Теории и концепции общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.

Содержание

1. Типология общества …………………………………………………3
2. Концепции происхождения общества ……………………………….7
3. Конвергенция общественных систем ……………………………….10
4. Принципы устройства современного общества …………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...17

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

9

         3.Конвергенция  общественных систем 
     

         В обществе существуют различные виды социальных систем, например, экономические  системы, их назначение - производство товаров и услуг; система образования - передача знаний, культуры от одного поколения к другому; и т.д.         Конвергенция если переводить дословно означает “сходство”. Общественные системы можно сравнивать по множеству различных признаков. Сравним американскую и русскую системы по статусам. Американский вариант социальной стратификации: «высший класс»: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светилы, крупные архитекторы.

         2) второго статуса - «высший класс»: главный управляющий средней  фирмой, инженер-механик, газетный  издатель, врач с частной практикой,  практикующий юрист, преподаватель колледжа.

         3) третьего статуса - «высший средний  класс»: банковский кассир, преподаватель  муниципального колледжа.

         4) четвертого статуса -«средний  класс»: банковский служащий, дантист,  учитель начальной школы, начальник  смены на предприятии, служащий  страховой компании, управляющий  универсамом.

         5) пятого статуса - «низший средний  класс»: автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный  работник, занятый физическим трудом, служащий гостиницы, работник  почты, полицейский, водитель  грузовика

         6) шестого статуса - «средний низший  класс»: водитель такси, среднеквалифицированный  работник, занятый физическим трудом,

         10

           бензозаправщик, официант, швейцар.

         7) седьмого статуса – «низший  класс»: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник,  мусорщик.

         Опираясь  на концептуальную модель многомерной  стратификации, учитывая роль власти и  идеологии в ее формировании, социолог  Инкельс (США) представляет систему  социального неравенства, сложившегося в СССР в 30-50 года в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину  которой составляли три наиболее престижные группы:

         1)  правящая элита, куда входили  руководители партии и правительства,  верхушка военных, высшие должностные  лица;

         2)  высший слой интеллигенции, выдающиеся  ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ  и привилегий они довольно  близко стояли к первой группе, но между ними существовала  довольно значительная разница  по шкале власти;

         3)  «аристократия рабочего класса»:  ударники - герои первых пятилеток,  стахановцы и т.д.;

         4)  «отряд интеллигенции»: управленцы  среднего звена, руководители  небольших предприятий, работники  высшей школы, дипломированные  специалисты и офицеры;

         5)  «белые воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.;

         6)  "преуспевающие крестьяне": работники  передовых колхозов и совхозов;

         7)  Средне- и малоквалифицированные  рабочие;

         8)  «беднейшие слои крестьянства»,  малоквалифицированные рабочие,  занятые тяжелым физическим трудом  на производстве за мизерную  заработную плату;

         9)  «зеки»

         11

         Большинство американцев, относящих себя к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с повышением или  понижением их статуса. Например, шофер  такси сочтет за оскорбление предложение  пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше. Очень многие американцы не связывают экономический  успех с основанием собственного дела, самостоятельного предприятия. Они  работают по найму. Тем не менее работа остается для них не только основой  материального благополучия, но и  самоутверждения, самоуважения, самооценки.

         Говоря  о том, что одна из главных причин деформации системы социальной стратификации  была связана с подменой социально-профессиональных критериев политико-идеологическими  суррогатами, следует отметить явление  так называемой аскрипции. Существование  предписываемого аскриптивного  статуса - характерная черта доиндустриальных обществ, тогда как в современном  западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый»: успешная карьера человека, его социальный престиж определяются главным образом  его профессиональными результатами и достижениями. В нашей стране феномен» предписываемого статуса  получил весьма широкое распространение, особенно в последние два десятилетия: социальное положение человека в  обществе определялось не только объемом  его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших  в качестве признаков социальной дифференциации. 
     
     
     
     

         12

         4.Принципы  устройства современного  общества 
     

         Развитие  общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных  элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов  и их замедления, частичного распада  общественных структур, с частичным  возвратом к старому.

         Конечно, каждый отдельный человек рождается  в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся  систему общественных отношений, которую  невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в  этой системе. Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между  обществом и человеком, между  народами, нациями, государствами.

         Социальная  структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы  находятся в тесной взаимосвязи  между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни  постоянно взаимодействуют между  собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают  большое влияние на отношения  наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.

         Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных  условиях представляет собой не просто некое множество параллельно  сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную

         13 

    общественную  целостность. В том и состоит  сложность существования 

    и функционирования социальной структуры общества, что  в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются  как качественно устойчивые социальные образования.

         Социальная  структура рассматривается в  широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком  смысле слова включает в себя различные  виды структур и представляет собой  объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова  являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

         Социальная  структура в узком смысле слова  - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

         Социальная  структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической  формации свойственна 

         14 

    своя  социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова,

         в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки  и культуры сыграла буржуазия  в период Возрождения в странах  Западной Европы. Не менее важной оказалась  роль русской интеллигенции в  развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

         Говоря  о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом  характере. Социология (как наука  об обществе) сегодня исходит из того, что социальные группы – это  относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический  признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские  общности, дружеские компании. Под  общественным классом понимается большая  социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве.

         В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой  структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения  нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически  во всех странах мира образование  считается сегодня важнейшей  сферой развития общества. На первый план в жизни современного

         15 

    общества  выходит человек, его сознание, мышление и творчество.

         Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет  наблюдается поступательный переход  к информационной модели развития человечества, где стирается грань между  производством и потреблением, где  деятельность человека связана, прежде всего, с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

         Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура  общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий (в той или иной отрасли) и профессий (с учетом квалификации и образования).

         Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное  переплетение социальной структуры  общества. Здесь еще очень важно  отметить, что человек в течение  жизни может поменять свою классовую  принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности  являются устойчивыми элементами современной  структуры общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         16 

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

         1. Арутюнян Ю.В. О социальной  структуре общества постсоветской  Россиии. - Режим доступа: www.socman.ru;

         2.    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1998;

         3.     Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 704 с.

         4.    Дюркгейм, Э. Социология. – М., 1995

         5.    Зборовский Г.Е. Общая социология. - Екатеринбург, 1999

         6.   Ковалевский М.М. Соч. в 2-х т. - Т.1. Социология. - СПб: АЛЕТЕЙЯ, 1997.

         7.     Кравченко А.И. Социология. Словарь. - М.: Академия, 1997.

         8.  Кравченко А.И. Социология. Справочное пособие для студентов и преподавателей. - М.: "Московский лицей", 1996.

         9.   Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 368 с.

Информация о работе Теории и концепции общества