Телевидение и мы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:49, научная работа

Описание

Целью данной работы является - исследовать влияние средств телевидения на воспитание молодёжи.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические проблемы воспитания молодёжи средствами телевидения;
2. Проанализировать подходы к изучению влияния телевидения на воспитание молодежи;
3. Проанализировать воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение молодого поколения;
4. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников.

Содержание

В с т у п л е н и е …………………………………………………..3
О с н о в н а я ч а с т ь
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания
подростков средствами телевидения
1.1 Сущность воспитательного влияния средств
телевидения на развитие личности………………………..4-5
1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную
деятельность и поведение подростков…………………..6-7
1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его
влияние на поведение школьников……………………….8-9
Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание
подростков
2.1 Анализ телевизионных программ. ……………………10-12
2.2 Социологический опрос в средней общеобразовательной
школе №4 г. Краснокаменска………………………..13-14

З а к л ю ч е н и е………………………………………………15-16
Список литературы источников и литературы……………..................17

П р и л о ж е н и я………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

научная работа Телевидение и мы.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

XXI Районная научно-практическая конференция

школьников  «Шаг в науку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Телевидение и мы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учащаяся 11 б класса

Социально - экономического профиля

средней общеобразовательной 

школы № 4 г. Краснокаменска

Рябова  Екатерина

 

Научный руководитель: учитель обществознания

Средней общеобразовательной 

Школы № 4

Евгения Николаевна Косяченко

 

 

 

 

Г. Краснокаменск

2011 год

 

О Г Л А  В Л Е Н И Е

 

 

    1.        В с т у п л е н и е …………………………………………………..3
    2.        О с н о в н а я   ч а с т ь

     Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания

                    подростков средствами телевидения

                      1.1 Сущность воспитательного влияния средств

                               телевидения на развитие личности………………………..4-5

                      1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную   

                               деятельность и поведение подростков…………………..6-7

                      1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его

                              влияние на поведение школьников……………………….8-9

      Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание

                     подростков

                        2.1 Анализ телевизионных программ. ……………………10-12

                      2.2 Социологический опрос в средней общеобразовательной

                               школе №4 г. Краснокаменска………………………..13-14

 

    1.    З а к л ю ч е н и е………………………………………………15-16

        Список литературы источников и литературы……………..................17

 

                 П р и л о ж е н и я………………………………………………..18

 

 

Введение

 

 

 

Личность формируется множеством элементов социально-культурной среды. Экранные искусства создают постоянно  действующую информационно-эстетическую среду, которая формирует ценностные ориентации детей молодёжи.

В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы  молодёжи. Всё чаще мы встречаемся  с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма, а потом спрашиваем себя, почему наша молодежь так жестока и невоспитанна.  А ведь именно в данный возрастной период и происходит интенсивное усвоение этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности, которые позволили бы ему адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного развития.

Поэтому сегодня как никогда  актуально стоит вопрос о влиянии  средств массовой информации, и, в  первую очередь – телевидения, на духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Целью данной работы является - исследовать влияние средств телевидения на воспитание молодёжи.

Объектом исследования выступает процесс воспитания молодёжи.

Предметом является воспитание средствами телевидения.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические проблемы воспитания молодёжи средствами телевидения;

2. Проанализировать подходы к изучению влияния телевидения на воспитание молодежи;

3. Проанализировать воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение молодого поколения;

4. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы воспитания подростков средствами телевидения

 

1.1 Сущность  воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности

 

 

 

             Впервые телевидение появилось в Лондоне в 1925 г. в результате успешного эксперимента Д. Бэерда. В апреле 1935 года в Берлине появился первый телевизионный салон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года открылся телетеатр с проектором на 300 человек. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году из здания Московского радиоузла на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть — РТРС). А первый телеприемник появился в 1949г. До середины 80-х гг. в нашей стране существовало два центральных канала, причем, если первый канал могли смотреть почти 96% населения страны, то два канала антенна могла принимать не у всех, в зависимости от региона примерно 88% в масштабах страны. Три канала — было только у третьей части страны. Причем большинство телеприемников (на две трети) еще до 90-х годов оставался черно-белым.

Содержание программ, предоставляемых  телевидением, охватывало различные  сферы человеческой жизни в целом - сообщения и обзоры на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные, развлекательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя назвать иначе как огромным.

При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха активно задействуют пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Вспомним, один из принципов манипуляции массами — внушение. На этом принципе основано действие телерекламы. Например, человеку показывается какой-нибудь рекламный ролик. Предположим, поначалу у такого человека происходит явное отторжение демонстрируемого материала (т.е. представление человека об этом товаре иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Этим как бы успокаивает себя. На самом деле, если на протяжении длительного времени в информационное поле попадает какой-нибудь сигнал, то информация неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем, какой товар купить, такой человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже «что-то слышал». Более того. Именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд, как чего-то знакомого. В итоге, когда такой человек оказывается перед выбором товара, о котором ему ничего неизвестно, и товара, о котором он уже «что-то слышал» — то инстинктивно (т.е. подсознательно) потянется к знакомому товару. В итоге подобная информация, отложившись в подсознании и закрепившись там вследствие многократного повторения, сформирует определенный стандарт поведения. Если же такая информация откладывается в детском или подростковом возрасте, то в этом случае мы получаем практически стопроцентный результат. Так как чем больше проходит времени, тем более действенна (важна и необходима) для подросшего ребенка становится заложенная в детстве в его подсознание информация, потому что для большинства период детства психоаналитически ассоциируется с радостью, а психика так устроена, что воспоминания о хорошем всегда наиболее приятны.

Количество времени, которое человек  тратит на просмотр телепрограмм впечатляет. В среднем на это занятие у человека уходят три часа в день, больше человек расходует только на работу и сон. Отчасти такое влечение к телевидению объясняется врожденным свойством – так называемым исследовательским рефлексом. Впервые он был описан академиком И.П. Павловым в 1927 году. Исследовательский рефлекс – это инстинктивная, зрительная или слуховая реакция на неожиданный или новый раздражитель.

Природа этих реакций восходит к эволюционной способности человека распознавать и реагировать на движение вокруг. Таким образом, телевидение уникально не столько содержанием, сколько формой.

Этими законами и руководствуются  создатели музыкальных клипов и  телевизионных реклам, где используется быстрая смена кадров для удержания внимания, хотя смысл увиденного часто не улавливается.

Исследовательский рефлекс оказывается  перегружен. Прикованный к экрану человек чувствует усталость и психологическую неудовлетворенность, но оторваться от него он уже не в состоянии.

 

1.2 Воздействие  средств телевидения на познавательную  деятельность и поведение молодёжи

 

 

 

Подростковый  период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений молодых людей с окружающими его миром, изменяется его отношение к самому себе. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается. Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я? Какой Я" И часто ответ на этот вопрос дает ему телевидение.

Долгое время телевидение считалось  безопасным занятием, однако в последнее  время много говорится о том, что частый и бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные последствия  не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных» детей, эти последствия становятся все более очевидными.

Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они  теряют способность и желание  чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения  сказок, для создания собственного воображаемого мира. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.

Другим тревожным симптомом, согласно данным обзора научных исследований, является прямая зависимость между  значением коэффициента интеллекта (КИ) ребёнка и временем, которое он проводит у телевизора. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телепрограммы, тем ниже значение их КИ. Чем больше внимания ребёнок уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и др. литературы, приготовление уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерное увлечение телепередачами зачастую означает недостаточно высокий показатель интеллекта и низкую успеваемость в школе.

Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, - неправильное питание. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям. Кроме того, небезопасно действия рекламы , которая предлагает нам разного рода блюда быстрого приготовления, продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара и соли. В некоторых странах действуют законы, регулирующие воздействие рекламы на детей и предотвращающие тем самым неправильный рацион их питания.

Другим уже нравственным аспектом является представления на ТВ детей и пожилых людей. Старики в фильмах чаще всего бывают злодеями или жертвами, упрямыми, капризными или выжившими из ума. По аналогичному механизму возникают и расовые предубеждения, так как в большинстве фильмов негры и латиноамериканцы по сравнению с белыми чаще бывают безработными или выполняют неквалифицированную работу, в их семьях чаще возникают ссоры и конфликты, чем в семьях белых людей. Негров в фильмах представляют не такими как белых людей, белые часто бьют в фильмах негров и т.д. Подобные фильмы показываются на центральных каналах в «детское» время и молодёжи нравятся такие фильмы. А потом наше правительство задается вопросом: «Откуда в нашей стране так много скинхедов?».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Эффект насилия  в средствах телевидения и  его влияние на поведение школьников

 

 

 

Современные исследователи говорят  о том, что современный ребёнок проводит 20 часов у телевизора. Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов. Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия. В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.

Информация о работе Телевидение и мы