.

 

Список используемой литературы

 

    1. Зборовский, Г.Е. История социологии : учебник / Г.Е. Зборовский. М.: Гайдарики, 2007.
    2. Лекции по социологии. Лекция седьмая. Социология В. Парето. «РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ», Интернет.
    3. Теория развития обществ. 5баллов, Интернет.
    4. Вильфредо Парето. СоциологияRIN.ru, Интернет.
    5. Общество как система в состоянии равновесия. Pseudology.org, Интернет.

Информация о работе Теория обществ Вильфредо Парето