Телевидение и мы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:49, научная работа

Описание

Целью данной работы является - исследовать влияние средств телевидения на воспитание молодёжи.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические проблемы воспитания молодёжи средствами телевидения;
2. Проанализировать подходы к изучению влияния телевидения на воспитание молодежи;
3. Проанализировать воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение молодого поколения;
4. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников.

Содержание

В с т у п л е н и е …………………………………………………..3
О с н о в н а я ч а с т ь
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания
подростков средствами телевидения
1.1 Сущность воспитательного влияния средств
телевидения на развитие личности………………………..4-5
1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную
деятельность и поведение подростков…………………..6-7
1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его
влияние на поведение школьников……………………….8-9
Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание
подростков
2.1 Анализ телевизионных программ. ……………………10-12
2.2 Социологический опрос в средней общеобразовательной
школе №4 г. Краснокаменска………………………..13-14

З а к л ю ч е н и е………………………………………………15-16
Список литературы источников и литературы……………..................17

П р и л о ж е н и я………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

научная работа Телевидение и мы.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Воспитатели и родители детей, активно  просматривающих телепередачи, говорят  о том, что для этих детей характерны: тенденция к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения.

Эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Свою правоту предпочитают доказывать дракой.

 Телевизор оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Сейчас в среднем на один час лучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в них участвует около двух третей главных героев телефильмов. По выходным дням детские дневные передачи содержат до восемнадцати подобных сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убивают друг друга), впрочем, в отличие от «взрослых» программ, жестокость персонажей в них почти не вызывает боли и страданий – дети не видят последствий жестоких поступков. Дети и подростки пытаются подражать своим героям и делают тоже самое в настоящем мире.

С первых своих шагов и до нынешних времен кино неуклонно становилось  все более жестоким. Вероятно, это  происходило потому, что создатели  картин стремились поддерживать зрительский интерес, в то время как публика привыкала к ужасам на экране. Однако вместе с этим в людях укоренялась мысль о том, что в насилии нет ничего необычного, а регулярное созерцание подобных сцен на экранах кинотеатров и телевидению располагало к проявлениям жестокости в повседневной жизни, особенно в состоянии гнева. Некоторые исследования подтверждают, что грубые и жестокие развлечения делают людей равнодушными и бессердечными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание молодёжи

 

2.1 Анализ программ телевидения

            

 

 

          Репертуар программ и передач, которые мы смотрим, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53% опрошенных).

«Кривое зеркало» с Е. Петросяном, «Аншлаг» с Р. Дубовицкой, на сегодняшний день - это программы, наполненные примитивными комиксами, гримасами и пошлостью, актёры которых хохочут над собственными физиологическими недостатками и проблемами других людей.  Передача на телеканале «ТНТ» – «Камеди клаб» заявляющая себя , как «протест против всего официального и скучного» на самом деле наполнена откровенным сленгом, однополой любовью, популяризацией пьянства и наркотиков.

Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.

Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола в таких программах как «Программа Максимум», «Репортерское расследование», «Чрезвычайное происшествие». Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников.

Даже  в детских игровых, развлекательных  программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как "Что? Где? Когда?" раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.

Но  не все на нашем телевидении так  плохо и, конечно же, по телевидению  можно увидеть и другие программы. Например, передачу «Умники и умницы». Хотелось бы верить, что ее смотрят тысячи ребят, любящих историю, и тоже могут найти ответы на сложнейшие вопросы, которые не всем взрослым под силу. Ведь это поистине очень интересная передача, с помощью которой можно узнать много нового, того, что в будущем действительно пригодится. На нашем телевидении сейчас очень много познавательных передач, но в каждой из них можно найти много «минусов». По-нашему, только две из таких программ, где нет «минусов» или, по крайней мере, их не сосчитать. Вторая такая программа – «Своя игра». Даже, несмотря на то, что в нее играют взрослые посмотреть ее можно. Также не очень плохая передача на Первом канале «Кто хочет стать миллионером?». Вопросы и ответы в этих программах совсем не о том, что показывают по популярным молодежным каналам.

Сейчас  в России стало возможным просмотр такого канала как «Discovery». На этом канале рассказывается о том, что нас окружает, многие люди, никогда не смотревшие этот канал, считают, что там только рассказывается о природе и экологии. Но это не так, ведь здесь показывают интересные исторические события, рассматриваемые с неординарной точки зрения, а эта тема, зачастую очень интересна многим современным подросткам (молодым людям – о войне, об оружии и т.д.; девушкам – о королевах, балах и т.д.). Многим очень интересна тема НЛО, на телеканале «Discovery» почти каждый день рассказывают об этом удивительном явлении, а многие другие молодые люди в это время в очередной раз смотрят какое-нибудь MTV.

Если бы более 50% ребят в нашей стране смотрели телеканал «Культура», вряд ли бы у нас было так много неучей. Этот канал смотрят всего лишь примерно 15% детей из всей страны. Этот канал действительно патриотичный, замечательные программы и фильмы показывают там. Очень обидно, что никто не может заставить посмотреть хотя бы раз этот замечательный канал нынешних ребят. Очень много опер и балетов показывают на «Культуре», а ведь мало кто из современной молодёжи знает кто написал, например, оперу «Евгений Онегин».

К сожалению, отношение к другому человеку как к средству достижения личной цели, в том числе как к средству развлечения, сегодня широко представлено на телевидении. Достаточно посмотреть «Дом-2» (ТНТ), «Правила съема» (ТНТ). Опасность этих примеров в том, что в представлении у подростков утверждается принципиальная возможность отношения к человеку как к средству достижения цели, что неизбежно перенесется ими на отношения с другими – в школьном классе, военной казарме, семье.

Юноши и девушки далеко не всегда выбирают передачи с высоким ценностным потенциалом. Телепродукция ведущих каналов («Первый канал»), («Культура»), («Россия») предоставляет возможность всем желающим стать зрителем глубоких и несущих в себе высокие ценности телепередач: («Встань и иди»), («Линия жизни»), («Отечество и судьбы»), («Очевидное – невероятное») и др. При соответствующей работе педагога они могли бы стать действенным средством воспитания ценностных отношений личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социологический  опрос в средней общеобразовательной школе №4 г. Краснокаменска

 

 

 

Мое исследование посвящено влиянию телевидения на психологию молодёжи, на их поведение после просмотра той или иной передачи. Мы приходим домой, во время еды, во время плохого настроения, мы почти всегда смотрим телевизор, а ведь сейчас для этого созданы все условия. Участниками исследования стали учащиеся 10-11-х классов. Всем им была предоставлена разработанная анкета. ( См. приложение №1).

В анкетировании приняли участие 42 ученика 10-11 классов. В результате анкетирования были получены следующие данные: современной молодежи наиболее интересны музыкальные программы (21 человеку). В основном интерес у молодежи вызывают различные хит-парады (такие как «Русская десятка», «20-ка самых-самых» и др.); развлекательные программы выбрали 14 человек, участвующих в анкетировании, лидирующие место здесь занимают КВН и скандальный телепроект «Дом-2»; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы (5 человек), это такие программы как «Итоги», «Умники и умницы» и «Гении и злодеи». 29 человек совмещают просмотр телевидения с другими видами умственной деятельности, в основном это подготовка к занятиям или чтение книг. В процессе анкетирования выяснилось, что несколько подростков (19 человек) телевидению все-таки предпочитают чтение книг, то есть то, что их увлекало в детстве. Самым популярным каналом молодежь считает канал МTV (20 человек), 11 человек считают, что самый часто просматриваемый канал – это МУЗ-ТВ, телеканал СТС смотрят 5 учащихся, за то, что здесь нет никаких информационных выпусков всяких «взрослых» передач, 6 человек назвали другие каналы (Первый канал, НТВ).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

1. Большинство программ, телепроектов, реалити-шоу, все-таки неблагоприятно влияют на психологию школьников, на их поведение после просмотра некоторых программ.

2. Программ отрицательно влияющих  на нашу молодежь гораздо больше, чем программ, положительно влияющих  на психологию ребят, а также и на их умственные способности.

3. Допускаемое время просмотра  телевизора составляет 2 часа и  не более (хотя большинство  ребят смотрят телевизор около 2-4 часов).

Хотелось бы рекомендовать подрастающему поколению проводить у телевизора столько времени, сколько этого рекомендует здравоохранение.

Согласно проведенному исследованию рекомендуется больше смотреть такие программы, как «Умники и умницы», «Своя игра», интеллектуальное телеказино «Что? Где? Когда?», а также просмотр таких каналов, как «Культура» и Discovery. Поменьше времени тратить на просмотр таких программ, как «Дом-2», различных передач, где проявляется агрессия, насилие.

На мой взгляд, необходимо запретить показ программы «Дом-2». Также необходимо запретить показ различных фильмов в эфире центральных каналов, которые содержат сцены насилия, хотя бы отвести таким фильмам и программам отдельное, «недетское» время. В неделю интеллектуальные программы и шоу идут всего лишь один раз, в то время как негативные программы показывают почти каждый день; над этим необходимо задуматься взрослым, которые следят за этим, а именно работникам телевидения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его  существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние телевидения на воспитание детей и молодёжи нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни каждого ребёнка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения.

Информационное поле нового типа быстрее  всего повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва  с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов.

При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит и государственному контролю, который должен сдерживать неумеренную коммерциализацию медиа. Современная молодежь, которой предстоит  жить в эпоху новых технологий, — это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. А.И. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
  2. Алешина, И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации / И.Алешина // Международное сотрудничество, 2000, №1.
  3. Берковиц, Л. Агрессия / Л. Берковиц - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001г.- 361с.
  4. Булгаков, А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М., 2003г.- 384с.
  5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Жан Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 159с.
  6. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий – М.: Издательство ИКАР, 2002 – 224с.
  7. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.
  8. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М.: КДУ, Высшая школа, 2003.
  9. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского – Режим доступа: http://2003.vernadsky.info/works/qb/index.html
  10. Возрастная психология и педагогика /Под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984
  11. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. / Н.А.Голядкин. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  12. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002. – 132
  13. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  14. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. / Д.Рашкофф. - М.: Ультра. Культура, 2003. – 166с.
  15. Саппак, В. Телевидение и мы. Четыре беседы. [Текст] / В.Саппак. - М.: «Искусство», 1988. – С. 16

Информация о работе Телевидение и мы