Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:45, лекция

Описание

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 2 Что внес системный подход в изучении политики?

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

   Тема: Теория политической системы

   1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 2 Что внес системный подход в изучении политики?

   Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

   Основные  принципы системного подхода

   Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

   Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

   Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

   Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

   Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

   Каково  значение системного подхода в анализе  политики?

   Во-первых, он позволяет представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, установить механизмы влияния политических действий, поступков на характер политических институтов и структур.

   Во-вторых, дает понимание политики как целостности, открывает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура.

   В-третьих, одно из важнейших  назначений политики — обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма. Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры.

   Формализация, которая вносится системным подходом, создает возможность  сравнительного анализа  разных типов, моделей  политической жизни, выделения единых критериев их сопоставления и анализа.

   Формирование  политической системы  связано с постепенным  приобретением политическими  отношениями ряда существенных признаков:

   - во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности — распад, дезинтеграция общества;

   - во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь — чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходит и государство не выполняет своей важнейшей функции, оно теряет поддержку граждан, начинается интенсивный поиск альтернатив, и они, как правило, находятся. Причем, поскольку отбор происходит в критических условиях, новый вариант порядка оказывается далеко не лучшим, а зачастую и просто более опасным;

   - в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания. Например, в политической культуре США такими ценностями служат: «американская мечта» — уверенность в зависимости личного успеха от собственных усилий и способностей; отношение к своей стране как богоизбранной, предоставляющей человеку уникальные возможности для самореализации; это также известный тезис, который можно прочитать на гербе страны: «Мы верим в Бога» — связывающий веру в Бога и политику;

   - в-четвертых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае усилия государственных органов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.

   Итак, смысл системного подхода к анализу политической жизни заключается в изучении ее как подсистемы в рамках более широкой системы, так и в выявлении подсистемы элементов данной системы. Данный подход позволяет унифицировать терминологию, уточнить понятия политической теории и установить их взаимосвязь между собой. 
 
 

   7. Какие типологии  политических систем  вам известны.

   Политические  системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

   1. В зависимости  от политического  режима различают  следующие политические  системы:

     тоталитарные;

     авторитарные;

     демократические.

   2. По характеру взаимодействия  с внешней средой  выделяют:

     открытые системы; 

     закрытые системы.

   Тоталитаризм

   Тоталитаризм  означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

   Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми  сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого  вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

   Признаки  тоталитаризма:

   — тотальный государственный контроль над обществом;

   — всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего  меньшинства;

   — система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

   — политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

   — господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

   — идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной  идеологии;

   — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

   — ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

   — ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

   В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

   Авторитаризм

   Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

   авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

   авторитаризм, как социальная установка или  черта личности, характеризующаяся  уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная  преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

   Политический  режим, соответствующий принципам  авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении  свободного проведения выборов, так  и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны::: 

   Военно-бюрократический  режим

   военно-бюрократический  режим авторитаризма обычно возникает  в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития

   Постколониальный  авторитаризм

   постколониальный  авторитаризм в виде однопартийных  мобилизационных режимов возникает  после обретения бывшими колониями  независимости, создается снизу  в обществах с низким уровнем  экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

   Расовая, или этническая, квазидемократия

   Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

   Султанисткий  режим

   султанистский режим можно рассматривать как  предельную форму автократии.

   Деспотический режим

   Демократия

   Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса, или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Информация о работе Теория политической системы