Феминизм, политические теории и современные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:05, контрольная работа

Описание

В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.
В настоящее время женские проблемы заняли особое место в периодике, литературе, искусстве. Несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. Ответом на существующие противоречия и являются женские движения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История зарождения феминизма 4
Глава 2. Политические теории феминизма 6
Глава 3. Движение женщин в современной России 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Работа состоит из  1 файл

феминизм_политические теории и современные движения (без титул).docx

— 38.82 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. История зарождения феминизма 4

Глава 2. Политические теории феминизма 6

Глава 3. Движение женщин в современной России 10

Заключение 12

Список используемой литературы 13

 

Введение

В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она  прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия  женщин и мужчин.

В настоящее время женские  проблемы заняли особое место в периодике, литературе, искусстве. Несмотря на то, что как международные, так и  национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и  отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где  семья и материнство являются единственными ценностями. Ответом  на существующие противоречия и являются женские движения.

Актуальность исследования напрямую связана с важнейшей  чертой женского движения: возникнув  как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в  движение за общественный прогресс, и  те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они  значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

Цель данной работы – рассмотреть  теории феминизма и виды современных  женских движений.

Объектом рассмотрения являются женские движения.

Предметом – теоретические  и практические аспекты женского движения.

Задачи: рассмотреть возникновение  женского движения, изучить политические теории, проанализировать современные  женские движения.

Глава 1. История  зарождения феминизма

Вопреки распространенному  мнению феминистская теория не берет свое начало от Мэри Уоллстоункрафт в конце 18 века. Первой женщиной, писавшей о правах и обязанностях своего пола является, вероятнее всего, француженка Кристина де Пизан1, опубликовавшая свой трактат в 1504 году с идеями о праве женщин на образование и влияние в политике.

Классическим текстом  современного феминизма считается книга английской писательницы Мэри Уолстонкрафт "В защиту прав женщин", изданная в 1792 г. и написанная под влиянием событий Великой Французской революции. Одним из первых документов феминизма считается «Декларация прав женщины и гражданки», написанная и опубликованная французской писательницей Олимпией де Гуж в 1791 г. В «Декларации» заявлялось, что игнорирование, забвение женских прав, "тирания сильного пола" являются причиной национального несчастья и нравственного разложения; что женщина рождена свободной и по праву равна мужчине.2

Анри Корнелиус Агриппа де Неттешайн, немецкий врач, астролог и философ, публично заявляет в 1509 г., что женщина биологически стоит выше мужчины. Он ссылается на такие странные факторы, как отсутствие облысения у женщин, что защищает голову, вместилище ума. Женская же болтовня трактуется не как недостаток, а скорее как знак превосходства, так как слово - дар Божий, предназначенный для того, чтобы отличить человека от животного.3

Истоки теорий феминизма  лежат в середине XVIII – начале XIX веков, когда мнение о том, что женщина занимает в обществе угнетенное положение, становилось все более распространенным. Началом организованного движения (так называемая «Первая волна» феминизма) принято считать 1848 год, когда в американском городе Сенека-Фоллз был проведен съезд по защите прав женщин, лозунг которого гласил «Все женщины и мужчины созданы равными». Там же участниками была принята декларация, получившая название «Декларация чувств», где рассматривались вопросы, касающиеся равноправия женщин в правах собственности, в браке, в возможности выбора профессии, в получении образования и некоторых других. Основной целью этого течения, получившего название суфражизм (от англ. фр. suffrage — избирательное право), было предоставление женщинам избирательных прав.

«Вторая волна» феминизма (начало 1960-х — конец 1980-х годов), основной целью которой является ликвидация неравенства и дискриминации, продолжает свое существование и сейчас, плавно влившись в «третью волну», под которой сегодня понимается все разнообразие современных феминистических течений, начиная от крайне радикальных, заканчивая вполне либеральными.4

Феминизм в России практически  не развит. Вероятно, одной из причин его не распространенности является то, что в Советском Союзе необходимость в таком движении просто отсутствовала, также как отсутствовала необходимость женщины бороться за возможность трудиться и получать образование наравне с мужчинами и другие гражданские права. Отечественные феминистки во главе с Александрой Коллонтай присоединились к большевикам, после чего гражданки СССР смогли получить все те права, за которые в Европе и Америке еще только боролись.

Современные феминистки борются  за то, чтобы каждая женщина, могла  иметь свой выбор – посвящать  себя семье и детям, с головой  уходить в карьеру или умело  совмещать и то, и другое, но при  этом, чувствовать себя счастливой от сделанного выбора.

Глава 2. Политические теории феминизма

Современный феминизм вырос  из кажущегося простым вопроса: а  как насчет женщин? Какое место в той или иной ситуации занимают женщины?

Второй основной аспект, который  волнует сторонников феминизма: почему же тогда все именно так, как  есть? Если первый вопрос призывает  к описанию социального мира, то этот требует его объяснения.

Третий вопрос, который  ставят все феминисты, звучит так: каким образом мы можем изменить и улучшить социальный мир, чтобы сделать его более справедливым для женщин и для всех людей?

Макротеории гендера

Теоретики этого направления  приходят к одному и тому же выводу: основное место женщин - а оно  понимается в качестве чисто женской  «сферы» в рамках всех культур - это дом/семья. Это положение изначально, и женщины никогда не переступают за его рамки, однако они проявляют активность, отвоевывая в структуре общества и другие важные позиции, что в большей степени проявляется при рыночной экономике. Отсюда вытекает другой вопрос - о понимании функций дома/семьи в социальной системе и схеме взаимосвязи между домашним хозяйством и экономикой.5

Функционализм. Основной сторонницей функционализма в теории гендера является Мириам Джонсон. Для того чтобы понять, почему возникает гендерная стратификация, нужно обратиться к патриархальной семье. В таком мире женщины, заботясь о детях, действуют благодаря имеющемуся у них весу, авторитету, приобщая и мальчиков, и девочек к своему пониманию «общей гуманности». Рамки, которые продиктованы особенностями культуры и социальных институтов, предполагают, что женщина слаба и податлива мужу, чья экономическая конкурентоспособность, опосредованная наличием ряда средств (инструментов), позволяет ему добиться для своей семьи определенного уровня экономической безопасности. Поскольку для детей женщина предстает в роли «слабой жены», они усваивают почтительное отношение к патриархату и недооценивают такую родительскую установку, как эмоциональность, по сравнению с которой инструментальность мужчин кажется более мощной и значимой. Эта оценка мужских способов как более эффективных, чем женская экспрессивность, проникает в культуру. Но такая позиция никак не подтверждается на практике - разве только в том случае, когда она сформирована патриархальной идеологией. Джонсон, в частности, рассчитывает, что женское движение вызовет перемены общественного и культурного плана, которые, в свою очередь, приведут к общесистемной переоценке экспрессивности.

Аналитическая теория конфликта. Проблему гендера рассматривает в рамках аналитической теории конфликта Джанет Чафетс.

Чафетс исследует социальные структуры и условия, которые влияют на выраженность стратификации по половому признаку во всех обществах и культурах. К этому относится дифференциация гендерных ролей, патриархальная идеология, организация семьи и работы, а также условия, ставящие определенные ограничительные рамки, в том числе модели воспроизводства населения, разделение домашней работы и профессиональной деятельности, экономическое перепроизводство, усложнение технологий, плотность населения и суровость окружающей среды - все эти параметры считаются переменными величинами. Взаимодействие их определяет масштаб стратификации по половому признаку, поскольку ими формируются ключевые структуры хозяйства в рамках дома и производства на уровне экономики, а также способность женщин свободно переходить от одной области к другой. Чафетс считает наименее ущербной ситуацию, когда женщины гармонично совмещают домашние обязанности и самостоятельную роль в рыночном производстве.

Теория мировых систем. Кэтрин Б. Уорд  утверждает следующее: 1) мировая система не может быть познана, пока не будут надлежащим образом проанализированы труд, который ведется в домашнем хозяйстве, и труд в сфере неформальной экономики; 2) поскольку женщины составляют большинство занятых этими видами труда, им следует уделить в теории мировых систем особое внимание, а не просто упомянуть как "работников". Ведение домашнего хозяйства предполагает всю работу по дому, направленную на поддержание и воспроизводство работников; неформальная экономика - это такая организация работы, в которой не существует четкого разделения между трудом и капиталом и регулирования труда с помощью закона или капиталистической организации. Модель, показывающая трудовое участие женщин в масштабе всего мира - потребность в домашней работе здесь постоянна, помимо этого, женщины так или иначе задействованы в неформальной и капиталистической экономике, - может, на наш взгляд, стать основой для создания теории структур труда в рамках мировой системы.6

Микротеории гендера

Теоретики хотят понять гендер в рамках восприятия общества, как совокупности взаимодействующих людей. Их интересует, как проявляются в процессе взаимодействия гендерные характеристики.

Теория гендерного различия рассматривает место занимаемое женщинами в той или иной ситуации, а так же ее опыт в большинстве случаев отличается от положения и опыта мужчин в тех же ситуациях.

Теория гендерного неравенства определяет место, занимаемое женщиной в большинстве ситуаций, и то, что оно не только отличается от положения, свойственного мужчинам, но еще и менее привилегированно или неравное по сравнению с последними.

Гендерное угнетение. Женщины по сравнению с мужчинами притесняются не просто иным, неравным образом - их усиленно подгоняют под мерки ограничений, шаблонов, заставляют подчиняться, мужчины оскорбляют их и пользуются ими.7

Структурное угнетение. Переживание женщинами различий, неравенства и притеснений разнится в связи с их социальным положением в системе капитализма, патриархата и расизма Феминизм и постмодернизм.

Согласно теориям гендерного различия, положение женщин отличается занимаемого мужчинами. Теории гендерного неравенства, представленные, главным образом, либеральным феминизмом, подчеркивают требование фундаментального права женщин на равенство и описывают структуры неодинаковых возможностей, которые оказываются следствием дискриминации по половому признаку. Теории гендерного угнетения - это феминистская психоаналитическая теория и радикальный феминизм. Первая разновидность объясняет притеснение женщин, основываясь на психоаналитическом описании психического стимула мужчин к господству; вторая - с точки зрения способности и желания мужчин использовать насилие для подчинения женщин. Теории структурного угнетения - это феминизм социалистического толка и теория пересечений. Первая из двух вариаций связывает угнетение с патриархальной и капиталистической попыткой контролировать социальное производство и воспроизводство. Теория пересечений указывает то влияние, какое оказывают факторы классовой и расовой принадлежности, гендера, предпочтений в любви, местожительства на переживание событий, формирование точек зрения, свойственных определенным группам, и отношения, складывающиеся между женщинами.

Глава 3. Движение женщин в современной России

Если согласиться с  тем, что главнейшей функцией любого женского движения является работа по подъему самосознания женских масс в духе гендерного равенства и  справедливости, то нельзя не заметить, что российское   женское движение развивается именно в этом направлении,  и оно накопило бесценный опыт в этом отношении. Оптимистично выглядит тенденция к росту самосознания женского  населения в России.

Следует отметить специфические слабости женского движения в России, среди которых наиболее важными  представляются:

  • недостаточное осознание активистками своих гражданских прав, низкий уровень их знаний и юридической грамотности, отсутствие навыков защиты своих прав;
  • недооценка необходимости политического участия;
  • недостаточно развитая взаимосвязь феминистской теории и практики женского движения;
  • узкая социальная база, раздробленность и «элитарный характер» движения;
  • отсутствие  ярких женских лидеров;
  • инкорпорирование независимых общественных организаций в государственные структуры;
  • практическое отсутствие  материальных ресурсов для инфраструктуры поддержки общественного движения, и особенно женского движения;
  • отсутствие общенациональной женской идеи, способной повести женское движение в направлении его консолидации;
  • выраженное недоверие к организационным попыткам по координации действий «снизу до верху», в которых усматриваются  посягательства на  самостоятельность;
  • отсутствие настоящей работы по строительству коалиций как внутри женских НПО, так и с другими общественно-политическими силами, включая партии, профсоюзы и др.8

 

Сегодня женские организации четко делятся по направлению своей деятельности: благотворительные, правозащитные, проводящие гендерные исследования.

К правозащитным относят себя организации, занимающиеся правами военнослужащих и их семей (комитеты солдатских матерей), занимающиеся вопросами насилия в семье и обществе (кризисные центры), занимающиеся вопросами дискриминации на трудовом поприще.

Организации, занимающиеся гендерными исследованиями, своей задачей ставят развитие и внедрение гендерных  методологий в просвещение и  образование, гендерную экспертизу законодательства, поддержку социальной активности женщин и преодоление  дискриминации по половому признаку. 9

Благотворительные, так называемые материнские, организации занимаются решением проблем детей, в особенности  сирот и инвалидов, проблем многодетных  и малообеспеченных семей, а также  семей, в которых есть наркозависимые дети. Подробнее см. женское движение в современной России.

Информация о работе Феминизм, политические теории и современные движения