Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:27, дипломная работа
Задачи исследования: 
1. Раскрыть сущность  понятия "социально - педагогической  поддержка" в современной психолого  - педагогической литературе. 
2. Разработать  и апробировать программу деятельности  социального педагога по социально  - педагогической поддержке детей  из неполных семей. 
3. Разработать  и внедрить педагогические условия  и методы успешной реализации.
Введение 
Глава 1. Теоретические  основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей 
1.1 Сущность понятий  «социально – педагогическая  поддержка» и «неполная семья» 
1.2 Программа  деятельности социального педагога  с неполными семьями 
1.3 Педагогические  условия успешной социально –  педагогической поддержки детей  из неполных семей 
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями 
2.1 Цель и задачи  опытно – поисковой работы  социального педагога по социально  – педагогической поддержке детей  из неполных семей 
2.2 Реализация  деятельности социального педагога  по социально – педагогической  поддержке детей из неполных  семей 
2.3 Анализ и  оценка деятельности социального  педагога 
Заключение 
Используемая  литература 
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ 
АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» 
МУЗЫКАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
ФАКУЛЬТЕТ 
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 
И ПСИХОЛОГИИ 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ 
ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 
Челябинск 2010 
 
Содержание 
Введение 
Глава 1. Теоретические 
основы проблемы социально – педагогической 
поддержки детей из неполных семей 
1.1 Сущность понятий 
«социально – педагогическая 
поддержка» и «неполная семья» 
1.2 Программа 
деятельности социального 
1.3 Педагогические 
условия успешной социально – 
педагогической поддержки 
Глава 2. Опытно 
– поисковая работа по реализации 
программы социально – 
2.1 Цель и задачи 
опытно – поисковой работы 
социального педагога по 
2.2 Реализация 
деятельности социального 
2.3 Анализ и 
оценка деятельности 
Заключение 
Используемая 
литература 
Приложения 
 
Введение 
Семья во все 
времена находилась в центре внимания 
передовой общественной мысли, прогрессивных 
деятелей и ученых, начиная от древних 
философов и заканчивая современными 
реформаторами. И это не удивительно. 
Семья представляет собой систему 
социального функционирования человека, 
один из основных институтов общества. 
Роль семьи 
в обществе несравнима по своей силе 
ни с какими другими социальными 
институтами, так как именно в 
семье формируется и 
Однако в последние 
годы демографы, социологи, психологи, 
педагоги и другие специалисты проявляют 
тревогу в связи с глубоким 
системным кризисом института семьи, 
который проявляется в 
Все чаще и чаще 
исследователи, занимающиеся изучением 
проблем современной семьи, отмечают 
падение ее педагогического потенциала 
и престижа семейных ценностей, увеличение 
числа разводов и снижение рождаемости, 
рост преступности в сфере семейно-бытовых 
отношений и повышение риска 
подверженности детей неврозам из-за 
неблагополучного психологического климата 
в семье. Эти и другие признаки 
дезорганизации семьи свидетельствуют 
о кризисности современного этапа 
ее развития и увеличение количества 
неблагополучных семейных союзов. 
Главной особенностью 
неблагополучной семьи является 
отрицательное, разрушительное, десоциализирующее 
влияние на формирование личности ребенка, 
которое проявляется в виде разного 
рода ранних поведенческих отклонений. 
Душевное состояние и поведение ребенка 
является своеобразным индикатором семейного 
благополучия или неблагополучия. 
Одной из самых 
распространенных среди неблагополучных 
является неполная семья. Подтверждением 
данному факту является увеличение 
числа разводов супругов. Ежегодно 
в России официально расторгается примерно 
полтора миллиона браков, т.е. раскол 
семьи переживают сотни тысяч 
детей. Категорию неполных семей 
пополняют также внебрачные и 
осиротевшие семьи. В результате 
сегодня каждый седьмой ребенок 
в стране воспитывается в неполной 
семье со всеми вытекающими отсюда 
социальными и психолого-
Дети в неполных 
семьях зачастую становятся участниками 
и свидетелями событий 
Отсутствие полноценного 
образца для внутрисемейной социализации 
почти всегда ведет к определенным 
нарушениям в психическом и личностном 
развитии ребенка, что оказывает 
серьезное влияние не дальнейшую 
личную и общественную жизнь ребенка. 
Поэтому данная 
категория детей нуждается в 
поддержке и защите как со стороны 
государства, так и со стороны 
квалифицированных в данной области 
людей. 
Приоритет защиты 
интересов и благосостояния детей 
во всех сферах жизни заложены в 
Конвенции о правах ребенка, принятой 
Генеральной ассамблеей ООН в 1989 
году. Данная проблема признана приоритетной 
на федеральном и региональном уровнях. 
В указе Президента «О первоочередных 
мерах по реализации выживания, защите 
и развитию детей», а также в 
региональной программе «Дети Южного 
Урала» подчеркивается, что основной 
целью по реализации намеченных перспектив 
является обеспечение социально-
Поскольку семья 
живет в социуме, то и проблемы 
ее целесообразно решать в системе 
социальной защиты и социально-педагогической 
поддержки. Это есть сфера деятельности 
социального педагога, которая предусматривает 
защиту и поддержку ребенка. Основными 
направлениями социально-
Впервые проблема 
педагогической поддержки была озвучена 
в работах О.С. Газмана, который 
теоретически обосновал данную проблему, 
обозначил принципы и этапы деятельности 
по педагогической поддержке. 
О необходимости 
оказание семье и детям социально-
Проблемы неполных 
семьей и их влияние на развитие 
личности ребенка рассматривались 
в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, 
И.Ф. Дементьевой и др. 
Из зарубежных 
исследователей наибольший вклад в 
изучении неполной семьи в следствие 
развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф 
Райе, 3. Матейчик. 
В работах отмечается, 
что семья в своей 
Анализ психолого-
Выявленное противоречие 
позволило обозначить проблему исследования: 
каково содержание деятельности, методы 
работы социального педагога по социально 
- педагогической поддержке детей 
из неполных семей. 
Цель исследования: 
разработать программу по социально 
- педагогической поддержке детей 
из неполных семей. 
Объект исследования: 
дети из неполных семей. 
Предмет исследования: 
процесс социально - педагогической 
поддержки детей из неполных семей. 
Гипотеза исследования: 
социальная педагогическая поддержка 
из неполных семей будет проходить 
успешно, если: 
- разработана 
программа по социально 
- разработаны 
и внедрены педагогические 
- разработана 
и реализована методика 
Задачи исследования: 
1. Раскрыть сущность 
понятия "социально - педагогической 
поддержка" в современной 
2. Разработать 
и апробировать программу 
3. Разработать 
и внедрить педагогические 
Методы исследования: 
1.  Изучение 
и анализ литературы. 
2.  Анализ 
документов. 
3.  Наблюдение. 
4.  Тестирование. 
5.  Анкетирование. 
База исследования: 
Муниципальное образовательное 
учреждение «Еткульская средняя 
общеобразовательная школа» 
 
Глава 1. Теоретические 
основы проблемы поддержки детей 
из неполных семей 
1.1 Сущность понятий 
«социально – педагогическая 
поддержка» и «неполная семья» 
В нынешнем столетии 
социальные достижения и катастрофы, 
с одной стороны, а с другой, 
появление новых философских 
и психологических взглядов на человека, 
его предназначения и возможности 
постепенно привели к тому, что 
в социальной педагогике появилось 
понятие «социально-
В свое время, как 
в России, так и за рубежом, проблема 
индивидуальной помощи каждому человеку 
не только ставилась в педагогике, 
но и фактически решалась в воспитательной 
практике. К примеру, тестирование учащихся 
в США, очевидно, можно рассматривать как 
вариант помощи в определении их жизненного 
сценария (не затрагивая её ценностную 
сущность и инструментальную надёжность). 
В отечественной педагогике разработке 
системы индивидуальной помощи также 
уделялось определённое внимание. Наконец, 
весьма развитая на Западе и зарождающаяся 
в России, социально-педагогическая поддержка 
детей прямо определяется как профессиональная 
деятельность по оказанию помощи индивидам, 
в целях восстановления или улучшения 
их способности к социальному функционированию. 
Рассматривая 
понятие «социально-
Как было сказано 
выше, социальная помощь и поддержка 
весьма развиты за рубежом. Так, в 
Соединенных Штатах Америки, которые 
считаются родиной социальной работы, 
традиции социальной помощи, как и 
во всех других странах, закладывались 
в благотворительной и 
Действующая в 
настоящее время в этой стране 
система социальной помощи населению 
является гибкой и сложной. Во-первых, 
существуют государственные службы, 
оказывающие разного вида помощь: 
Управление по социальному обеспечению, 
Министерство сельского хозяйства 
(продовольственная помощь), Детское 
бюро (программа по защите прав и 
интересов детей), Служба защиты детей 
(оказание социальной, медицинской, юридической, 
жилищной помощи). Помимо этого действует 
разветвленная сеть частных служб.