Человек в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:23, реферат

Описание

Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед. (От «Ведение», «Знание») - 2-1 тысячелетие д.н.э. Веды состоят из четырех сборников гимнов (Самхит) в честь богов. Каждая веда позднее обрасла Браманой - описанием, комментарием, араньяками и упанишадами.
Философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в упанишадах, но первые его воззрения имеются уже в ведах, особенно в древнейших из них....

Работа состоит из  1 файл

философия Индии.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)


Кандидатский  минимум

                              Философия Древней Индии.

     Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед. (От «Ведение», «Знание») - 2-1 тысячелетие д.н.э. Веды состоят из четырех сборников гимнов (Самхит) в честь богов. Каждая веда позднее обрасла Браманой - описанием, комментарием, араньяками и упанишадами.

Философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в упанишадах, но первые его воззрения имеются уже в ведах, особенно в древнейших из них....

Главное содержание ... - песнопения, мотивы, обращенные к божествам, но уже имеются размышления о первоначале бытия, о происхождении мироздания, причинах социальных различий ...

Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования вед. Главное ее звено - упанишады (в основном, это диалог мудреца-учителя с учеником, или человеком, ищущим истину).

В упанишадах религиозно-мифологическое сознание теряет уже свои господствующие позиции. Говорится уже о существовании нескольких самостоятельных видов знания. Среди них магические искусства, хронологии, логика/риторика, этимология, граматика, наука чисел, астрономия, военная наука.

     В особую область знания складывается и философия (но самостоятельного термина еще нет), сохраняя (в упанишада) сильную зависимость от религии - миф сознания. На первое место в упанишадах выдвигается второстепенное божество ведического пантеона - брахман. Содержанием философии в упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение человека в сфере окружающего бытия, границы и возможности его познавательных способностей, нормы поведения.

     Содержатся такие сведения и об учениях, склонявшихся к материализму и атеизму, но обычно они объявляются ошибочными.

     Среди всех вопросов доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.

Исторический ход формирования таких понятий примерно выглядит так:

  • Пища (анна), как основа любой жизни, сама жизнь;
  • тот или иной конкретный вещественный элемент, чаще всего вода, или совокупность вода-воздух-земля-огонь-эфир;
  • внутренняя природа вещей в нескольких местах говорится о бытии вообще (Сат) и небытии (Асат),
  • эпизодически упоминается материи (прадхана).

     Господствующее место в упанишадах занимает учение, полагающее в качестве первопричины и первоосновы дух начала - Брахман, или Атман. Брахман - для выражения объектного аспекта конечной реальности (Бог, вездесущий дух), Атман - субъект ее аспекта (душа). Но имеются сильные расхождения при детальном раскрытии природы Брахмана-Атмана (чистый дух иногда наделяется антропоморфными качествами - бытием, сознанием, блаженством и т.д.)

     Рассмотрению собственно материального мира в упанишадах уделяется сравнительно мало внимания. Наиболее общим здесь является признание изменчивости, непостоянства всех материальных процессов их временного, преходящего следовательно неистинного характер, Они объявляются лишь проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются лишь по имени и форме.

     Говорится об исключительности бытия (возникновение, созидание действительности, растворение в Брахмане-Атмане). Мир в целом и все конкретные вещи в нем состоят из пяти веществ первоэлементов (огонь, вода...) Принцип мировой закономерности выражается в концепции дхармы.

     Рассмотрение психических, душевных явлений занимает в упанишадах довольно видное место. Признается сложность структуры человеческой психики, раскрываются различные ее компоненты (сознание, воля, память, чувство...), их соотношение, взаимодействие.

     Центральный вопрос в теории познания упанишад - разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее знание - это знание эмпирической действительности, отрывочное фрагментарное, следовательно, неистинное. Высшее знание - это сознание духовного абсолюта. Именно, это знание дает власть над миром.

     В области этики в упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всех мирских привязанностей.

     Впервые в упанишадах большую роль начинают играть концепции переселения душ и воздаяние за прошлые деяния (Карма). Поведение человека определяется нравственным законом дхармы.

     Социальное  воззрения в упанишадах представлено крайне скудно. Главное в них признание незыблимости варнового (кастового) деления людей. Упанишады играли огромную роль во всей истории индийской философии, став фундаментом для всех последующих философских учений.

     Основным источником философкой мысли более позднего - имперического периода – является эпическая поэма «Махабхарата». Здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем.

     Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение Санкхьи и тесно связанный с ней Йоги. Основу их составляет положение о пракрите или прадхане (материя, природа), как источники всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе – пуруше.(= Брахман, атоман).

     «Бхагавад-Чита» (= «Божественная песня», - один из текстов «махабхароты») начинается с описпния того как перед началом решающей битвы двух враждующих кланов, перед эпическим героем (Арджуном) встает вопрос о жизни и смерти, о смысле и сути бытия, его охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной войны. Сомнения и колебания Арджуны рассеевает бог Кришна, который объясняет ему различие между истинным бытием и земным миром. Его поручения и доводы и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад-Читы».

 

 

     Важная особенность индийских религий – их интровертность, т.е. явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев, оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической религии. В брахманах-комментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и качеством жертв - с другой: жертвенная еда это и есть пища бессмертия. Был разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную оболочку и духовную, бессмертную субстанцию.      Считалось, что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В комментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников аскетов.

     Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад - философских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло, являющиеся условием жизни? Или, наконец, дыхание, прана - ведь без него нельзя обойтись ни ,(-cbk? В упанишадах серьезное внимание уделялось проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматривалось как нечто вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека (джива) и "достигает самого себя" и "освобождается от утомления", а духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренные останки некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь.

     Религиозная философия упанишад в середине I тысячелетия до н.э. как бы определила основные параметры мировосприятия всей системы ценностей, духовной ориентации в рамках традиционной индийской цивилизации. Широкое массовое восприятие идей упанишад со временем породило тот индуизм, который стал широко распространенной религией в Средневековой Индии. Однако до возникновения индуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных систем. Речь идет о шести системах - даршанах. Три из них (ньяя - логика; вайшешика - космология; миманса ритуал) второстепенны. Другие три оказали немалое влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии.

    Санкхья - одна из этих трех. В центре системы - два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт, материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары (земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения.

     К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели, относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках другой системы - йога. Основная цель та же, что и в системе санкхья: отделить пурушу от пракрити и тем самым добиться освобождения. Потому-то и весь характер йоги - в отличии от санкхьи - направлен не столько в область спекулятивных абстракций, туманных рассуждений о слиянии и реализации, сколько в область практической реализации поставленной цели. Главное в системе йоги - практика, методы, упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще активность и таким образом подготовить себя к встрече с Пурушей.

    Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему. Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот - "невыразимое, высшее блаженство". Этот источник - вне качеств и атрибутов, он един и неделим. А коль так, то и духовное "Я" каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время это духовное "Я" в веданте не противостоит телу, ибо в отличии от санкхьи веданта отрицает дуальность мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь материальный феноменальный мир, мнимы, иллюзорны.

    Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима, она является результатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек достигал покоя; его внутреннее "Я" отождествлялось с Брахманом. Система веданта сыграла очень важную роль в истории индийской религиозно-философской мысли. Ее построения были восприняты в национальной традиции Индии, повлияли на облик индуизма и даже являлись одной из духовных основ в период возрождения древних традиций, в эпоху критического переосмысления основ индийской цивилизации.


Информация о работе Человек в современном обществе