Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание

Проблематика социальной поддержки как разновидности социальной работы с особо сложными категориями семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_korrektsia (1).doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Учреждения социальной защиты населения активно используют технологию социальной коррекции.

Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Социальная коррекция — это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Такая технология часто применяется при работе с неполными семьями для коррекции детско-родительских отношений.

На сегодняшний день деятельность социальной работы осуществляется: в  центрах социальной помощи семье  и детям, консультативные центры для женщин, кризисные центры и  др. В них оказывают помощь в  решении различных психологических проблем, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми. Нередко в таких центрах работают "телефоны доверия", клубы и общества взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми, досуг [Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье.-М.,1999.- 348 с.].

Таким образом, в первой главе, мы попытались рассмотреть обстоятельства, при которых возникают и формируются неполные семьи проблемы возникающие у детей из неполных семей. Такими проблемами являются: материальная проблема, проблема социальной адаптации ребенка.

 

Выводы по первой главе

Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни это не всегда и не всеми осознается в достаточной степени. Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.  Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи. 

Рост неполных семей в обществе порождает проблемы: экономические, демографические, педагогические.

На сегодняшний  день подавляющее большинство неполных семей можно отнести к категории  материально нуждающихся.

Материальные трудности являются причиной определенных комплексов у членов неполной семьи, особенно у детей с их неокрепшей нервной системой. У ребенка, когда он видит, что одет хуже остальных или не имеет того, что есть у других ребят, может сложиться комплекс неполноценности. В результате он становится замкнутым, нерешительным, отстраненным от окружающих. Возможно, что все это породит в нем агрессию и внутриличностные конфликты.

У родителей же, воспитывающих ребенка в одиночку, в результате материальной нужды и постоянных ограничений, вызванных ею, появляется нервозность, вспыльчивость, чувство безысходности, что, конечно, дестабилизирует семейный социально-психологический климат.

 

  1. . Художественно-творческая деятельность как средство социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье

    1. Художественно творческая деятельность и ее значение на опыте деятельности ГУСО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям»

 

Художественно-творческая деятельность разнообразна и включает в себя такие понятия как:

  • Рисование красками (гуашью, акварелью, масляными красками и т.д.).
  • Лепка из пластилина, глины.
  • Рисование песком.
  • Создание коллажей.

И т.д.

В работе специалистов по социальной работе и других помогающих профессий с клиентами художественно-творческая деятельность играет значительную роль. Она помогает установить контакт с клиентом и создать условия эффективного взаимодействия специалиста с обратившимся, и самое главное помогает выявить и решить его проблемы.

Первой очень важной, но не единственно, целью художественно-творческой деятельности является развитие эстетического сознания всех людей, эстетического отношения к жизни своей и окружающей, способности к ее освоению по «законам красоты».

Образцы эстетического  отношения к миру исторически  закреплены и овеществлены в художественной культуре человечества и не только в картинах, скульптуре, гравюрах, а и в  разнообразных предметах жизнедеятельности людей, т.е. в результатах художественного труда. [Н.К. Сергеев, Т.Ю. Андрющенко, 2006]

Другая, наиболее важная,  цель художественно-творческой деятельности – это помощь человеку. Эта помощь может иметь разнообразный характер – это и:

    • Повышение самооценки.
    • Развитие коммуникативности.
    • Снижение и устранение чувства тревожности, фобических реакций.
    • Коррекция аддитивного поведения.
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие воображения.
    • Формирование толерантного отношения  и т.д.

Один из главных способов художественной деятельности – создание композиции и конструкции. Этот способ состоит в действиях по составлению, соединению, установлению связей и отношений, приведению в порядок и единство частей и элементов чего-либо, что должно стать целостным. Так можно определить общее значение терминов и «композиция», и «конструкция». Однако между ними есть и существенные различия.

При построении конструкции  части, и элементы соединяются в  целое на основе их физических свойств  и признаков, благодаря чему связи  и отношения между такими частями  приобретают какое-то новое и  тоже физическое свойство. [Полуянов, Ю.Я., 2005. – с.38]

При построении композиции порядок и последовательность соединения частей создают связи и отношения между формами, величинами, цветами, которые превращают исходный материал (бумагу, краски, глину и др.) в такие новые качества, которыми эти материалы по своей физической природе не обладали: в идеи, смыслы, переживания.

Контраст – одно из важнейших средств построения композиции в любом виде искусства. В общем  виде – это резко выраженная противоположность. Контраст всегда что-то выделяет.

Отношение контраста  в искусстве – сильнейшее средство повышения выразительности художественной формы. Контрасты не только, что-то выделяют, но и обостряют, и усиливают. Выразительность контрастов в изобразительном искусстве может строиться по-разному:

  1. Резкая противоположность светлого и темного
  2. Отношения резко противоположного по величине [Полуянов, Ю.Я., 2005. – с.95]

 

ГУСО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям»

Центр предназначен для квалифицированного и своевременного оказания населению  различных видов психологической, социально - экономической, социально - правовой, социально - медицинской, социально - педагогической помощи.

Центр состоит из следующих отделений:

- служба социально-экономической  помощи:

консультирование по вопросам самообеспечения  неполных семей, разъяснение их прав и возможностей в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и оказание квалифицированной помощи в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня неполной семьи;

- служба социально - правовой  помощи:

осуществляет  консультирование по вопросам, связанным с правом неполной семьи на социальное обслуживание в государственной, муниципальной  и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов. Дает им полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.

Оказание помощи в  подготовке жалоб на действие или  бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права неполной семьи;

- служба социально-медицинской  помощи:

организует консультирование обращающихся неполных семей по вопросам здорового  образа жизни, гигиены питания и  жилища, вредных привычек, профилактика различных заболеваний;

- служба социально - педагогической  помощи:

оказывает консультативную помощь обращающимся неполным семьям семьям, родителям и детям в правильном понимании и решении стоящих  перед ними социально-педагогических проблем – детско-родительских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования семейных отношений, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.;

- служба социально - психологической  помощи:

оказывает квалифицированную  психологическую помощь по самым  современным методикам неполным семьям, имеющим проблемы психологического характера. При службе действует  круглосуточный телефон доверия. Психологическое  консультирование оказывает неполным семьям квалифицированную помощь по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских других значимых отношений.

Социально-психологическое  консультирование основывается на полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны. [20,c. 345-348]

На сегодняшний день деятельность социальной работы осуществляется: в центрах социальной помощи семье  и детям, консультативные центры для женщин, кризисные центры и др. В них оказывают помощь в решении различных психологических проблем, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми. Нередко в таких центрах работают "телефоны доверия", клубы и общества взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми, досуг [30].

На основе этого,  в рамках нашего исследования мы обращаемся к опыту  деятельности ГУСО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям»

Специалисты учреждений всесторонне  подходят к проблемам семей. В учреждении организованы различные тренинги, занятия для дошкольников, работает психолог. Одним из важных направлений является песко-терапия.

В рамках нашего исследования были проведены  беседы со специалистами и провели анкету с родителями (см. приложение 1).

Вопросы касались деятельности специалистов в работе с неполными семьями, методы и содержание работы с неполными  семьями, а именно - коррекция детско-родительских отношений, мотивация к участию  в мероприятиях.

Так же мы провели наблюдение за деятельностью специалистов, брали во внимание заинтересованность детей,  вовлечение родителя в групповую деятельность с ребенком, удовлетворение процессом деятельности, а так же эмоциональное состояние.

Проанализировав ответы специалистов, и, сопоставив их с наблюдениями непосредственной работы, мы пришли к выводу, что в учреждении недостаточный инструментарий для коррекции взаимоотношений детей и родителей из неполных семей.

Опираясь на ряд работ  в области социальной работы, педагогики, психологии, художественной педагогики Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова, И. С. Куликовой, Л. Д. Лебедевой, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, Б. М. Неменского, И. В. Прокофьевой, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Н. Е. Щурковой, И. В. Юстус и других, а также опираясь на исследования учёных Волгоградского педагогического университета - чл. - кор. РАО, докторов педагогических наук, профессоров Н.К. Сергеева и В.В. Серикова, доцента А.В.Гришиной, старшего преподавателя Н.А.Живолуповой, доцентов О.А.Кузченко и Е.В.Терелянской, мы пришли к выводу, что в процессе оказания помощи средствами художественно-творческих технологий деятельность клиентов характеризуется следующими чертами, присущими творческим видам деятельности человека:

- продукт деятельности  обладает целостностью логического и образного, эмоционального и рационального, материального и духовного, теоретического и практического;

- результат деятельности  обязательно связан с преобразованием  не только окружающей действительности  на основе восприятия (создания, воссоздания) художественного продукта, но и самих субъектов деятельности;

- предмету деятельности  клиентов присущи образность, метафоричность, эмоциональность;

- процесс деятельности  предполагает ориентацию на субъект-субъектное  взаимодействие;

- в процессе деятельности происходит усвоение субъектом уникального эмоционально-ценностного опыта, который формирует эмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам, культурным знаниям, этическим проявлениям действительности;

Информация о работе Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности