Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:06, шпаргалка

Описание

1. Социальные технологии в социальной работе: понятие, сущность.
2. Специфика социальных технологий в социальной работе.
3. Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
4. Социальная диагностика.
5. Профилактика.

Работа состоит из  1 файл

бла бла бла.docx

— 40.63 Кб (Скачать документ)

Таким образом, под социальной адаптацией понимают процесс и результат  взаимодействия индивида (группы) с  кардинально меняющейся средой, в  ходе чего постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что  индивид получает возможность выживания, а макросреда – воспроизведения  и вступления в новую стадию развития. 

 

14. Реабилитация.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности и т.д. Этот процесс нацелен на восстановление не только способности человека к  жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, по каким - либо причинам нарушенных.

Осуществление социальной работы в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует  отнести: 1) этапность;           2) дифференцированность; 3) комплексность; 4) преемственность;                         5) последовательность; 6) непрерывность; 7) доступность реабилитационных мероприятий  для наиболее нуждающихся.

В рамках социальной работы выделяют разные ее виды по различным  основаниям.

По категориям выделяют социальную реабилитацию: 1) инвалидов;              2) детей с ограниченными возможностями; 3) пожилых людей;                           4) военнослужащих, участвовавших в  войнах и военных конфликтах;               5) лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

По уровню выделяют: 1) медико-социальную; 2) профессионально-трудовую; 3) социально-психологическую; 4) социально-ролевую;                          5) социально-бытовую; 6) социально-правовую; 7) психолого-педагогическую.

Медико-социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных и утраченных функций организма.

Социально-бытовая (средовая) реабилитация – комплекс мер, направленных на создание оптимальной социальной среды (социально-бытовых условий) жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей.

Профессионально-трудовая реабилитация – система гарантированных государством мероприятий по профориентации, профобучению, профконсультированию и трудоустройству  лиц, нуждающихся в реабилитации в соответствии с их здоровьем, квалификацией, возможностями и способностями.

Социально-психологическая  реабилитация – система мер, направленных на успешную адаптацию человека в  среде и в обществе в целом.

Эффективность социальной реабилитации обеспечивается разработкой индивидуальной программы, включающих комплекс реабилитационных мероприятий, необходимых для данного  индивида. Индивидуальная программа  социальной реабилитации индивида может  и должна включать различные уровни социальной реабилитации, оптимальное  сочетание которых повышает ее действенность. Таким образом, можно сказать, что  социальная реабилитация как технология социальной работы должна иметь адресный индивидуальный характер.

Будучи одной из общих  технологий социальной работы, социальная реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта  реабилитации определяются методики реабилитационного  воздействия, дополняемые частными технологиями социальной работы, направленными  на взаимодействие специалиста и  определенной категории лиц.

 

 

15. Коррекция.

Социальная коррекция  – это деятельность социального  субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального  плана, которые не соответствуют  принятым в обществе моделям и  стандартам.

Социальная коррекция  может осуществляться в разных направлениях:

1.Восстановление – предполагает  воссоздание тех качеств социального  объекта, которые преобладали  до появления отклонения.

2.Компенсирование – усиление  тех качеств и той деятельности  социального объекта, которые  могут заменить утраченные в  результате каких -  либо нарушений.

3.Стимулирование – активизация  положительных качеств социального  объекта, формирование определенных  ценностных ориентаций, установок  отдельных клиентов, создание положительного  эмоционального фона, отношений  в микросоциуме.

4.Исправление – замена  отрицательных свойств, качеств  социального объекта положительными.

Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, должна быть направлена на развитие физических функций, компенсирующих увечье; работа с девиантными группами и лицами предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Центр любого коррекционного воздействия - конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется  широкое распространение в повседневной практической деятельности коррекционных  методов, связанных с личностно-ориентированной  терапией.

 

16. Терапия.

Исходя из начального смысла слова «терапия», (уход, забота, лечение), можно предположить, что «социальная  терапия» означает врачевание каких-либо социальных явлений либо отношений  и т.п.

Социальная терапия –  целенаправленный процесс практического  воздействия соответствующих государственных  структур, общественных организаций, объединений, в т.ч. религиозных, на конкретные формы  проявления социальных отношений или  социальных действий.

Социальная терапия, как  процесс практического воздействия, предполагает изменение в лучшую сторону, социальное излечение. Характер и содержание мер социально-экономического и организационно -  воспитательного  терапевтического воздействия с  целью социального излечения  определяются спецификой социальных отношений  или действий, а также показателями социального диагноза. При этом следует  отметить, что в каждом конкретном случае при решении социальных проблем  должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки  зрения права и морали методы и  способы терапевтического воздействия.

Решение социальных проблем  всегда связано с воздействием на человека, его поведение, деятельность, психику. Это объясняет, какую важную роль в арсенале социальной терапии  играют методы психотерапевтического  воздействия. Психотерапия (как одна из форм социальной терапии) – система  лечебного и социального воздействия  на психику, а через нее – весь организм человека, нуждающегося в  социальной терапии

 

17. Социальная экспертиза.

В общем плане под экспертизой  понимается квалифицированное исследование проблемы или ее аспектов с получением обоснованного заключения.

Социальная экспертиза имеет  свою специфику: это профессиональное (экспертное) исследование состояния  социального объекта и вынесение  соответствующего заключения, содержащего  достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный  прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено  в форме  итогового протокола совещания  специалистов.

Следует отметить, что в  ходе социальной экспертизы для уяснения специфики социального объекта  применяется диагностика его  состояния.

1. Важнейшим направлением  экспертной работы является социально-психологическая  экспертиза. В практической социальной  работе она применяется довольно  часто, в ней могут нуждаться  лица, испытывающие затруднения  в социальном общении. Экспертное  заключение позволяет определить  конкретные навыки и недостатки  социального общения клиента.  Такая экспертиза применяется  в отношении лиц, склонных к  девиантному поведению. Позволяет  предотвратить опасное для общества  деяние или помочь следствию,  если преступление уже совершено.

2. Особый вид социальной  экспертизы – судебно-психиатрическая  экспертиза. Она решает вопрос  о вменяемости или невменяемости  лица. Проводят ее высококвалифицированные  специалисты – как правило,  медики.

3. Особое место в практике  социальной работы занимает медико-социальная  экспертиза. Существовавшая в нашей  стране система врачебно-трудовой  экспертизы была направлена преимущественно  на оценку трудоспособности человека  и не выявляла ограничений  других сфер жизнедеятельности,  не устанавливала их социальных  последствий и не определяла  способы преодоления инвалидом  нарушенных взаимоотношений с  социальной средой.

В соответствии с законом  «О социальной защите инвалидов в  РФ» было предусмотрено формирование новой государственной службы МСЭ, владеющей методологией оценки основных ограничений жизнедеятельности, выявления  связанных с этим потребностей инвалида и определения мер его социальной защиты. В связи с этим  ВТЭК стала трансформироваться в МСЭ. На территории субъектов РФ создаются  учреждения государственной службы МСЭ первичного уровня – бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), а также учреждения высшего уровня – Главное БМСЭ.

4. Отдельный вид социальной  экспертизы – деятельность клинико-экспертных  комиссий (КЭК), функционирующих при  лечебно-профилактических учреждениях.  Они призваны обеспечивать рациональное  трудоустройство больных с ограниченной  трудоспособностью, не ставших  инвалидами, подготавливать соответствующие  трудовые рекомендации.

Больные могут быть временно (до 2 мес.) переведены на другую работу с выдачей доплатного (в размере  разницы с прежней зарплатой) или трудового больничного листа (проф. заболевания или туберкулез).

 

18. Социальное консультирование.

Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные  проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.

Основная его цель –  помочь  клиенту решить его социальные проблемы и наладить межличностные  отношения с окружающими.

В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Социальный работник зачастую выполняет юриста, психолога, педагога, менеджера и др.. По своей сути социальное консультирование ближе  всего к психологическому, поэтому  правомерно назвать его социально-психологическим.

При проведении социального  консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности; это – доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;  ориентация на нормы и ценности; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования и неразглашение полученной информации; 4) включенность клиента в процесс  консультирования; 5) разграничение  личных и профессиональных отношений.

Социальное консультирование предполагает использование следующих  методов работы с клиентом: тестирование, внушение, убеждение, информирование, тренинг, инструктаж и др.

Одно из оснований классификации  социального консультирования –  пространственная организация консультаций, в связи с чем выделяют следующие  два вида социального консультирования:

1)контактное (очное) –  консультант лично встречается  и беседует с клиентом;

2)дистантное (заочное) –  по телефону или по переписке.

Технология проведения контактного  социального консультирования включает в себя несколько этапов:

1) установление контакта - достижения взаимопонимания с  клиентом;

2)сбор информации - выяснение  сути проблемы;

3)определение желаемого  результата - выяснение, каким клиент  хочет стать, что изменится  в его жизни, когда желаемый  результат будет достигнут; 

4)определение вариантов  решения проблем - консультант  дает рекомендации, которые способствуют  тому, чтобы переживаемые клиентом  в ходе беседы изменения привели  к изменениям в его поведении;

5)обобщение результатов  взаимодействия - интервью заканчивается  обсуждением полученных рекомендаций  и заданием по их исполнению;

6)контроль за исполнением.

Особенность дистантного (телефонного) социального консультирования –  принцип анонимности.

Отсутствие зрительных впечатлений  усиливает нагрузку на звуковой канал  восприятия: значение приобретает не только текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы.

Особая форма дистанционного социального консультирования –  консультирование по переписке, или  скриботерапия. Оно применяется  в тех случаях, когда телефонное социальное консультирование по каким - либо причинам затруднено и во многих случаях является лишь начальным (переходным) этапом к социальной помощи.

 

19. Социальное посредничество.

Социальное посредничество – направленно на достижение согласия между социальными субъектами (либо между социальным субъектом и  социальным объектом) для решения  социальных проблем и оказания помощи социальному объекту – клиенту  социальной работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"