Характеристика государственных социальных программ Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:47, реферат

Описание

Цель данной работы - характеристика государственных социальных программ Российской Федерации. Для этого нужно решить следующие задачи: рассмотреть сущность и основные направления социальной политики, выявить понятие и направления государственных социальных программ, рассмотреть социальные программы как инструмент социальной политики, а также изучить показатели эффективности государственных социальных программ.

Работа состоит из  1 файл

реферат ГосРег.docx

— 48.50 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Взаимосвязь государственного регулирования экономики и социальной политики, проводимой государством, очевидна. Государственное регулирование  экономики — это процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и  социальная политика государства. В  статье 7 Конституции РФ устанавливается, что Российская Федерация — coциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное paзвитие человека. Это положение весьма принципиально, так как социальным может быть только такое государство, в котором главными задачами являются: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана труда и здоровья людей, назначение пенсий и пособий нетрудоспособным, установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный  уровень. Достижение этой цели — одна из главнейших задач любого демократического государства.

Цель  данной работы - характеристика государственных социальных программ Российской Федерации. Для этого нужно решить следующие задачи: рассмотреть сущность и основные направления социальной политики, выявить понятие и направления государственных социальных программ, рассмотреть социальные программы как инструмент социальной политики, а также изучить показатели эффективности государственных социальных программ.

 

  1. Социальная политика

 

1.1 Сущность социальной политики.

Введем основные понятия:

Социальная  политика (social policy) - политика государства (на общенациональном и региональном уровне), имеющая целью достижение установленных социальных нормативов, реализацию социальных программ, ориентированная прежде всего на защиту интересов социально уязвимых групп населения.

Социальные  программы (social programs) — совокупность организационных, правовых и экономических мероприятий, направленных на развитие социальной сферы, повышение качества жизни (прежде всего социально уязвимых групп населения) и т. п.

Социально уязвимые слои населения (socially vulnerable groups) — категории населения, обладающие хотя бы одним из следующих признаков: неспособность в полной мере обеспечить необходимый жизненный уровень; наличие особых трудностей при поиске работы; существование специфических проблем в ведении домашнего хозяйства и самообслуживании. К ним относятся: лица преклонного возраста; инвалиды; многодетные семьи; подростки; беженцы; освобожденные из мест лишения свободы. 

С точки  зрения функционирования экономической  системы социальная политика играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни  населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

Суть  социальной политики заключается в  поддержании отношений как между  социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной  задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для  конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства  слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Существует  несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом:

2) размеры  налогов не должны подрывать  экономические стимулы производства;                 

3) при  определении объемов и сроков  социальных пособий необходимо  учитывать негативные эффекты,  которые могут деформировать  рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).

 

    1.  Государственная политика доходов.

Политика доходов - правительственная политика воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы.

Доход - сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных на приобретение благ и услуг для личного потребления. Уровень дохода определяет и уровень потребления населения. Источниками денежных доходов населения выступают: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.), доля каждого из этих видов дохода в совокупном доходе той или иной ячейки общества - семьи - различна. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Нужно различать  номинальные, реальные и располагаемые  доходы. Номинальный доход - сумма денежных, доходов, получаемых в течение определенного времени, он не учитывает динамику цен. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Располагаемый доход - доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный налог минус индивидуальные налоги.

Различия  в уровне доходов на душу населения  или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются  различные показатели. Часто используется децильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Различия  в уровне потребления могут определятся не только величиной заработной платы, но и составом семьи, количество иждивенцев,  состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и т.д. Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить эти различия в доходах и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни.

Перераспределение доходов осуществляется государством через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Существуют  различные подходы к целям  политики доходов, вызванные разными  позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа:

эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага;

роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

утилитарный - максимизируется общая полезность всех членов общества;

рыночный - справедливость устанавливается рынком. Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически сложившихся национальных жизненных стандартов.

Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокооплачиваемых слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет расходы  и посредством изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы. Кроме того, правительством совместно  с профсоюзами разрабатывается  и утверждается тарифная система, регулирующая размеры заработной платы в зависимости  от квалификации.

Нередко регулируется государством и верхний  предел заработной платы в целях  снижения издержек производства, повышения  конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. В рамках проведения антиинфляционной политики может устанавливаться контроль над заработной платой и ценами, в процессе которого в законодательном порядке определяются максимально допустимые размеры повышения заработной платы и цен в какой-либо период времени. Конкретные методы регулирования заработной платы различны, но предпочтение отдается добровольным соглашениям работодателей и работников (коллективным договорам) при участии профсоюзов и правительства. В этих договорах, исходя из минимальных размеров оплаты труда, устанавливаются дифференцированные размеры заработной платы в зависимости от уровня квалификации и конкретной отрасли, различные премии и доплаты.                               

Перераспределение доходов осуществляется прямыми  и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль здесь играет прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия, выплаты. К косвенным методам перераспределения доходов относятся благотворительные фонды, льготное  налогообложение малоимущих слоев населения (негативный подоходный налог - налог, выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня), предоставление бесплатных услуг государственного образования -и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы. Благотворительные фонды имеют бесспорные преимущества перед остальными способами, так как решение богатого поделиться с бедным продиктовано его желанием, а не навязано извне. В свою очередь государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели. Косвенные методы перераспределения не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.

Информация о работе Характеристика государственных социальных программ Российской Федерации