Гендерные отношения в современном обществе: социологическое рассмотрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа

Описание

В работе отражены современные гендерные исследования. Гендерные отношения рассмотрены через призму гендерных ролей в семье и обществе, а также гендерных стереотипах, и их переосмысления в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I Современные гендерные исследования………………………5
Глава II Гендерные отношения в современном обществе…………..12
2.1.Гендерные роли в обществе и семье……………………………...12
2.2.Гендерные стереотипы и их переосмысление в современном обществе ……………………………………………………………..…17
Глава III Гендерная ассиметрия российского социума: динамика последних десятилетий ( проект «Таганрог»)……………………… .21
Заключение……………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Петряшкина С-21.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

       Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен;   стремится к успеху, честолюбив. 
         Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая. 
   В настоящее время отмечается тенденция к ослаблению подобных стереотипов. И психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности; и все больше проникает и в научное, и в обыденное сознание идея о том, что стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. 
       Существует значительная согласованность гендерных стереотипов во многих культурах. Мужчины воспринимаются как агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые, умные; женщины - как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные.  
      Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации. 
      Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т. п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т. е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин. 
 
   

     В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой - появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего, называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию [7]. 
      Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава III Гендерная ассиметрия российского социума: динамика последних десятилетий (проект «Таганрог»).

   XX век отмечен радикальным изменением  социального статуса женщин,

все более  полным и реальным признанием практически  во всех развитых странах мира принципа их равенства с мужчинами. История  показала, что действительный экономический  рост и социальный прогресс невозможен без широкого вовлечения в общественные процессы женщин, составляющих половину населения Земли. Достижение практического равенства — одна из сложнейших и наиболее противоречивых социальных проблем. Недостаточное осознание значимости и остроты этой проблемы оказывается роковой причиной ее недооценки.

   Гендерная асимметрия -  непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше. Современная практика России такова: женщины составляют 53% от всех жителей, но в Государственной Думе  (1999 г.) депутатов-женщин всего 7%. Женщины наравне с мужчинами работали в советские годы на производстве и в других сферах народного хозяйства, однако в результате приватизации они оказались отчуждены от передела бывшей государственной собственности и крупного бизнеса, среди крупных предпринимателей лишь 3% - женщины. Женщины составляют более половины (56%) лиц с высшим образованием, однако их доходы в целом, по данным независимых исследований, составляют чуть более 40% доходов мужчин: их значительно меньше среди руководителей всех уровней, в том числе и руководителей в сфере искусства и науки.

   Источником  гендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, в фундаменталистских странах, где  женщины лишены права участвовать  в выборах, в ряде случаев - права на образование, участие в общественной жизни, работу вне дома и т. д. Но чаще всего источник гендерной асимметрии - скрытая дискриминация и патриархатные установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий. Так, неолиберальное сознание склонно объяснять низкое представительство женщин во власти "естественным предназначением" женщин или их нежеланием идти в политику.

   Гендерная асимметрия - это источник нестабильности в государствах и в мире, что доказано специалистами, в том числе и экспертами ООН. В настоящее время международные агентства и организации разрабатывают масштабные программы по преодолению гендерной асимметрии во всех областях жизни [2, с.63].

   Современное положение в России женщины, равно  как и мужчины, понимание их роли в экономике, политике и семье существенным образом определяется процессами, происходящими в социальной сфере в последние десятилетия прошлого столетия. Исследование в г. Таганроге, ориентированное на препарированное изучение многогранных аспектов жизнедеятельности населения, явилось прекрасной базой для оценки гендерной асимметрии в России и ее динамики.

   Все пять этапов Таганрогского проекта  включали в качестве своего непременного элемента гендерный аспект, содержание, направленность и масштабы которого возрастали от одного этапа к другому.

   Исследования  конца 60-х годов ("Таганрог-1", 1967—1968 гг.) привели к выводам, которые находились в явном противоречии с официальной в то время позицией. Анализ социально-демографических характеристик супружеских пар показал, что, при определенной тенденции к выравниванию положения супругов, достаточно четко вырисовывается фактическое социальное неравенство женщин. Весь комплекс преобразований, направленных на обеспечение равных возможностей (равного "старта") для граждан страны, не гарантировал одинаковой их реализации для мужчин и женщин. Если в одной возрастной группе находилось около 60% супругов, то равное образование имели лишь 40%, выполняли работу одного уровня квалификации около одной трети, а одинаковый заработок получали немногим более одной пятой супружеских пар. Так раскрывался веер дифференциации. Средняя заработная плата мужчин была выше заработка женщин. Вследствие этого работающая женщина для семьи становилась частичным "иждивенцем", т.к. ее взнос в бюджет семьи был значительно меньше, чем взнос супруга (или брата). Кроме того, именно женщина, быстро теряющая темп своего статусного роста в связи с беременностью, рождением ребенка и уходом за ним во время декретного отпуска, становится источником рабочей силы более низкого качества, "второго сорта". Возникает серьезное и глубокое противоречие между ролевыми функциями женщины, которая несет фактически двойную нагрузку. Разрешение этой острейшей социальной проблемы существенно зависит от организации быта,

начиная с улучшения жилищных условий  семьи, расширения сферы торговли, коммунально-бытового обслуживания и кончая более качественными условиями воспитания детей в детских учреждениях.

   На  втором этапе таганрогских исследований (1977—1979 гг.) гендерный аспект был представлен существенно шире. Один из подпроектов — "Развитие семьи" — явился основой для глубокой проработки проблемы "мужчины и женщины в семье и на производстве". Его особенность состояла в том, что гендерные соотношения рассматривались на базе изменений, возникающих в связи с возрастом семьи и ее жизненным циклом.

      По результатам этого исследования еще в 1986 г. был подготовлен специальный доклад "О некоторых проблемах положения женщины (по материалам экономико-социологического исследования)". Условия гласности, которые принесла перестройка, позволили его широко опубликовать. В нем обсуждались следующие четыре вопроса. Первый вопрос — социальный статус женщины и репродуктивный уровень семьи. В момент вступления в брак мужчины и женщины по объему своего социального потенциала имеют примерно равный "стартовый" потенциал. В процессе же семейной жизни, после рождения детей, женщины начинают "отставать", теряют темп в профессиональном росте: они почти в два раза реже повышают свою квалификацию, предпочитают щадящий рабочий режим, половина женщин не имеют роста в своей карьере; средний заработок мужчин и женщин соотносится как 3:2. Второй вопрос касается рассмотрения причин более низких характеристик индивидуального потенциала здоровья женщин'. Третий вопрос относится к потреблению культурных благ, где у мужчин и женщин проявляется примерно одинаковая

активность. Четвертый — сконцентрирован  на состоянии престарелого населения, три четверти которого составляют женщины. Проблема одиноких престарелых, вставшая сегодня особенно остро как в социальном, так и в экономическом плане, затрагивает преимущественно женскую половину общества.

      В рамках "Таганрога-Ш" (1988—1989 гг.) гендерному аспекту был посвящен уже специальный раздел. Кроме того, он прорабатывался и в рамках других частей исследования, касающихся семьи, занятости и оплаты труда. В результате были получены принципиально новые знания о происходящих процессах. Во-первых, выявлено, что перемены в общественной жизни изменяют гендерную асимметрию ролевых функций, и "сверхзанятость" становится не только женской проблемой, но и мужской. Об этом свидетельствуют предпочтения мужчин и женщин относительно занятий той или иной деятельностью при условии полной материальной обеспеченности.

   Во-вторых, исследования показали, что сфера принятия решений в семье — зеркальное отражение того, что происходит на производстве. Преимущественно женщины имеют решающее слово относительно того, как провести отпуск и выходные дни, обустроить квартиру, а также о покупке дома, машины, мебели; они же контролируют домашние расходы и доходы. Однако в ответах на эти вопросы доля эгалитарных установок также довольно высока (50—60%). Как правило, в семье трудится и управляет женщина; мужчина же в семье управляет только автомашиной, если она есть. Гендерная асимметрия в сфере принятия семейных решений связана не столько с высокой загрузкой женщины домашней работой, сколько с тем, что она также полноценно работает вне дома.

       В-третьих, было выявлено, что от гендерной асимметрии в семейной сфере проигрывают и женщины, и мужчины. Последние даже больше, особенно в ситуации распада семьи, так как в 99% случаев ребенок остается с матерью, а роль отца сводится к функции плательщика алиментов. Условием реализации эгалитарной структуры гендерных отношений в семье является активное проведение политики равных возможностей для мужчины и женщины во всех сферах жизни (например, родительский отпуск).

   На  базе исследования "Таганрог-III 1\2" (1993—1994 гг.) был проработан ряд гендерных аспектов, которые раскрыли изменения в положении женщины при переходе к  рынку.

   Первый  аспект касается оплаты труда мужчин и женщин. Сложившееся в предшествующие десятилетия соотношение практически не изменилось в новых экономических условиях. Средняя оплата труда мужчин в 1,5—1,6 раза выше средней оплаты труда женщин. Между тем уровень образования и профессиональной подготовки женщин не только не ниже, чем у мужчин, но в ряде случаев даже выше. Второй аспект относится к предпринимательству и индивидуально-трудовой деятельности. Часто на долю женщин приходится половина всей численности занятых в этих сферах деятельности. Однако доходы женщин и здесь в 1,5 раза ниже, чем у мужчин. Третий аспект раскрывает положение мужчин и женщин по отношению к бедности. Детальный анализ состава бедных показал, что среди взрослых бедны 43,3% женщин, а среди мужчин бедны лишь 1/3 (29,4%). Четвертый аспект относится к составу и положению престарелого населения.

 В рамках "Таганрога-IV" (1998—2000 гг.) гендерные отношения включали сюжеты:

   а) дальнейшие изменения здоровья мужчин и женщин;

   б) новые тенденции в уровне образования и занятости, включая безработицу;

   в) сдвиги в соотношении оплаты труда мужчин и женщин;

     г) положение престарелого населения  (с акцентом на особенностях по половому признаку);

     д) бюджет времени мужчины и женщины в новых условиях[5, с.278-280].

   Итак, начавшаяся в середине 80-х годов перестройка не могла не отразиться на гендерной ситуации. Постепенное развитие демографических свобод, построение гражданского общества и медленный переход к рыночным отношениям привели к тому, что положение женщины и мужчины в основных сферах их жизнедеятельности — в семье, труде, в политике — стало меняться самым существенным образом. Падает представительство женщины в законодательных органах, относительно меньше становится роль женщины в высших эшелонах исполнительной власти, усиливаются процессы маргинализации женской рабочей силы, формируется особый рынок труда, который характеризуется более низкой заработной платой, низкой квалификацией, ограниченным набором профессий, худшими условиями труда, горизонтальной профессиональной мобильностью, неполной занятостью. Семейная нагрузка возрастает и ложится, прежде всего, на плечи женщины, что связано с уменьшением ее занятости в общественном производстве по причине безработицы, с падением жизненного уровня у основной массы населения, со свертыванием сферы социально-культурного обслуживания в связи с развернувшимся экономическим кризисом. Возрастает гендерная асимметрия.  

Информация о работе Гендерные отношения в современном обществе: социологическое рассмотрение