Характеристика государственных социальных программ Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:47, реферат

Описание

Цель данной работы - характеристика государственных социальных программ Российской Федерации. Для этого нужно решить следующие задачи: рассмотреть сущность и основные направления социальной политики, выявить понятие и направления государственных социальных программ, рассмотреть социальные программы как инструмент социальной политики, а также изучить показатели эффективности государственных социальных программ.

Работа состоит из  1 файл

реферат ГосРег.docx

— 48.50 Кб (Скачать документ)

В условиях инфляции перед государством стоит  другая проблема -поддержание уровня доходов. Для этого применяется индексация доходов, особенно пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами, но в последние годы она применяется редко, так как не способствует проведению антиинфляционных мер и снижает мотивацию к более напряженному труду.

С одной  стороны, чрезмерно активное вмешательство  государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой его деятельности ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением этого противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

 

    1. Политика занятости.

 

Другим  важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, так как высокий уровень занятости  обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу на данный момент.

Государство в своей политике стремится к  достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая (и когда реальный ЧНП равен потенциальному ЧНП). Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую. Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Циклическая безработица - безработица, порождаемая недостаточным объемом совокупных расходов, спадом экономического производства. Кроме того, выделяют также застойную, скрытую, технологическую безработицу. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

За последние 30 с лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы; рекомендует проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между сотрудниками (для увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию госслужащих, предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Все более  важное значение приобретает государственное содействие найму: создаются биржи труда, занимающиеся изучением рынка труда, учетом и трудоустройством безработных, содействием желающим поменять работу, тестированием желающих получить работу, профессиональной ориентацией молодежи. Кроме того, государство реализует программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Для лиц, направленных государственными службами занятости, это является бесплатным.

Следующим элементом системы экономической  безопасности являются фонды страхования  по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При законодательном определении размеров пособий по безработице возникают серьезные проблемы: на каком уровне установить пособие, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жестокой экономической нужды: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Наряду  с прямыми существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

 

1.4 Система социальной защиты.

 

Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.         

Принципы  социальной защиты - социальная ответственность  общества и государства; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков; минимизация  этих рисков; государственные гарантии социальной защиты; экономическая и  социальная свобода работников в  области труда и их личная ответственность: заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты; разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.

Важнейшей частью государственной программы  социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

Выделяются  следующие обязательные формы страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование.

Программы государственной помощи, или общественного вспомоществования, - это программы выплат пособий лицам, неспособным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи. Финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет, а пособия рассматриваются как государственная благотворительность.

Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем  экономического развития и ценностными установками в обществе. Эти выплаты призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, поэтому государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям:

1) поступления  зависят от труда, но при  этом принимаются во внимание  и размеры удовлетворенных потребностей;

2) выплаты  зависят от размера потребностей (пособия на детей многодетным  работникам, одиноким матерям, на  специализированное лечение, дотации  на содержание детей в детских  учреждениях зависят от количества  детей и уровня доходов родителей); 3) часть льгот и услуг поступает населению непосредственно в натуральной форме через учреждения непроизводственной сферы без учета меры индивидуального труда и целиком определяется возможностями общества (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам); потребителями их выступают не все трудящиеся, а те, которые имеют в этом нужду и только в меру этой потребности (услуги школ - для семей с детьми школьного возраста, бесплатная медицина - для тех, кто часто болеет).

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

 

  1. Характеристика государственных социальных программ.

 

    1. Понятие и направления государственных социальных программ.

 

Важная роль в реализации социальной политики России отводится федеральным целевым  программам, а также аналогичным  программам, разрабатываемым в регионах.         Социальная программа — это система мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяется характер регулируемой социальной ситуации, намечаются задачи и этапы их решения, а также конкретные меры и способы реализации каждого этапа.  При формировании социальных программ нередко применяется так называемое «дерево целей», что позволяет системно представить движение от этапа к этапу реализации программы, учесть конкретное содержание задач и средства их решения.

Большим преимуществом программ вообще и  социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в  конечном счете, цели программы.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных  сил, высокая степень демократической  культуры в обществе.

Например, в перечень социальных программ на 2009 г. предлагалось включить 50 программ общей стоимостью более 300 млрд. руб., распределенных по шести направлениям, в число которых входят:

  • "Развитие инфраструктуры", в том числе программа "Жилище" (стоит более 20 млрд. руб.);
  • "Новое поколение", в том числе программа "Дети России", федеральная целевая программа развития образования и др. (около 13 млрд. руб.);
  • "Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды";
  • "Новая экономика", в том числе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" (8 млрд. руб.);
  • "Региональный паритет", в том числе программы "Юг России" (2,1 млрд. руб.), "Восстановление и развитие экономики Чеченской Республики" (6 млрд. руб.) и другие.

Государственные социальные программы создаются  на всех уровнях власти и во всех сферах, направлены на ускорение решения  проблем социальной направленности, удовлетворение потребностей населения  государства и укрепления позиций  на определенном социальном уровне. Государственные  социальные программы формируются  на федеральном уровне, региональном уровне, муниципальном уровне. Низшие по уровню государственные органы предлагают свои государственные социальные программы  на рассмотрение и одобрение органам  власти, стоящим выше по уровню власти. К государственным социальным программам предъявляются определенные требования, которые разрабатываются с учетом субъектов Федерации или других принципов.

Общие требования к государственным социальным программам:

1) постановка  проблемы и последовательное  решение этой проблемы;

2) основные  задачи, цели, последовательность реализации  и сроки, необходимые для реализации  программы;

3) источники  и объемы затрат на реализацию  государственной программы;

4) непосредственный  механизм реализации, конкретная  система и органы непосредственного  контроля;

5) социально-экономическая  эффективность государственной  программы;

6) подробный  перечень мероприятий и сроки  выполнения каждого мероприятия;

7) данные  о государственном заказчике  и разработчиках.

 

Федеральные государственные программы формируются  для решения федеральных задач:

1) охрана  семьи, материнства и детства;

2) развитие  молодежной политики;

3) обеспечение  развития культурной и просветительной  деятельности;

4) развитие  материально-технического обеспечения  системы образования регионов;

5) другие  государственные программы.

Региональные  государственные программы формируются  с целью решения региональных задач:

1) строительство  жилья, развитие коммунально-жилищного  обслуживания населения области,  региона;

2) социальное  развитие села;

3) развитие  образования на селе;

4) развитие  здравоохранения в области;

5) развитие  социальной защиты населения  области, меры социальной поддержки  населения;

6) целевая  программа развития инвестиционного  фонда государственной собственности  региона;

Информация о работе Характеристика государственных социальных программ Российской Федерации