Концепции и теории этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:07, реферат

Описание

Таким образом утверждалась особая, характерная для данных общностей культура. То есть в отличие от расы этничность может изменяться, ибо этнические группы связаны с развитием культуры и символизируют определенные ее этапы. Племена были уже более четко связаны с определенной территорией, защищали ее, имели внутреннюю формальную организацию. С переходом к пастушеству и земледелию появляется и определенный хозяйственный уклад. Все это объединяло, стимулировало развитие этнической общности. Смешение племен приводило к появлению новой общности -народности, которая символизирует более высокую культуру общества. Это относится и к материальной культуре (орудия труда, жилище,одежда), и духовной (обычаи, нормы, ценности, мифы, верования,народное творчество), так называемой фольклорной культуре.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 29.65 Кб (Скачать документ)

1.Введение.

 

Исторически первыми социальными  общностями людей были естественные кровно родственные объединения - род, клан. В отличие от расы, которая  являлась продуктом биологического развития и объединяла людей с  общими биологическими чертами (цвет кожи, волос, черты лица, характер телосложения), социальные общности являлись результатом  социального взаимодействия. В процессе повседневного общения складывались общие представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли людей. Большую роль в жизни первых общностей играла вера в общего предка, поклонение определенным силам природы. Они не только объединяли, но и придавали  устойчивость роду, кланам, являлись основой  формирования коллективного сознания. По мере того, как происходило смешение родов, кланов, основными факторами  устойчивости становились общность историко-географического происхождения  общность природной среды, обычаев. В процессе взаимодействие родов, кланов, объединявшихся в племена, складывались новые обычаи, верования, привычки, нормы, ценности, появился общий язык.

Таким образом утверждалась особая, характерная для данных общностей культура. То есть в отличие от расы этничность может изменяться, ибо этнические группы связаны с развитием культуры и символизируют определенные ее этапы. Племена были уже более четко связаны с определенной территорией, защищали ее, имели внутреннюю формальную организацию. С переходом к пастушеству и земледелию появляется и определенный хозяйственный уклад. Все это объединяло, стимулировало развитие этнической общности. Смешение племен приводило к появлению новой общности -народности, которая символизирует более высокую культуру общества. Это относится и к материальной культуре (орудия труда, жилище,одежда), и духовной (обычаи, нормы, ценности, мифы, верования,народное творчество), так называемой фольклорной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Концепции и  теории этноса.

 

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

В среде этнологов отсутствует  единство в подходе к определению  этноса и этничности. В связи с  этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций.

  • примордиализм - данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого;
  • дуалистическая теория этноса - данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах: В узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)». В широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность»;
  • социобиологическое направление - данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей;
  • пассионарная теория этноса (теория Гумилёва) - в ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Этнос является одним из видов этнических систем, всегда входит в состав суперэтносов, и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций. Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием;
  • конструктивизм - согласно теории конструктивизма этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д. Так, В. А. Тишков даёт следующее определение: «Народ» в смысле этнической общности — группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности;
  • инструментализм - эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этногенез.

 

Основные условия возникновения  этноса — общность территории и  языка — впоследствии выступают  в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться  и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях  в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём  преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению  языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

 

 

 

 

 

 

4.Этнос и культура.

 

 

 Культура — дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

 Как известно, культура  вообще имеет множество определений.  Некоторые специалисты насчитывают  их до нескольких сотен. Но  все эти определения «укладываются», по сути, в несколько основных  значений (аспектов), благодаря чему  становятся более или менее  обозримыми.

В изучении культуры существует несколько подходов:

1. ценностный (аксиологический — связь общечеловеческих ценностей);

2. символический (культура — система символов);

3. организационный;

4. деятельностный подход;

 

Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, например: базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

 

 

5. Этнические общности.

 

 

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что  один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых  полностью включает в себя другую. Например, русский может считать  себя донским казаком и одновременно славянином. Эта иерархия такова:

 

элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора), как непосредственного носителя этнических свойств.

субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение между консорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой. Основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Иерархическая классификация этносов.

 

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции  этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

  1. Род — группа людей, которая основана на кровных связях.
  2. Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
  3. Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.
  4. Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.
  5. Суперэтнос — по мнению некоторых специалистов,новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для суперэтноса характерна высокая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию суперэтносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значить общность их геополитических целей. По некоторым прогнозам суперэтнос станет главным субъектом мировой политики XXI века, оттеснив на вторые роли нации и национальные государства.

 

 

7. Этнос и нация.

 

Между понятиями «этнос»  и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая  на смену народности.

Тем не менее, некоторые исследователи  четко формулируют отличия нации  от этноса, указывая на разную природу  происхождения понятий «этнос»  и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Этническая идентичность.

 

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей  принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента —  когнитивный (знания, представления  об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена  на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной  группы, отношение к членству в  ней, значимость этого членства). Одним  из первых развитие у ребенка осознания  принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил  три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает  первые фрагментарные знания  о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже  четко идентифицирует себя со  своей этнической группой, на  основании национальности родителей,  места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом  возрасте (10-11 лет) этническая идентичность  формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных  народов ребенок отмечает уникальность  истории, специфику традиционной  бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут  заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем  Минска, католиком, родившимся в пограничной  с Польшей Брестской области. Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном  он белорус. С этого времени осознает себя белорусом».

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали  в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе  из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек», а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии, где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США. В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие  измерения этнической идентичности:

  • моноэтническая идентичность со своей этнической группой, когда у человека преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном отношении к другим этносам;
  • измененная этническая идентичность человека, живущего в полиэтнической среде, когда чужая этническая группа расценивается как имеющая более высокий статус (экономический, социальный и т. п.), чем своя. Это характерно для многих представителей национальных меньшинств, для иммигрантов во втором поколении (смотри также статью ассимиляция (социология));
  • биэтническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, владеет обеими культурами и осознает их как одинаково позитивные;
  • маргинальная этническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, не владеет в достаточной мере ни одной из культур, что приводит к внутриличностным конфликтам (ощущение неудачливости, бессмысленности существования, агрессивность и т. д.);
  • слабая (или даже нулевая) этническая идентичность, когда человек не относит себя к какой-либо этносу, а декларирует космополитическую (я — азиат, я — европеец, я — гражданин мира) или гражданскую (я — демократ, я — коммунист) идентичность.

9.Список использованной  литературы.

 

  1. Лурье С.В. Историческая этнология — М.: Аспект Пресс, 1997.
  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное — М.: Книжный дом "Либроком", 2009.
  3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр "Академия", 2003.

 


Информация о работе Концепции и теории этноса