Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 6
1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков 13
1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков 20
Выводы 29
Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности 31
2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть» 31
2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад) 44
Выводы 52
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 64

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Жолобова В.В._Полагутина Л.В..doc

— 759.00 Кб (Скачать документ)


45

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

Заочный факультет

 

Кафедра социально-культурных технологий

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на материалах молодежной общественной организации

«Желание Есть» г. Сергиев Посад)

 

Выполнила студентка:

9 группы IV курса

заочного отделения

Жолобова Вероника Владимировна

__________________

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Полагутина Людмила Викторовна

_______________________

 

Допустить к защите:

зав. кафедрой СКТ

доктор культурологии, профессор

Бирженюк Григорий Михайлович

_____________________

        (подпись)

“__”___________2010 г.

Дипломная работа защищена:

“__”_______________2010 г.

Оценка_______________

Председатель ГАК

______________________

(фамилия, имя, отчество)

______________________

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург

2010


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности

1.1. Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования

1.2. Социально-психологические особенности подростков

1.3. Средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков

Выводы

Глава 2. Проектное обоснование программы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности

2.1. Характеристика деятельности молодежной общественной организации «Желание Есть»

2.2. Программа формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта» в молодежной организации «Желание Есть» (г.Сергиев Посад)

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


Введение

Актуальность темы дипломного исследования. Вопросы формирования информационной культуры подростков относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

В настоящее время, когда предельно возрастают скорости и масштабы перемен, ускоряется темп жизни, бытие меняется с невиданной прежде скоростью, новому поколению предстоит освоить огромное количество информации, научиться анализировать эту информацию, принимать самостоятельные решения. Сориентироваться в возрастающем потоке информации, оценить, что из этой информации важно, как с ней работать важное условие социализации современного человека. В современном мире невозможно адаптироваться без умения комфортно существовать в информационной среде. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.

В жизни молодого поколения, по мнению специалистов, рано или поздно наступает наиболее важный и в то же время кризисный период - это подростковый возраст. Именно этот промежуток времени включает в себя развитие самосознания, формирование моральных ценностей, самореализацию, ну и, конечно, круг общения подростка - среда сверстников, как наиболее доступный источник получения информации.

Организации культурной деятельности подростков требует пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению уровня знаний окружающих его людей. Формы проведения свободного времени, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Практика социально-культурной деятельности показывает, что специалисты социокультурной сферы становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры подрастающего поколения.

В жизни подростков немаловажную роль играет информация, которую они получают из разных источников, которые не всегда являются достоверными и положительно влияют на их развитие. Именно поэтому задачу формирования позитивной информационной культуры решают средства социально-культурной деятельности.

Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между социально-педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности в процессе формирования информационной культуры подростков и недостаточным использованием этого потенциала в социокультурной практике.

Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу формирования информационной культуры подростков.

В соответствии с поставленной целью в дипломной работе определены следующие задачи:

1.                  Рассмотреть понятие информационная культура, ее характеристику, принципы формирования;

2.                  Обозначить социально-психологические особенности подростков;

3.                  Проанализировать средства социально-культурной деятельности в системе формирования информационной культуры подростков;

4.                  Охарактеризовать деятельность молодежной организации «Желание Есть»;

5.                  Разработать программу формирования информационной культуры подростков «Школа информационного комфорта для подростков» в молодежной организации «Желание есть» (г. Сергиев Посад).

Объект исследования: процесс формирования информационной культуры подростков.

Предмет исследования: средства социально-культурной деятельности в процессе формирования информационной культуры подростков.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Представления об информационной культуре описаны в работах А.В. Костиной, которая исследовала развитие культуры в современном обществе; Л.Н. Невзорова свою статью посвятила понятию информационной культуры; Д.И. Блюменау рассматривает понятие информация; Г.М. Бирженюк, опираясь на конкретные социологические исследования, раскрывает методику формирования культурно-досуговых программ.

Научные исследования в области теории и практики работы с подростками нашли свое отражение во многих публикациях. Так, А.А. Реан – изучал психологию человека от рождения до смерти, особое внимание уделяется разделу: «Подростковый и юношеский возраст»; В.Г. Степанов выявил особенности взросления подростков; В.В. Касьянов проанализировал молодежную субкультуру; весомый вклад изучения подростков внесли А.Н. Колесин, («Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями.»),Франсуаз Дольто («На стороне подростка»), Б.М. Мастеров («Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности»).

Гипотеза дипломного исследования: Формирование информационной культуры подростков будет успешным при условии:

- учета социально-психологических особенностей подростков;

- использования индивидуального подхода в выборе средств и методов формирования информационной культуры;

-оптимизации информационной среды учреждений социокультурной сферы;

- создания ситуации успеха и мотивирования приобретения знаний и умений информационной деятельности.

База дипломного исследования: молодежная общественная организация «Желание Есть».

Практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования разработанной программы «Школа информационного комфорта для подростков» в деятельности социально-культурных учреждений.

Методы дипломного исследования: наблюдение, анкетирование, социо-культурное проектирование.

Структура дипломной работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.

 


Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности

1.1.Информационная культура личности: понятие, характеристика, принципы формирования

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.[1]

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.[2]

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.[3]

В настоящее время существует множество определений информационной культуры.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.[4]

История информационной культуры насчитывает тысячелетия.

Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.[5]

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска[6].

Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными. Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.[7]

Информация о работе Формирование информационной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности на материалах молодежной общественной