Сущность и содержание социальной работы с молодой семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – описать основные технологии социальной работы с молодой семьей.
Задачи исследования:
Дать определение понятия молодая семья;
Дать характеристику особенностей молодой семьи;
Выявить сущность социальных проблем молодой семьи;
Изучить технологии социальной работы с молодыми семьями;
Определить структуру и задачи социальной работы с молодой семьей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Молодая семья как объект социальной работы в современных условиях…………………………………………………………………………..6
Молодая семья: понятие, особенности, функции…………………………………………………………………….6
Социальные проблемы молодой семьи в современных условиях…………………………………………………………………...26
Глава 2. Сущность и содержание социальной работы с молодой семьей…………………………………………………………………………….34
Основные направления социальной работы с молодой семьей……………………………………………………………………...34
Формы и методы социальной работы с молодой семьей……………………………………………………………………...41
Перспективные технологии социальной работы с молодой семьей……………………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Молодая семья.docx

— 113.83 Кб (Скачать документ)

В первые пять лет молодая семья  проходит три т.н. возраста: младший  супружеский, младший родительский и начало среднего супружеского. Младший  супружеский возраст — «медовый год» который часто бывает полезным. Это самый ответственный из всех лет супружества — год радостей и горя. Глубинные перевороты пронизывают  всю жизнь молодожёнов, Из иждивенцев в родительской семье теперь они  становятся хозяевами своей жизни. В их юношеской одинокой жизни  прав было больше, нежели обязанностей. В их совместной жизни личных свобод меньше, а обязанностей согласовывать  свою жизнь с другим человеком, переделывать внутренний  мир в такт с ними – гораздо больше. Главный конфликт этого периода — конфликт приноравливания  друг к другу двух непохожих людей, очень трудное создание из двух «Я»  одной системы — «МЫ». На этом этапе люди постепенно начинают глядеть  друг на друга без прикрас, такими, как они есть. У них рождаются  или порождаются близкие интересы, взгляды, привычки, возрастает или не возрастает похожая система поведения, отношения друг к другу, т.е. появляется совместимость. Одна из частых неурядиц «медового года» -  борьба двух самолюбий, война за власть. Многие специалисты говорят о том, что несмотря на низкий процент разводов, первый год брака достаточно нестабильный. Молодую семью часто «лихорадит», её терзают противоречия, которые часто усугубляются вмешательством родителей. Но, к счастью, эти противоречия не соль разрушительны, чтобы сразу привести к семейной катастрофе. Самое «трудное в это время то, что социологи называют адаптацией. Начиная жить друг с другом, супруги открывают себя заново, однако, эти открытия ее всегда радостные. Каждый приносит из своей родительской семьи массу привычек и пристрастий, то, к чему он и она привыкли дома, и что другому кажется нелепым, странным.

Молодые люди вступают в брак с  разными ожиданиями. До свадьбы им кажется, что они ждут от брака  одного, а после вдруг открывают, что получили совсем другое. Браки, основанные на сильном влечении, наиболее неустойчивые. Гораздо более устойчивыми  являются браки по стереотипу: люди, достигнув определённого возраста, считают, что «уже пора», и выбирают подходящий для семейной жизни вариант. В первое время семейной жизни  отнюдь не любовь смягчает конфликт, а  терпение и терпимость. В первый год совместной живи не стоит вступать в борьбу за первенство, а стремится  к взаимопониманию, налаживать контакты.

Гораздо хуже обстоят дела в браке  по расчёту, когда людей объединяет материальный  интерес. Здесь очень  высокая степень неудовлетворённости: она считает, что «продешевила», а он убеждён, что не получил того, за что заплатил. Такие семьи сохраняются  очень не на долго. Если нет обоюдных интересов, духовного родства, то всё  держится на одном сексе, а эта  опора — не прочна, а значит и  недолговечна. В первый год супружества  люди должны научиться понимать, кто  как воспринимает те или иные слова, ту или иную информацию. В силу психологических  особенностей, женщина чаще более  требовательна к словам, мужчина  более чувствителен к интонациям.

За младшим супружеским возрастом  идёт младший родительский —  новая  сфера радостей и противоречий. Только сто возникла система «Ы» и  тут же её разрушает новая система  из трёх  человек, новым центром  тяжести — ребенком. Идёт коренная ломка сложившихся стереотипов  жизни, меняется и весь домашний обиход. Супруги открывают для себя новое  чувство — родительскую любовь, которая становиться новым счастьем. Однако одни супружеские пары прибавляют к радостям своей любви, радости любви к детям— особенно это проявляется у молодых матерей. Это приводит к тому, что их чувство к мужьям резко охлаждается: резко спадает не только доля внимания, но и любовность, сердечность этого внимания. Молодые мужья часто отвечают на это обидой, ревностью к ребенку, порой несправедливой. И хоти для многих супружеских пар ребенок выступает связующим звеном, многих он отдаляет друг от друга. Вся семейная жизнь делается у молодых родителей другой: сужаются её духовные слои, растут хозяйственные заботы. У многих молодых семей именно в это время возникает домашнее неравенство. До рождения ребёнка хозяйственных забот у супругов было не много, и даже если в их делении стола разница, она не очень ощущалась. Теперь эти заботы резко возрастают и возлагаются в основном на жену.

Третья стадия молодой семьи  — средний супружеский возраст. Ребёнок немного подрос, быт устоялся, домашняя жизнь перестаёт резко  меняться. Главные противоречия этой ступени - противоречия рутины, однообразия. Когда люди живут однообразно, то чувства их часто делаются непредсказуемы, а отношения становятся нудными.

Таким образом, изменения, которые  происходят, в нынешнем обществе, главным  образом сказываются и на семье. Как нами было уже отмечено, в  последнее время наблюдается  омоложение брачного возраста и существенную роль среди общественных институтов начинает играть молодая семья. Критериями молодой семьи является очередность  брака (продолжительность совместной жизни до 3 лет) и граница возраста супругов (от 18 до 30 лет). Нами выявлено, что в последнее время наряду с уже отмечавшимся омоложением  браков увеличилось число гетерогенных браков, а также браков, где жена и муж имеют различное происхождение (городское или сельское). Многие молодые супруги, вступившие в брачно-семейные отношения, думают, что брак существует для любви. Но вера в это может  быстро исчезнуть, когда у них  появляются какие-проблемы.

         Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.

         Кроме того, необходимо проанализировать  трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени – молодая семья с новорожденным.

         На общем жизненном пути встречаются  разные трудности. В совместной  жизни они могут начаться уже  в первые месяцы, когда он и  она, прислушиваясь скорее к  внешним нормам, чем к внутреннему  голосу, попадают во всевозможные  психологические ловушки и, вместо  того чтобы выйти из них,  входят во Дворец бракосочетания.

         Начало семейной жизни, «медовый  месяц» – особенно приятный  по общему представлению этап  развития семьи. Такой же установкой  руководствуются и большинство  молодоженов. Но на протяжении  этого этапа изменяется интенсивность  чувств супругов, устанавливается  пространственная и психологическая  дистанция между молодоженами  и их генетическими семьями  и т.д. Понятно, что эти задачи  не всегда решаются гладко.

         Около половины «быстрых» разводов  связаны с обманом, а другая  половина – с недостаточным  знанием будущего супруга и/или  его семьи. Данная причина обуславливает  заметную часть трудностей, возникающих  в первые месяцы семейной жизни.

         Психологическая суть брака –  подтверждение отношений в паре, их включение и согласование  с другими отношениями, которые  уже поддерживают будущие супруги.  Такое согласование не всегда  протекает легко. Иногда к нему  не готовы будущие супруги,  иногда их ближайшее окружение  может не одобрять брак или  сопротивляться ему. Поэтому даже  в тех случаях, когда задача  выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные  трудности.14

         Одна из характерных в этой  ситуации трудностей – несогласие  родителей. Его причины не всегда  осознаются, но часто имеют реальную  основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был  удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и  поспешного решения вступления  в брак. Таким образом, они заботятся  о стабильности будущей семьи,  о ее способности выполнять  все семейные функции. Такое  поведение родителей соответствует  одной из общественных функций  семьи – контролю над поведением  детей. Но точно оценить обоснованность  решения детей вступить в брак  довольно трудно. Поэтому возможны  ошибки в оценке этого решения.  Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей  браку могли бы относительно  успешно преодолеваться в процессе  обсуждения перспектив будущей  семьи. Но нередко дети спешат  заключить брак, а родители вместо  обсуждения выражают слабо аргументированное  категорическое несогласие, что  осложняет взаимоотношения молодоженов  и близких им людей. А если  молодая пара эмоционально или  материально очень зависима от  родителей, нелегко урегулировать  сложные, иногда конфликтные отношения. 

         Материальная и эмоциональная  зависимость многих молодых семей  указывает на необходимость достижения  самостоятельности, ответственности,  автономии, т.е. зрелости. Здесь  следует отметить, что психологическая  зрелость достигается труднее,  чем материальная. Молодожены часто  не имеют достаточного опыта  применения совместных решений.  Кроме того, при деловом обсуждении  конкретных семейных вопросов  нередко выясняется, что для принятия  решений молодым супругам хватало  и информации, и ясного понимания  своих интересов, но согласованно  действовать они не могли, так  как не стремились к взаимопониманию,  пробовали возникшую проблему  решить не совместно, а один  за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение  опирается на эгоцентрическое  представление о семье, нежелание  отказаться от некоторых привилегий  или интересов. 

         Во многих семьях в первый  год после заключения брака  рождается ребенок. Его появление  в семье изменяет позиции и  роли супругов, им приходится  приспосабливаться к новому образу  жизни, к возросшим психическим  и физическим нагрузкам, ограничениям  общего досуга и т.д. Если  все эти и другие задачи  приходится решать быстро, а к  ним ещё прибавляются нерешенные  проблемы из предыдущих этапов  развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого изменения  семейных отношений, становится  стрессором.

         Указание на возможность семейного  конфликта иллюстрирует одну  из типичных схем кризиса молодой  семьи. Бытовые трудности, разногласия  с ближайшими родственниками, неудовлетворенность  интимными отношениями и т.п.  в отдельности могут быть приняты,  но их совокупность превышает  возможности супругов сопротивляться  стрессу.

 

         Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться  как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

  1. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
  2. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
  3. Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних  и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
  4. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи  способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
  5. Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
  6. Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
  7. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
  8. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
  9. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
  10. Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
  11. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
  12. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Информация о работе Сущность и содержание социальной работы с молодой семьей