Теории происхождения общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:24, доклад

Описание

Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.
Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.
В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 22.40 Кб (Скачать документ)

  Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     "РОССИЙСКАЯ  ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ" 

     Ростовский  филиал 

ДОКЛАД

по  дисциплине «Социология»

на  тему: «Теории происхождения общества»

                                                                                   
 
 

Выполнил: студент 3 курса

 экономического  факультета

Карпун Дарья

Ростов-на-Дону

2011 г.

 
 

  Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей. 
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.  
Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться. 
В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

  Также выделяют следующие гипотезы происхождения  общества:

  • естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

  • божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

  • космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

  Все они ценны и интересны, в равной мере дискуссионны, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

  В то же время сложился ряд научных  теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассматривают вытекающие из нее  этапы социального конструирования  общественных объединений.

  Действительно, если проигнорировать (за недоказанностью) тезис о том, что организм такой  сложности, как человеческий, просто не мог сформироваться эволюционным путем за короткий период существования  жизни на Земле, и тем самым  отмести все «демиургические» и  «мутационные» концепции, остается рассмотреть, каким образом человек воплотил свою собственную природу в созданную им общественную систему и социальную организацию. 

Обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.

       В социологии сложился ряд  научных теорий, которые, взяв  за основу одну из особых характеристик 6иологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.

       На этот счет существует ряд  интересных догадок, каждая из  которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

       Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов.

Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами.

Возникла  и стала развиваться социальная организация.

       Сексуальная концепция базируется  на такой особенности человека, как

внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному неконтролируемому хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины — женщин и детей — и могут создавать нагрузки, гибeльныe для конкретного сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей

и. возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, даёт социальную организацию,

которой человечество успешно пользуется до сих пор.

       Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение     человеческих    ассоциаций,    способных    выполнять    сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию

лидера  и прибрать к рукам сразу все  выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т. п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти распределения привилегий среди остальных членов общества.

Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения  неравенства (суть порядка), ложатся в основу социальной организации, т. е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть — разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы,

но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).

       Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе.

Поскольку женщина обладает биологической  монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально выполняет роль сервера по обслуживанию

процесса  воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание.

Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создали искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда был заключен договор между мужчинами о распределении женщин, возникла социальная организация, общность, в которой действовали правила общежития. Несмотря на то, что мужчины испокон века нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной

круговой  поруки и не допускают женщин в  социально значимые сферы, связанные  с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном

мире повышается и существенно видоизменяет сложившиеся отношения, решения и структуры).

       Семантическая концепция строится  на признании слабости человека  как

биологического  существа. В связи с этой биологической  слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач.

Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая "обозначения" и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь,

люди  формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договорных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

       Социологические концепции происхождения  общества, как видим, очень

разнообразны. Они обращаются к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.

 

Список  использованных источников:

 
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность,  познание и управление. М.:, 1999. 
 
2. Кравченко А.И. Основы социологии. М.: Логос, 1998. 
 
3. Радугин А.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 1997. 
 
4. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1998.  
 
5. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. М.: Знание, 1995. 
 
6. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005. 70 с.

 

Информация о работе Теории происхождения общества