Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Содержание

Введение.

1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

3. Специфика средневековой схоластики.

4. Ориентации и переориентации религиозной философии.

5. Проблема «доказательства» существования бога.

6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Аквинский.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)


Содержание.

Введение.

1.                  Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

2.                  Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

3.                  Специфика средневековой схоластики.

4.                  Ориентации и переориентации религиозной философии.

5.                  Проблема «доказательства» существования бога.

6.                  «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.

Заключение.

Список литературы.


Введение

 

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя.

Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Фома Аквинский, св. (ок. 1224-1274). Католический теолог и философ, родился в Рокка Секка, Италия, младший сын Ландульфа и Теодоры д'Аквино. В возрасте около пяти лет он приступил к начальному обучению у бенедектинских монахов в монастыре близ Монтекассино. Он продолжил изучение курса "свободных искусств" в неапольском университете. Возможно, что Фома стал магистром искусств в Неаполе прежде, чем он вступил в орден доминиканцев в 1244 году. Будучи в доминиканском ордене, он изучил курсы философии и теологии, сначала в Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. В 1252 г. был послан в парижский университет для продолжения изучения теологии; в качестве бакалавра читал лекции по теологии до 1256 г., когда он получил степень магистра теологии. Принятый, после некоторого противодействия со стороны других профессоров, в качестве полностью аккредитированного члена теологического факультета в 1257 г., Фома продолжил преподавать в Париже до 1259 г.

Затем Фома провел почти десять лет в различных доминиканских монастырях вблизи Рима, читая лекции по теологии и философии (включая усиленное изучение основных работ Аристотеля) и исполняя различные консультативные и административные функции в его ордене. В конце 1268 г. Фома вернулся в Париж, чтобы во второй раз читать лекции по философии в качестве профессора. Он был вовлечен в три различные контроверзы - против группы консервативных теологов, которые относились критически к его философским нововведениям, против некоторых радикальных защитников аристотелизма или латинского аверроизма и против тех, кто критиковал доминиканцев и францисканцев и отрицал их право преподавать в университете. Многие из трудов Фомы находились в процессе написания или были завершены в это время. Считается, что он был обеспечен помощью секретарей для исполнения этой задачи, в частности, в виду того, что его собственные рукописи были практически неразборчивы. После того, как его отозвали в Италию в 1272 г., Фома менее  года преподавал в университете Неаполя и прочитал ряд заметных проповедей для широкой аудитории. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он отправился в Лион (Франция), чтобы принять участие в церковном совете. Нездоровье прервало его путь недалеко от его родных мест, и он умер в Фоссанова в марте того же года. Уже после смерти Аквинату был присвоен титул «ангельского доктора» («doctor angelicus»). Этот титул Фома заслужил не столько за свою деятельность в качестве преподавателя теологии, сколько в качестве автора многочисленных трудов. Этот импозантный, молчаливый и рассеяно-сосредоточенный монах отличался колоссальной работоспособностью. За свою довольно короткую жизнь он написал множество трудов, посвященных разнообразным вопросам.


1.Фома Аквинский -систематизатор средневековой схоластики

 

Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие,  а потому при ее появлении мы говорим,  что нечто возникло, а при ее исчезновении - что  нечто  разрушилось.  Акцидентальная же форма – источник определенных качеств,  а не бытия вещей.  Различая вслед  за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний.  Во всякой вещи,  считает Фома,  столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности,  выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

“На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет  лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis);  сюда относятся неорганические стихии  и  минералы”[1].  На  следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи,  которой поэтому внутренне  присуща  целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри - таковы растения.  Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю,  организуя и одушевляя ее.  Наконец, на четвертой  ступени  форма  предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma perse,  forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.  “Не будучи связана с  материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя "самосущего"[2].  В отличие от нее,  чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души  действий,  осуществляемых только самой душой, отдельно от тела мышления и воления;  все действия  животных,  как  и  многие действия человека (кроме мышления и акта воли),  осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом,  тогда  как человеческая душа - бессмертна,  она есть самое благородное в сотворенной природе.  Следуя Аристотелю,

Фома  рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей,  видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение,  каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, “Фома видит в воле практический разум, то есть разум,  направленный на действие,  а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием”[3].

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете  индивидуумы.  Этот  своеобразный  персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания,  предмет  которого  -  действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с бога,  который  есть чистый акт бытия,  и кончая малейшей из сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает  относительной самостоятельностью,  которая  уменьшается  по  мере движения вниз,  то есть по мере убывания актуальности бытия  существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его.” Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма -  одного  из наиболее  значительных течений католической философии на Западе”[4].

 


2.Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

 

Как утке отмечалось,  средневековая философия вобрала в себя две различные традиции:  христианское откровение и  античную философию.  В учении Фомы возобладала последняя. Напротив,  критики томизма апеллируют к библейской традиции,  в рамках которой воля (прежде всего божественная воля - всемогущество бог) стоит выше разума и определяет  его.  Расцвет номинализма  приходится  на  XIII  и особенно XIV века;  его главные представители - Уильям Оккам  (1285-  1349),  Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век),  Николай из Отрекура (XIV век) и др.

В номинализме  пересматривается характерная для аристотеленвской традиции (Альберт Великий,  Фома Аквинский)  трактовка бытия,  предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности.  Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущностью (ибо только в боге бытие и суетность совпадают),  однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий.  “А поскольку сущность постигается не чувствами, а только умом, то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой - иерархическая структура тварного мира”[5].

В номинализме определяющее значение получает идеи божественного  всемогущества,  а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Дунса Скота (ок. 1266-1308), который обосновывал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной  всякого  бытия.  Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота:  если тот считал,  что в воле бога был выбор сущностей, которые он хотел  сотворить,  то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности,  лишив его того основания, которое оно имело в ранней и  средней схоластике,  а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном уме.  Идеи,  согласно Оккаму, не  существуют  в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.

Номиналисты не разрывают и с Аристотелем,  но дают его философии  иную,  чем  Фома,  интерпретацию,  опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как  единичном  индивидууме. Согласно  Оккаму,  реально существует лишь единичное;  любая вещь вне души единична,  и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего,  которому  принадлежат акциденции,  не имеющие бытия помимо субстанций:  бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию,  не нуждаясь для этого в субстанции.  Понятно, что при этом различение субстанциальных  и  акцидентальных  форм теряет  свое  значение,  и главное понятие томизма – понятие субстанциальной формы - больше не признается необходимым.  В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии.  Отсюда равный интерес  ко  всем деталям  и  подробностям  эмпирического мира. 

Ориентация на опыт - характерная черта номинализма,  которую  впоследствии перенимают  наследники средневекового номинализма английские философы эмпирического направления - Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.

Номинализм формирует  новое  представление о познании и природе познающего ума.  Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных  свойств  вещи),  его предметом  оказываются  акциденции,  и знание трактуется как установление связи между явлениями.  Это ведет к  пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме  гиоссология - учение о познании не существует независимо от онтологии - учения о бытии). Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в  иерархии  сотворенных сущих.  Ум,  с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие,  а представление о бытии, направленность на бытие.

Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности,  и о познании  как субъект-объектном отношении.  Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума,  человеческого духа, рождается убеждение, что явления  психического  ряда достовернее физических,  поскольку даны нам непосредственно,  тогда как физические -  опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного начала - перед теоретическим.

Информация о работе Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики