Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Жолобова В.В._Полагутина Л.В..doc

— 759.00 Кб (Скачать документ)

В подростковом информационном пространстве резко возросло влияние частных региональных радиокомпаний.

В условиях расширения телевещания радио не только не потеряло аудиторию, но и получило перспективу его увеличения. Радиовещание пошло дальше телевидения в плане дифференциации программ, рассчитанных на молодых слушателей. Информационная составляющая, художественное вещание в программах, как правило, не более 15-20 процентов общего эфирного времени, остальное время, как правило, занимают музыкально-развлекательные программы.

Поэтому существует острая потребность в законодательных актах, которые бы регулировали соотношение информационных, развлекательных, культурно-просветительных (отечественных и зарубежных) программ не только радио, но и телевидения.[41]

Тематически и жанрово юношеская и молодежная пресса за последнее десятилетие стала, несомненно, разнообразнее, значительно более дифференцированной по полу и возрасту читателей, появились газеты и журналы для семейного чтения, которые рассчитаны как на подростков, юношей и девушек, так и их родителей.

На современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания развлекательного характера.

Кроме того, в изданиях, адресованных непосредственно юношеству и молодежи, мала доля публикаций, непосредственно затрагивающих возрастные и социальные проблемы этой категории граждан страны, особенно это касается изданий для подростков 14-15 лет. Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера.

Вместе с тем в объемных изданиях для старшеклассников, молодежи обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные, нравственные проблемы современного общества.

Яркой приметой сегодняшнего дня является стремительное освоение ресурсов сети Интернет и использование ее возможностей для взаимного информирования молодежи и общества. Развитие подрастающего поколения в нашей стране в немалой степени зависит и от деятельности других социальных групп общества, государственного аппарата, общественных организаций и различных социальных институтов.[42]

Получить информацию можно путем организации досуговой деятельности.

Бирженюк Г.М. рассмотрел современный подход к организации досуга, который предполагает качественно новый уровень решения задач развития культурно-досуговой деятельности. Он связан, прежде всего, с разработкой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой территориальной культурной политики. Каждая программа представляет собой относительно самостоятельную, законченную логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительный, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив).

Культурно-досуговые программы для подростков разрабатываются:

1)                 Анализ данной категории в зоне действия программы (социальные, социально-психологические и психологические характеристики). Он включает:

- характеристику данной социальной группы;

- проблемную ситуацию, типичную для молодежи.[43]

Проблемная ситуация, характерная для подростков: во-первых, отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга.

Во-вторых, причиной роста  противоправной направленности является обрушившийся на молодое поколение поток информации.

В-третьих, неспособность понять и нежелание разобраться в сущности и смысле жизни старшего поколения приводит к тотальной дискредитации и обесцениванию нравственных основ общественной жизни.

В-четвертых, атмосфера несвободы, запреты, сопровождающие каждый шаг подростка, скученность на дискотеках, огромное скопление на концертах и стадионах создают криминогенные ситуации, стимулируют противоправную деятельность подростков.

2)                 Формулировка целей и задач программ организации досуга подростков.

В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечения взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня.

Главная целевая установка программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы увидеть у подростков.[44]

В последние годы можно услышать, что дополнительное образование подростков, кружки, музыкальные школы прекратили свое существование, что нынешние подростки все свое время проводят на улицах, на дискотеках, за компьютерными играми. К сожалению, такая характеристика использования свободного времени подростками близка к реальной действительности.[45]

Формирование информационной культуры подростков предусматривает создание системы информационного обеспечения молодежи, которая позволит обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах подростков.[46]

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: в силу того, что информация для подростков играет немаловажную роль, то именно с помощью средств социально-культурной деятельности можно решить проблему формирования социально-позитивной информационной культуры подростков.

 

 

Выводы

Информационная культура подростка - это интегративное личностное качество, представляющее собой взаимосвязь трех компонентов: мотивационного, информационно-содержательного и операционно-деятельностного, имеющих уровневый характер проявления: креативный, репродуктивный, критический. Критериями сформированности компонентов информационной культуры подростка являются: мотивы информационной деятельности; теоретические знания в области информационных технологий; практические умения и навыки информационной деятельности.

Жизнедеятельность человека осуществляется в специфической присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Информационной культуре  необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Чтобы привлечь внимание подростка, какой либо информацией, нужно постараться, так как сделать это достаточно сложно.

Школа, клубы, кружки, другие внешкольные объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания «человека культуры» и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию информационной культуры подростка.

Информационная культура понимается как культура создания, переработки, хранения, поиска и потребления информации, а также осознание своего места в инфосфере, диагностирование себя как создателя и потребителя информации, понимание информационной ситуации.

Особое значение приобретает изучение механизма формирования информационной культуры подростков в процессе социализации.

Подростковый возраст – период кризиса с точки зрения формирования личности. Именно в это время происходит рост самосознания, овладения общепринятыми моральными нормами и ценностями. Меняются в своей субъективной значимости для подростка источники получения информации; формируется особая субкультура подростков. Это вызывает необходимость использования в процессе формирования информационной культуры подростков институтов социокультурной деятельности с их средствами, поскольку получение информации в подростковом возрасте приобретает особую значимость.

Решением задачи формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности должны заниматься учреждения дополнительного образования, клубные объединения школьников и учреждения культуры, поскольку формирование информационной культуры подрастающего поколения является социальным заказом данного этапа развития общества, так как культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей.


Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности

2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть»

Сергиево-Посадская районная молодежная общественная организация «Желание есть» является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для решения проблем молодежи Сергиево-Посадского района Московской области.

Молодежная общественная организация «Желание есть» проводит и организует общественные мероприятия, спортивные соревнования, концерты в Сергиев Посаде и его районах. Она основана 19 апреля 2007 года и насчитывает в своем составе около 50 человек.

Лидер молодежной организации - Андрей Мардасов.

Девиз: «Пока вы говорите – мы делаем».

Приоритетными направлениями деятельности организации являются:

- развитие культуры живой музыки, музыкальной, творческой, хип-хоп культуры, культуры экстремального спорта;

- создание условий творческой инициативы молодежи;

- проведение спортивных, социальных мероприятий, акций, облагораживания города.

Почти во всех направлениях команда молодых людей является новаторами для Сергиев Посада. Подчас шокируя своей фантазией в подготовке и организации мероприятия, зритель и участник остается довольным.

Цели молодежной организации:

- создание на территории Сергиево-Посадского района Московской области условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие молодежи;

- создание системы по организации досуга и отдыха молодежи;

- формирование и создание молодежной образовательной среды, как эффективного условия для подготовки управленческих кадров;

- решение материальных и социальных проблем молодежи;

- решение проблемы трудоустройства молодежи;

- содействие социально-экономическому развитию города и района;

- воспитание и развитие патриотических идей среди молодежи и других слоев общества;

- сохранение и преумножение культурного наследия страны;

- содействие развитию науки, физической культуры, спорта и туризма среди молодежи.

Андрей Мардасов: «Целей молодежных организаций несколько:

- занять чем-то полезным молодежь (в организации мероприятия);

- привлечь новую молодежь мероприятиями;

- повысить популярность различных молодежных направлений и культур, как следствие, открытие новых направлений, клубов, школ, кружков;

- получить новый опыт для себя, творческий рост, переход на более высокий уровень организации мероприятий;

- рост авторитета и уровня организации, увеличение численности».

Виды деятельности организации:

- участие в региональной политики в отношении молодежи и подростков;

- организация массовых молодежных мероприятий;

- проведение собраний, демонстраций, митингов, различных социальных опросов;

- распространение печатной продукции;

- участие в мероприятиях по организации досуга молодежи;

- содействие в трудоустройстве нуждающейся молодежи;

- организация молодежных клубов.

Организация является неполитической и не имеет давления от сторонних организаций и сил.

За несколько лет существования молодежная организация успела организовать и сама приняла участие в более чем сотне общественных мероприятий.

В связи с самофинансированием организация занимается разработкой, организацией и проведением рекламных акций, PR компаний, промоакций, культурно-массовых мероприятий. Имеется опыт работы с крупными предприятиями и фирмами, а также спонсорами (интернет-провайдер «Инфотелеком»; магазин компьютерной техники «UPCOMPUTERS»; сеть ювелирных салонов «Золотой Лев»; «Мир школьника» - магазин канцелярских товаров; книжные магазины «Роман», «Читай-город»).

В рамках молодежной организации действуют школы и объединения, такие как:

Школа журналистики (изучение основ журналистики, публикация в местных СМИ).

Школа паркура (общефизическая и акробатическая подготовка, участие в межрегиональных соревнованиях, спортивные лагеря).

Школа КВН (гастроли по городам Подмосковья, работа с театральными преподавателями, участие в знаменитых телешоу центральных каналов).

Школа граффити (участие в программах по облагораживанию города,
работа с профессиональными педагогами, поездки в лагеря актива).

Информация о работе Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной