Гендерные отношения в современном обществе: социологическое рассмотрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа

Описание

В работе отражены современные гендерные исследования. Гендерные отношения рассмотрены через призму гендерных ролей в семье и обществе, а также гендерных стереотипах, и их переосмысления в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I Современные гендерные исследования………………………5
Глава II Гендерные отношения в современном обществе…………..12
2.1.Гендерные роли в обществе и семье……………………………...12
2.2.Гендерные стереотипы и их переосмысление в современном обществе ……………………………………………………………..…17
Глава III Гендерная ассиметрия российского социума: динамика последних десятилетий ( проект «Таганрог»)……………………… .21
Заключение……………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Петряшкина С-21.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

     Либеральный феминизм: его основная задача состоит в обеспечении равенства мужчин и женщин в публичной сфере. Самой значительной на всех этапах развития феминизма стала работа Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949), где был сформулирован лозунг «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». В социологической теории соответствующая идея закреплена в структурном функционализме. Классик этого направления Т.Парсонс в 40-50-х годах выразил предписанный статус домашней хозяйки в американском обществе через концепцию полоролевого разделения на примере семьи.

     Полоролевой подход стал первой теорией, объясняющий  функционально обусловленное различие мужской и женской ролей в семье и обществе. Он позволил применить понятия социализации, ролей и статусов к интерпретации ролей женщины и мужчины в обществе. В рамках этого подхода были выявлены напряжения половых ролей и сформулировано положение о кризисе американской семьи, и соответственно, мужественности и женственности. К концу 60-х годов стало очевидно, что гендерный контракт «домохозяйки» неприемлем для женщин с высшим образованием, а также для одиноких и незамужних. Именно они и стали активистками  женского движения в это время,  требуя равенства в сфере политики и экономики. Либеральные феминистки выдвинули следующие   задачи: изменение ролей, в частности, выход женщины за пределы роли домохозяйки; социальные преобразования в сфере образования, в производственной, политической и законодательных сферах. Все эти реформы направлены на обеспечение равных прав и возможностей женщин в публичном мире, на изменение гендерного контракта в сторону «равного статуса».

     Главная идея радикального феминизма заключается  в том, что никакие правовые меры не в силах уничтожить патриархатные  отношения между полами. Женщина останется угнетенной до тех пор, пока не будут осмыслены истинные основы патриархата, заключенные в сфере приватности и интимности. Сексуальность и репродуктивные возможности интерпретируются как основа угнетения женщины наряду с капиталистическими производственными отношениями. Политическим фактором этого исследовательского направления стала радикальная ветвь женского движения марксисткой и социалистической направленности. Центральной стала категория «патриархата». Главными были вопросы угнетения женщин , власти, проблемы неравенства.

     Социальный  конструктивизм опирается на понимание гендера как социально сконструированного отношения неравенства по признаку пола. Сторонники этого подхода обращают внимание на роль исследователя/исследовательницы как «социального конструктора знания», на его/ее субъективность и предвзятость, на недостижимость истинного и неизменного знания. Феминистские исследования 90-х годов, в числе прочего, меняют название, и часто фигурируют под ярлыком «гендерный подход». Развитие исследований женщин на Западе привело к изменению подхода. Исследователи пришли к следующим выводам: женские опыты различаются в разных культурах и социальных группах. Категория различия становится основной в определении женственности. Различия задаются прежде всего через контексты возраста, расы, класса и сексуальной ориентации. Социальные и политические контексты, вводимые через пересечение данных категорий принципиальны для понимания гендерных отношений господства и власти.  Углубление идеи конструирования приводит в 90-х годах к включению в гендерный анализ проблем культуры и языка [9, с.227].

     Таким образом, различение исследований женщин и гендерных исследований на Западе отражает развитие и смену методологии  феминистского подхода. Если структурно-функциональный анализ стал познавательным инструментом либерального феминизма, то практикой радикальной ветви женского движения стали марксизм и психоанализ – теории, которые легли в основу исследований женщин. В них подчеркивались отношения власти, неравенства, дискриминации, особенности женского опыта, его отличия от мужского и необходимости его изучения.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Гендерные отношения в современном обществе.

     2.1.Гендерные роли в обществе и семье.

  Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [2, с.21].

  Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии

определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший: 

  Весь мир - театр,

  В нем женщины, мужчины - все актеры.

  У них свои есть выходы, уходы;

  И каждый не одну играет роль.

  В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям.

  Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

   Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем, в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен [2, с.61].

  Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда, различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности   той или иной культуры. На основании культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур видят смысл жизни в работе и способны много и напряженно работать. Феминные культуры (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют ценносто-ориентированные семьи , которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. А культуры с ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония) – имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные  ролевые позиции. Такие семьи способствуют жесткой дифференциации в гендерных ролях.

  Феминная  гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует активности, агрессивности, доминирования, амбициозности. Эти различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность /феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования четко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик. Более того, индивидуальные различия внутри одной гендерной группы подчас бывают гораздо глубже, чем различия между гендерными группами. В большинстве обществ мужские и женские роли разведены по признаку пола, во всех обществах мужские роли ценятся выше, чем женские. Гендерные роли в значительной степени детерминируются разделением труда на мужской и женский. Черты, которые предписываются каждой гендерной роли, в целом проистекают из традиционного разделения труда. Гендерные роли социально сконструированы, а не биологически предопределены. С того момента, когда определен пол новорожденного или новорожденной, девочек и мальчиков начинают воспитывать по-разному. Родители, родственники, воспитатели, учителя, сверстники начинают прививать "соответствующие полу" гендерные нормы и следить за исполнением гендерной роли, по-разному одевая девочек и мальчиков, предлагая им разные игры и виды активности (в том числе домашней работы) и наказывая детей (особенно мальчиков) за то, что они делают что-то несоответствующее их полу (например, отращивают длинные волосы или используют косметику). Многие исследователи считают, что мужская гендерная роль более жестко и узко определена.

  Слишком жесткий конформизм в принятии традиционных гендерных ролей влияет на личностном, межличностном и социетальном уровнях. На уровне личности жесткие рамки традиционной роли могут влиять на здоровье – например, мужчины живут в среднем меньше, больше подвержены самоубийствам, убийствам, несчастным случаям, серьезным болезням, чем женщины. Многие из этих явлений могут быть объяснены такими предписанными мужской роли формами поведения, как склонность к риску, агрессивность, стремление к доминированию, невозможность проявления эмоций (т.е. невозможность дать себе эмоциональную разрядку), курение, злоупотребление алкоголем. Женщины, наоборот, чаще подвержены психологическим проблемам: депрессиям, страхам, различным расстройствам, связанным с неспособностью контролировать свой аппетит (диеты, болезненное голодание, т.н. анорексия; или булемия – обжорство), а также связанным с излишними переживаниями из-за несоответствия "канонам" красоты. На уровне межличностных отношений мужская гендерная роль часто делает их неподготовленными к открытым проявлениям эмоций, что может сделать их отношения с родными и близкими (даже со своими детьми) более сухими. В женщинах излишний конформизм в отношении предписанной гендерная роли часто воспитывает в них нерешительность, робость, низкую самооценку, что вредит профессиональным успехам. Традиционные гендерные роли готовят людей к жизни в том мире, который больше не существует: мужчины уже давно не являются единственными кормильцами семей, а женщины вследствие произошедших в обществе и семье изменений уже не посвящают всю свою жизнь семье и материнству. И это наиболее важный вывод, который проявляется на социетальном уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2.Гендерные стереотипы и их переосмысление   в современном обществе.

   Современному  обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных  отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов – это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые  воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры.

   Культурные  стереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны.

   Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

     Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача. 
 
     Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин. 
     Ниже представлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

Информация о работе Гендерные отношения в современном обществе: социологическое рассмотрение