Формирование сеамейной политики в отношении неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:11, реферат

Описание

Реализация государством своей социальной функции предполагает определение приоритетов в решении социальных проблем, которые в современной России весьма многочисленны. Сложная экономическая ситуация, в которой находится страна, нехватка финансовых средств делают эту задачу весьма непростой и очень ответственной. Приоритетность финансирования тех или иных направлений должна быть обусловлена остротой проблемы и значимостью ее для нормальной жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

формирование семейной политики в отношении неблагополучных семей..docx

— 29.92 Кб (Скачать документ)

3 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Реализация государством своей социальной функции предполагает определение приоритетов в решении  социальных проблем, которые в современной  России весьма многочисленны. Сложная  экономическая ситуация, в которой  находится страна, нехватка финансовых средств делают эту задачу весьма непростой и очень ответственной. Приоритетность финансирования тех  или иных направлений должна быть обусловлена остротой проблемы и  значимостью ее для нормальной жизни  общества.

Невозможно возражать  против выделения как особо значимых проблем престарелых и малолетних, инвалидов, ветеранов войны или  других социально незащищенных категорий  населения. Это проблемы материального  обеспечения, ухода, лечения, психологической  поддержки. В то же время следует  заметить, что традиционно эти  проблемы решались в рамках семьи, членами  которой являлись перечисленные  выше люди. Ненадлежащее выполнение семьей соответствующих функций встречало  дружное осуждение со стороны  знакомых и соседей. Этот механизм социального  контроля обеспечивал помощь и поддержку  тем, кто по разным причинам попадал  в трудную жизненную ситуацию. Семья, родственники были ответственны за благополучие больных, малолетних и  престарелых. Думается, что в социальной политике государства приоритет  должен быть отдан именно укреплению и поддержке семьи - а уже она  своими силами и средствами лучше, чем  любое казенное учреждение, позаботится  о своих членах.

Мы не станем подробно рассматривать  причины крушения традиционной для  России патриархальной семьи, где уживалось  несколько поколений, отношения  складывались по "Домострою". Отметим  только, что разрушение традиционного  семейного уклада было прямым следствием проводимой государством политики перестройки  общества в соответствии с представлениями  о коммунистическом будущем, в котором  государство примет на себя большинство  функций, ранее выполнявшихся семьей, прежде всего функцию воспитания детей. Традиционный семейный уклад  мешал планам индустриализации, коллективизации  и быстрого переустройства общества, а потому был объявлен враждебным и реакционным. Однако далеко не все  из этого уклада было плохо. Семья, родственные  связи воспринимались обществом  и каждым отдельным человеком  как величайшая ценность, поскольку  принадлежность к семье обеспечивала экономическую безопасность, психологическую  защищенность от любых внешних угроз. Семья несла ответственность  перед обществом за каждого из своих членов. Кстати, именно этот принцип  был использован для организации  тотальных репрессий. Традиционная российская семья была как социальный институт разрушена за несколько десятков лет, во многом - путем физического истребления людей, являвшихся носителями патриархальных устоев. Возрождение же этих устоев потребует гораздо большего времени, затрат и усилий.

В современном обществе (и  не только в России) семья как  социальный институт переживает кризис. Кризис - не катастрофа, а временной  отрезок, на котором обнажаются назревшие  противоречия. Это означает, что  неизбежно происходят изменения  в понимании функций семьи, в  содержании семейных отношений. Появляются новые формы семьи - "пробные" семьи; семьи, основанные на гражданском  браке; семьи, где женщина сознательно  отказывается от брака с отцом  своего ребенка и воспитывает  малыша одна. В некоторых странах  даже решается вопрос о допустимости официального создания однополых семей. Однако при всем при том в большинстве  стран отмечается постепенное завоевание семьей статуса важнейшей, исключительной социальной ценности. Эти изменения  означают постепенный выход из кризиса. Все больше людей осознают первостепенную значимость создания и сохранения здоровой, полноценной семьи. Государство, признавая  ценность семьи как социального  института, проводит взвешенную семейную политику, оказывая поддержку именно таким семьям.

Совершенно иная ситуация складывается, к сожалению, в нашей  стране. В первую очередь следует  отметить именно отсутствие последовательной политики в отношении семьи. Можно  с достаточной долей уверенности  предположить, что здесь имеет  место целый комплекс проблем, в  том числе недостаточная изученность  состояния семей в России и  как следствие - невозможность получения  научно обоснованных рекомендаций в  построении деятельности государственных  органов и учреждений, реализующих  государственную политику в отношении  семьи.

Социальная политика государства, направленная на оказание помощи семье  в выполнении своих важнейших  функций, предполагает первоначальное определение критериев, позволяющих  установить круг семей, нуждающихся  в такой помощи. В плане государственной  семейной политики это означает прежде всего реализацию принципа адресности социальной помощи и поддержки. Кроме того, следует определить оптимальные формы государственной помощи семьям. Представляется, что на данный момент эта задача остается нерешенной. Доказательством может служить ситуация с выплатой детских пособий. До недавнего времени каждая семья с несовершеннолетним ребенком пользовалась правом на получение такого пособия. Излишне говорить, в какие суммы это вылилось для бюджета страны. Накапливалась задолженность, остро нуждающиеся семьи не могли своевременно получить деньги. При этом выплата пособий на всех детей означала, с одной стороны, распыление имеющихся небольших ресурсов, размеры пособия оказывались мизерными. С другой стороны, детские пособия в большинстве неблагополучных семей расходуются на приобретение спиртного, и органы социальной защиты по существу бессильны изменить положение. Сложившаяся ситуация является ярким примером отсутствия продуманной семейной политики.

Политика государства, в  особенности когда она направлена на такой достаточно автономный социальный институт, каким является семья, должна быть исключительно деликатной и гибкой. Действительно, президентским указом женщин не заставишь родить второго или третьего ребенка, не запретишь супружескую неверность, не заставишь родителей и детей любить и уважать друг друга. Для воздействия на семью, на выполнение ею тех или иных функций можно использовать разнообразные средства: правовые, экономические, идеологические, социальные. При этом речь идет в основном о создании условий, которые сама семья может оценить как благоприятные, стимулирующие. Таким образом, семейная политика государства выстраивается как система косвенного воздействия на семью.

Представляется, что первым направлением государственной семейной политики должна быть реализация принципа приоритетной ценности семьи как  социального института. Необходимо развернуть целенаправленную деятельность по формированию в общественном сознании, в представлении каждого человека представления об исключительной ценности крепкой, здоровой семьи. Эта деятельность может и должна осуществляться СМИ, учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д. Данное направление семейной политики должно обеспечить снижение числа разводов, случаев социального  сиротства, формирование ответственного отношения к рождению и воспитанию детей.

В то же время нельзя забывать о том, что большинство семей  в России, как и общество в целом, переживает сейчас трудные времена. В семьях возникают самые разные проблемы, приводящие к семейному  неблагополучию. Неблагополучная семья - понятие очень широкое. Лев Толстой  емко определил: все счастливые семьи  похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Проявление семейного неблагополучия обнаруживается в невозможности выполнения семьей той или иной ее функции.

Думается, что вторым направлением семейной политики должна быть социальная помощь семьям, не способным реализовать  по разным причинам те или иные свои функции, не справляющимся со своими задачами по материальному обеспечению  своих членов, сохранению их физического  и душевного здоровья и созданием  комфортного психологического климата. Именно такие семьи можно считать  неблагополучными. При этом материальное, финансовое неблагополучие часто становится причиной постепенного нарушения и других важных функций семьи, например, обеспечения воспитания и образования детей. В то же время своевременная помощь может предотвратить нарушение функций семьи. Однако возникает вопрос: какой должна быть эта помощь. Опыт показывает, что худший вариант - раздача денежных сумм. Предпочтительнее помощь вещами, тем более что население достаточно активно откликается на проводимые акции по сбору одежды, обуви и других вещей. Если причиной финансовых затруднений семьи является потеря работы одним из ее членов, то лучший вариант - помощь в трудоустройстве. Следует учитывать простое правило - давать нуждающемуся не рыбку, а удочку. Отличной формой помощи, позволяющей решить одновременно несколько проблем семьи, являются семейные предприятия. Трудовая занятость взрослых членов семьи, материальный достаток, правильное трудовое воспитание детей - эти и другие признаки приближают семьи, работающие на своем предприятии, к модели распространенной когда-то традиционной семьи. Проблема состоит в том, что традиции такой семьи обществом в значительной степени утрачены. Их воссозданию и распространению мешает и отсутствие законодательной базы, призванной регулировать соответствующие отношения.

Помощь со стороны государства  неблагополучным семьям как реализация семейной политики осуществляется через  деятельность ряда учреждений. Особо  хочется выделить роль центров социальной помощи семье и детям. Трудно представить, что еще десять лет назад таких  образований не было. Центры нашли  свою "нишу" в системе социальной защиты. Специалисты этих центров  решают как раз задачи, связанные  с оказанием помощи семьям в реализации их функций. Это и материальная помощь, и организация досуга и летнего  отдыха детей, и разного рода консультации. Представляется, что в обсуждаемую  концепцию семейной политики как  важнейшее направление должно быть заложено дальнейшее развитие системы  центров социальной помощи семье  и детям.

Третье направление семейной политики в отношении неблагополучных  семей призвано обеспечить активное вмешательство и конструктивную деятельность государственных органов  и учреждений в ситуациях, когда  невыполнение семьей тех или иных функций угрожает физическому и  душевному здоровью, а иногда и  жизни отдельных членов семьи. Очевидно, что в первую очередь речь здесь  идет о защите интересов детей, когда  родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей по их содержанию и воспитанию. Однако в такой защите часто нуждаются и престарелые, немощные люди. Согласно статистике, большое  число женщин также становятся жертвами насилия в семье. К сожалению, в настоящее время профилактику насилия в семье и реагирование государственных органов на факты  его проявления нельзя признать удовлетворительными. Например, сотрудники милиции предпочитают не ввязываться в пресечение семейных ссор и драк, хотя такие семьи известны наперечет. Еще сложнее дело обстоит с насилием в отношении детей. Даже когда на теле и лице ребенка обнаруживаются следы побоев, родители не боятся привлечения к ответственности: всегда можно сослаться на применение физических мер воспитания, которые не запрещены. Даже случаи тяжелого калечения детей остаются зачастую безнаказанными - очень сложно доказать умышленность причинения тяжкого телесного повреждения ребенку. Тем не менее острота накопившихся проблем, связанных с насилием в семье, такова, что требует немедленного их обсуждения и разработки системы адекватных мер.

В реализации этого важного  направления семейной политики в  отношении неблагополучных семей  возникает ряд серьезных этических  проблем. Семья - автономный социальный институт. Она создается взрослыми  людьми, которые сами определяют нормы  внутрисемейных отношений и границы  допустимого поведения. Родители являются законными представителями своих  несовершеннолетних детей, следовательно, предполагается, что своими действиями они выражают и защищают интересы последних. Эта норма закона играет роль презумпции, то есть считается, что  так оно и есть, пока не доказано обратное. Все выше сказанное заставляет серьезно задумываться над тем, как  определить пределы допустимого  вмешательства в жизнь семьи, даже в тех случаях, когда необходимость  такого вмешательства очевидна. Известно, что после помещения в интернат дети родителей, лишенных родительских прав, иногда упорно убегают домой, где есть пусть плохая, но мама. Женщины, избитые пьяными мужьями, нередко  сами вызывают милицию, а потом выгораживают и защищают своих супругов.

И все же рискну утверждать, что в отношении семей, где  неблагополучие приобрело тотальный  характер, должны применяться продуманные, но достаточно жесткие меры. Так, для  многих спившихся, деградировавших  родителей детские пособия являются единственным средством их убогого  существования, а дети - рабочей силой, добывающей деньги на водку. Такие семьи  производят на свет по пять, шесть и  больше детей - больных, несчастных. Лишили родительских прав в отношении первых пяти - рожают следующих. А потом  сбывают "доброму" государству - оно  прокормит и воспитает. Как прокормит  и воспитает и каким вырастет ребенок, никогда не знавший нормальной семьи - их не заботит. Государство тратит огромные суммы на пособия и помощь для таких семей, а деньги уходят как в песок. При этом известно, что дети, рожденные в таких  семьях, часто имеют целый "букет" патологий, отстают в развитии от сверстников, склонны к совершению противоправных поступков, зачастую рано или поздно попадают в приют или  интернат, а став взрослыми, практически  не способны создавать нормальные семьи. Работники интернатов говорят, что  в их учреждениях воспитываются целые "династии", то есть выросшие в интернатах люди со временем сдают в интернат собственных детей. Не хочется сгущать краски, но если эту тенденцию не переломить, то через несколько поколений абсолютное большинство жителей нашей страны будут составлять именно такие люди, выросшие без нормальной семьи и несущие на себе печать несчастного детства. А это уже - прямая угроза безопасности России.

Думается, что на краевом  уровне должна быть разработана и  принята Краевая целевая программа "Ответственное родительство". Как бы ни жестко это звучало, но настало время продумывать меры семейной политики, направленные на ограничение рождаемости в семьях, где родители страдают наркоманией и алкоголизмом, лишены родительских прав в отношении уже рожденных детей. В этой же связи можно говорить о мерах профилактики нежелательных беременностей, в особенности когда речь идет о несовершеннолетних. Россия по числу абортов "впереди планеты всей", но это не решает проблемы, обозначенной выше, а в определенном смысле усугубляет ее, поскольку от рождения ребенка часто приходится отказываться семьям, которые ответственно относятся к решению о пополнении семьи и реально оценивают свои возможности вырастить и воспитать еще одного человека. Это означает, что проблема сокращения рождаемости касается в первую очередь благополучных семей. Деградировавшие семьи, производящие детей для получения за них пособия и использования в качестве дармовой рабочей силы, не ограничивают количества рожденных и не оценивают их, так сказать, "качества".

Информация о работе Формирование сеамейной политики в отношении неблагополучных семей