Что такое самовоспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:13, реферат

Описание

Одной из важнейших социально-политических линий образования является обеспечение высокой конкурентоспособности человека на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, сегодня не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры, гражданской активности, предприимчивости. Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности каждого человека.

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

    Одной из важнейших  социально-политических линий образования  является обеспечение высокой конкурентоспособности  человека на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, сегодня не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры, гражданской активности, предприимчивости. Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности каждого человека. Поэтому сегодня очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты. Воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание.

    Что такое самовоспитание?

    Человек - саморегулируемая, саморазвивающаяся система со всем комплексом его наследственных, врожденных, приобретенных и развитых в процессе жизни качеств.

    Самовоспитание - управляемое личностью саморазвитие. Но в то же время самовоспитание и саморазвитие не одно и то же. Саморазвитие - процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание - процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли.

    Саморазвитие - первично. С возрастом оно перерастает  в самовоспитание, это происходит тогда, когда оно становится подконтрольным сознанию, когда учащиеся все сознательнее начинают участвовать в совершенствовании своего "Я".

    Самовоспитание - высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности. При самовоспитании учащийся уже не подражает, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. Здесь уже имеет место его творчество.

    Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия. Во-первых, это противоречия между требованиями, предъявляемыми к учащимся и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям. Если эти требования оказываются посильными для учащихся и сочетаются с помощью, то они становятся движущей силой их самовоспитания.

    Во-вторых, это  противоречия между желанием и неумением  работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания. Здесь многое зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой, осуществить которую призваны педагоги.

    В-третьих, это  противоречия, проявляющиеся в несоответствии результатов поставленным целям и задачам самоизменения. Например, учащийся строго и точно стремился выполнять намеченную программу своей жизнедеятельности, однако достигнутый результат оказался для него не таким, каким ожидался. Это может отрицательно сказаться на его дальнейшей работе над собой, способствовать потере веры в свои силы. В подобных случаях опытные педагоги стремятся показать учащимся причины неудач, убедить их в целесообразности многократного повторения действий, составляющих дело, за которое они взялись. Цели и задачи самовоспитания должны быть достижимыми, иметь определенные промежуточные рубежи.

    Самовоспитание - это:

    - анализ собственной  личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, самооценка; выделение своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определение того, что необходимо в себе преодолеть; принятие решения о работе над собой;

    - постановка  цели и разработка программы  деятельности - определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;

    - собственно  деятельность - учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, эстетическая, физическая - по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевого усилия над собой;

    - саморегуляция  этой деятельности, предусматривающая  самоконтроль, самоанализ, самооценку  ее хода и результатов, а  при необходимости и корректирование  - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.

    Самовоспитание  представляет собой  сознательное и целенаправленное освоение человеком  многообразного социального  опыта, совершенствование  себя в различных  направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности в духе общечеловеческих ценностей.

    Чтобы получить представление о самовоспитании учащихся, необходимо знать определенные признаки, характеризующие этот процесс. К числу таких признаков могут  быть отнесены следующие:

    - осознание  учащимися своего образа жизни,  своих достоинств и недостатков,  адекватность самооценки;

    - требовательность  к себе, недовольство собой, стремление  стать лучше, осознание необходимости  самовоспитания;

    - умение самостоятельно  ставить перед собой определенные цели и задачи, наличие их;

    - наличие идеала;

    - наличие определенной  программы или плана по достижению  поставленных перед собой целей  и задач; 

    - знание методики  самовоспитания, средств и способов  работы над собой, владение  ими; 

    - конкретная деятельность в одном или нескольких направлениях своего развития, разносторонность самовоспитания;

    - устойчивость (систематическое, эпизодическое)  и результативность самовоспитания.

    Конкретную  информацию о самовоспитании учащихся позволяет получить использование комплекса диагностических методов.

    Несмотря на почти всеобщее признание необходимости  самовоспитания, далеко не все учащиеся целенаправленно и регулярно  им занимаются и соответственно достигают  значимых результатов. Учащиеся не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно значимые цели и пути их достижения. Испытывая различные трудности, как объективные, так и субъективные, большинство учащихся, по их собственному свидетельству, нуждаются в педагогической помощи в самовоспитании. Эта помощь видится нам как стимулирование самовоспитания учащихся. В чем его сущность?

    Сущность  стимулирования самовоспитания учащихся

    Сущность  стимулирования самовоспитания заключается в  развитии потребностно-мотивационной сферы личности и создании необходимых условий для формирования у нее здоровых потребностей и мотивов деятельности (поведения).

    С позиций системного подхода стимулирование самовоспитания в  его социально-педагогическом аспекте выступает  как многоуровневая целенаправленная система взаимодействия обьекта, субьекта стимулирования и условий среды, в результате которого развиваются и обогащаются потребности в самовоспитании.

    Объектом стимулирования являются все учащиеся независимо от того, насколько интенсивно и эффективно занимаются они самовоспитанием. В роли субъекта стимулирования самовоспитания выступает как общество в целом, его социальные институты (школа, педагогический и ученический коллективы, органы их самоуправления, семья и т.п.), герои литературы, искусства, другие известные личности, а так же сам учащийся.

    Третий компонент  системы стимулирования - это единство цели, принципов, содержания, организационных  форм, методов и средств деятельности педагогов и других субъектов, обеспечивающих адекватное возрастным, социальным и индивидуальным особенностям саморазвития личности учащегося. Это система средств и методов, с помощью которых субъекты стимулирования создают возможности для самовоспитания учащихся, развивают и закрепляют их потребность в работе над собой.

    Стимулирование  самовоспитания учащихся представляет собой  целенаправленный процесс  управления саморазвитием  личности, основанный на гармонизации целей  воспитания и самовоспитания учащихся. С учетом этого наиболее общая цель стимулирования самовоспитания - способствовать саморазвитию и осознанной социализации учащихся.

    В процессе стимулирования самовоспитания учащихся педагог решает следующие задачи:

    - способствует  самопознанию учащихся, формированию у них адекватной самооценки;

    - способствует  включенности учащихся в разнообразные  виды деятельности и в социальные  отношения и тем самым овладению  ими системой социальных ролей; 

    - помогает  учащимся определенным образом  организовать их жизнедеятельность, отбирает из окружающих условий необходимый материал;

    - осуществляет  отбор, модификацию и включение  в учебно-воспитательный процесс  педагогически целесообразных средств  и стимулов самовоспитания;

    - создает условия  для саморазвития учащихся.

    Стимулирование  самовоспитания - динамичный, развивающийся  процесс, предусматривающий непрерывность  и длительность его осуществления, что обусловлено прежде всего  соответствующим характером процесса самовоспитания. Еще одной особенностью является его комплексный характер. Это обусловлено тем, что личность формируется в целом, а не по частям, развитие определенных черт характера и качеств идет одновременно, в комплексе, а не по очереди - сначала одно, затем другое. Вместе с тем для стимулирования самовоспитания, как и для воспитания, характерна отдаленность и неодинаковость результатов.

    Стимулирование  самовоспитания учащихся связано с  разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые  к ним предъявляет общество и его социальные институты. Условием его разрешения и превращения в движущую силу самоопределения личности является сформированность такого мотива самовоспитания, как осознание учащимися общественной необходимости самовоспитания как условия и средства личного и общественного благополучия, выживания в условиях рынка.

    Как стимулировать самовоспитания учащихся?

    В развитии стимулирования самовоспитания можно выделить три  основных этапа, знание которых необходимо прежде всего для практической работы, управления этим процессом на уровне учебного заведения: начальный - традиционная воспитательная работа, которая так или иначе побуждает учащихся к самовоспитанию; поисковое стимулирование самовоспитания, осуществляемое осознанно и целенаправленно; научная организация стимулирования самовоспитания. Каждый последующий этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых задач, а переход от одного к другому характеризует новый уровень стимулирования самовоспитания.

    Методика  стимулирования самовоспитания учащихся предусматривает: диагностику самовоспитания учащихся; определение качеств личности, которые они сознательно и целенаправленно должны формировать у себя (проектирование личностного развития); определение целей самовоспитания, связанных с формированием этих качеств; построение совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование этих качеств; отбор, модификацию и применение средств достижения поставленных целей; психолого-педагогическую подготовку учащихся к работе над собой; выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика самовоспитания учащихся).

    Названные элементы тесно взаимосвязаны между собой: осуществляя диагностику самовоспитания, педагог проектирует личностное развитие каждого учащегося и одновременно организует их жизнедеятельность. В свою очередь организация жизнедеятельности учащихся предусматривает диагностику изменений, происходящих в развитии учащихся, корректирование проекта личностного развития. Только в неразрывном единстве и взаимосвязи, взаимодействии названные элементы образуют целостный процесс стимулирования самовоспитания.

    Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно и целенаправленно, регулярно и активно сами учащиеся развивают и совершенствуют свою личность, что побуждает их к этому и, напротив, что мешает этим заниматься. Она позволяет педагогу проследить логику саморазвития каждого учащегося, определить содержание и способы своей деятельности по его стимулированию.

    Важнейшей педагогической задачей как на этапе диагностики, так и на всех других этапах является стимулирование самопознания учащихся. Самопознание подготавливает их к более сложной и напряженной деятельности - осознанному и целенаправленному самоизменению, представляющему собой истинное самовоспитание, и является необходимым условием успешной работы человека над собой на всем ее протяжении.

    В планах воспитательной работы целесообразно иметь специальный  раздел "Стимулирование самовоспитания учащихся", содержание которого определяется результатами диагностики самовоспитания как каждого отдельного учащегося, так и группы в целом.

    Важное значение в стимулировании самовоспитания учащихся принадлежит формированию у них  готовности к целенаправленной и  постоянной работе над собой, соответствующих установок. Установка выражает ценностное отношение учащихся к самовоспитанию и означает их теоретическую и практическую готовность к работе над собой.

Информация о работе Что такое самовоспитание