Политические блоки и движения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:22, контрольная работа

Описание

В нашей стране сейчас масса организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Содержание

Введение.
Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.
Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.
Политический плюрализм в России
Политические партии и власть в современной России.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Политические блоки и движения в современной России (контрольная).doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)


3

 

Содержание

Введение.

Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.

Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.

Политический плюрализм в России

Политические партии и власть в современной России.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В нашей стране сейчас масса организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Начавшиеся в нашей стране во второй половине 80-х годов реформы политической системы пробудили небывалую общественную активность населения и привели к формированию множества политических партий и движений. Идейный спектр этих организаций охватил фактически все возможные направления и оттенки, воспроизводя программные установки как политических объединений современного западного зарубежья, так и партий, существовавших в России в начале XX века.

Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм и борьба мнений вызвали к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в конечном счете к очевидной трансформации базисных основ как государственности, так и политической системы в целом. Способность к объективному, свободному от идеологических пристрастий изучению и освещению этих проблем выступает одним из важнейших критериев профессионализма политолога, занимающегося как теоретическими поисками, так и решением прикладных задач.

 

 

 

 

 

Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.

Центр тяжести в политическом противостоянии переместился с борьбы против КПСС к вопросу выбора конкретной модели модерни­зации российского общества. Политическая оппозиция и в новых ус­ловиях по-прежнему представляла собой весьма неоднородную поли­тическую силу, представленную несколькими направлениями.

Первое — демократическая оппозиция, партии и движения кото­рой делали ставку на западную модель модер­низации России, подразумевая под нею развитие рыночных структур и отношений, способных заменить прежнюю бюрократическую мо­дель экономического развития с нормированным распределением и потреблением. Однако, в отличие от «партии власти», либерально-демократические оппозиционные силы являли собой сторонников со­циал-ориентированных рыночных реформ. Отсюда и политика «кон­сервативного оппонирования» этой части оппозиции по отношению к власти.

Но были в демократической оппозиции и более радикально на­строенные к новой власти либеральные партии и движения. Их радикализм проявлялся в критике основных позиций курса правительства Гайдара, который, по их мнению, был не только лишен социальной компоненты, но и недопустимо игнорировал национально-государственные интересы всего россий­ского общества.

На их базе в июне 1992 г. сформировалось два блока. Первый, правоцентристский блок «Гражданс­кий Союз», программные установки которого были основаны на приоритетах прав человека, идеях социального партнерства и созда­ния ориентированной на человека рыночной экономики.

Второй стал называться «Российское народное собрание». Этот блок, представляя государственническое крыло праволиберальных партий, стремился найти компромисс между необходимой, по их мнению, жесткой централи­зованной властью и защитой прав и свобод граждан.

Среди партий, оппонирующих официальному монетаристскому курсу правительства, были еще две группы партий и движений цент­ристского толка. Первая объединяла политические силы, ориентиро­ванные на «критическую поддержку правительства». К ним относились партиих и движения, объединенные в блок «Новая Россия»: Крестьянская партия России (Черниченко), Народная партия России (Т. Гдляна), СДПР (И. Аверкиев), Российская социал-либеральная партия (В. Фи­лин), Социально-либеральное объединение Российской Федерации (СЛОРФ), Партия Союз Молодая Россия. Эти политические силы также придерживались курса на социальную ориентацию либераль­но-рыночных реформ. Именно на базе данной платформы «Новой России» были сформулированы главные направления совмест­ных действий российских демократов по выводу страны из кризиса и возрождению Российской Федерации: проведение скорейшей консти­туционной реформы и демократической приватизации, налаживание партнерских отношений труда, предпринимательства и государства, обеспечение необходимого прожиточного минимума, ускоренную зе­мельную реформу и поддержку фермерства, укрепление правопоряд­ка и социальную защиту военнослужащих.

Другая группа партий и организаций объединилась в левоцентристский блок «Содружество левых демократических сил». Придержи­ваясь социалистических ценностей, блок разработал собственную ан­тикризисную экономическую программу, основанную на признании необходимости развивать рыночную экономику, оставляя приоритет­ной коллективную форму собственности и стимулируя развитие мел­кого и среднего предпринимательства. Этот блок был организован руководством Социалистической партии трудящихся (Л. Вартазарова), НПСР (А. Руцкой), Партией Труда (А. Бузгалин), Российской партией коммунистов (А. Крючков), левого крыла СДПР (Оболен­ский), Федерации независимых профсоюзов России (Шмаков).

 

Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.

Большего успеха в деле единения на следующем этапе полити­ческого противоборства в стране достигли политические силы, при­держивающиеся левоцентристских позиций. Так, Коммунистическая партия Российской Федерации была на выборах в Государственную Думу 1993 г. третьей, а на выборах в 1995 г. — первой по числу поданных за нее голосов. Это позволило ей не только значительно увеличить свою фракцию в нижней палате парламента с 47 человек до 158, но и ввести в правительство Черно­мырдина своего представителя — А. Тулеева. Все эти факты, свиде­тельствующие о возросшем влиянии крупнейшей политической партии России, стали возможны во многом благодаря весьма своеобразной тактике поведения данной системной оппозиции. КПРФ свое участие в работе государственных органов власти рассматривает не как процесс интегрирования с существующим режимом, а как оппозиционную деятельность ради реализации четко определенных самой партией политических целей. Коммунисты объясняют свою тактику стремлением ос­лабить режим, не допустить разгрома оппозиции в стране; желанием материально и организационно укрепить саму партию; возможностью накопления государственного опыта и получения более широкого доступа к официальной информации; обеспечением для партии более широкой общественной три­буны и возможностью участвовать в собствен­но законотворческой деятельности.

Итак, взаимодействие политических партий и общественно-по­литических движений с властью, пройдя через горнило парламентско-президентской борьбы (1992—1993 гг.), приобрело в период с 1994 по 1996 г. достаточно стабильный характер и демократические формы. Более того, возможность соблюдения демократических проце­дур во взаимоотношениях власти и российской многопартийности (вы­боры 1993, 1995, 1996 гг.) доказывают, что демократизация российской об­щественно-политической жизни является необходимым инструмен­том, с помощью которого россияне желают изменять свою жизнь и определять свое будущее.

По мере своего развития политическая борьба в российском об­ществе, все более утрачивая свою идеологическую окраску, превра­щается в столкновение личных и узкогрупповых интересов. При этом постоянный состав лиц, участвующих то во власти, то в оппозиции, перемещающихся из властных структур в бизнес и обратно, свиде­тельствует о завершении процесса формирования новой российской политической элиты и о возможностях ее дальнейшей консолида­ции и структурирования. Конкурентная борьба между отдельными группами политической элиты, в ходе которой определяется офици­альный правительственный курс, происходит в условиях конверта­ции статуса власти в право собственности. Это делает привлекатель­ным для оппозиционных политических сил их соучастие во власти. Вместе с тем увеличивающиеся негативные последствия социально-экономического реформирования России заставляют оппозицию ди­станцироваться от официального правительственного курса, а власти брать на вооружение многое из программ и лозунгов своих политических оппонентов. В целом и партия вла­сти, и политическая оппозиция идут по пути инфляции в глазах об­щества своих ценностных ориентиров и потери собственной значи­мости для демократического политического процесса в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политический плюрализм в России

Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.

Согласно Конституции, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут созда­ваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность раз­личные общественные политические объединения.

В Конституции Российской Федерации указано, что «общест­венные объединения равны перед законом». Равенство общест­венных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. России, помимо равенства перед законом, закрепляется равен­ство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений, как в общественной, так и в хозяйственной деятельности.

Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.

Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Россий­ской Федерации, подрыв безопасности государства, создание во­оруженных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни».

Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспор­ных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит полити­ческому единообразию), но эти преимущества могут быть реали­зованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толе­рантной и компромиссной.

В России существует множество политических партий, обще­ственно-политических организаций и движений. Люди, социаль­ные общности имеют возможность свободно выбирать политиче­ские организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.

Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической «упаковке» отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает воз­можность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.

При этом в Конституции Российской Федерации подчеркива­ется, что «никакая идеология не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной». В условиях идеологи­ческого многообразия отрицание государственной идеологии, возведенное в ранг правового нормативного правила, может при­вести на практике к серьезным деформациям российской государ­ственности, «освобожденной» от интегрирующего общего инте­реса и цели.

 

Политические партии и власть в современной России.

Главной задачей любой политической партии является достиже­ние государственной исполнительной или законодательной вла­сти. В современной России партии имеют влияние только в зако­нодательной ветви власти. Наиболее значительные партии имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.

Информация о работе Политические блоки и движения в современной России