Сферный тип социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:20, реферат

Описание

Сферный подход в социальной политике - охватывает всю жизнедеятельность об¬щества и все функции деятельности государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».
Достаточно обширный сектор рассмотрения струк¬туры социальной политики связан с так называемым сферным подходом.

Работа состоит из  1 файл

К- Р Сферный тип С.П..docx

— 34.16 Кб (Скачать документ)

 

Сферный тип социальной политики

 

Сферный подход в социальной политике - охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции деятельности государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».

Достаточно обширный сектор рассмотрения структуры социальной политики связан с так называемым сферным подходом.

Особенность этого подхода  заключается:

Во-первых, в том, что в привычном словоупотреблении под названием «социальная сфера», «сфера производства» и т. д. мы имеем в виду комплексы, включающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих органов.

Во-вторых, определенные виды социальных услуг реализуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда других: так, образовательной деятельностью занимаются не только учреждения Минобразования и науки, но также структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и массовых коммуникаций, Комитеты по делам молодежи и т. д., не говоря уже о негосударственных организациях роль - которых в последние годы возрастает. Проблемы детей в той или иной мере затрагивают деятельность многих, если не всех, элементов социального комплекса.

Наконец, в-третьих, существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огромное значение именно для социального развития.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в 314 рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рамках сферного подхода можно рассмотреть такие элементы социальной политики, как политика в сфере социально-трудовых отношений, политика в области охраны здоровья населения, социоэкологическая политика, политика в области образования, политика в области культуры и досуга, политика социальной защиты населения и др.

Политика  в сфере социально-трудовых отношений. Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в промышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников). Оформление и поддержание социального партнерства между всеми участниками социально-трудовых отношений, организация деятельности трехсторонних комиссий является неотъемлемой частью социального управления.

Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест, одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» является содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе.

Преобладание в настоящее  время среди них торговых или  простейших сервисных предприятий - не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практика показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятельности индивидуальная Инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может поддержать ее путем печения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кризиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать трудоустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет достоверных данных, показывающих, какая часть лиц, получивших переподготовку, находит работу в соответствии с полученной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономического развития как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантирует получение дохода, эквивалентного не только минимальному потребительскому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму, т. е. работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах.

Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи личных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д.1 Наконец, обращение в органы социальной защиты может предоставить человеку (семье) адресную социальную помощь.

Ни одна из этих возможностей не может считаться социально желательной с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстановимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям.

Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для общества в целом - повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направления применяются такие элементы социальной политики, как согласование и принятие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в условиях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своевременности выплаты заработной платы и наказание за корыстную ее задержку работодателями; введение тех или иных региональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям работающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела особую остроту. В свое время социальная политика в известной мере вырастала на основе борьбы за охрану труда рабочих. В настоящее время стремление к сиюминутной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приводит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих технологии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудо охранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, другие социальные факторы имеют не меньшую важность. Соответственно, велика роль тех разделов социальной политики, которые направлены на их обеспечение.

Социальная  политика в сфере охраны здоровья. Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не может быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами.

 

 

Права индивидов в области  охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах2  гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках политики в области здравоохранения.

Эти меры касаются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, т. е. политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечиваются не только мерами по развитию здравоохранения в целом и медицины в частности, но также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В таком подходе находит свое отражение сложная не только медицинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья является уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан.

Даже продуктовая часть  прожиточного минимума рассчитывается в основном исходя их таких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия.

 

____________________

2 См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Дефицит белка и витаминов  снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на развитие детей.

Данный аспект здоровья, прежде всего затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная заработная плата, минимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности 3.

Важными факторами политики в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и  качество здравоохранения, решение проблемы санитарной охраны является функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологическая  политика. Весьма важным и масштабным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий. Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воздействий на окружающую среду: выбросов, отходов, загрязнений. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относятся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выбросы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду.

Наиболее вредными последствиями грозят индустриальная технология и бытовые отходы больших городов и населенных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных процессов, иногда создания промышленных производств по утилизации отходов.

__________________

3 См.: Словарь-справочник по социальной работе. 

Необходимо разрабатывать  и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизировать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреационной деятельности, социального туризма дало возможность многим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и добиться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость сочетания развития трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием. Так, в "Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997—2005 годы" впервые появился экологический раздел, что свидетельствует о понимании важности проблем взаимоотношения общества и природы, необходимости разработки оптимальных путей решения этих сложных задач.

Политика  в сфере образования. Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

В нашей стране накоплены  богатые традиции развития образования  разных уровней. В условиях современного социально-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим направлениям социальной политики.

Информация о работе Сферный тип социальной политики