Взаимосвязь воспитания и самовоспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности………... ...5
Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение…………………………………………………………………........28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 65.26 Кб (Скачать документ)

                                            Содержание: 

Введение………………………………………………………………………. ...3

Глава 1. Две стороны  единого процесса формирования личности………... ...5

    1. Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
    2. Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10

Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17

       2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17

       2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25

Заключение…………………………………………………………………........28       

Список используемой литературы……………………………………………..30  

Приложения……………………………………………………………………...32

 

       

Введение

    Миллионы  лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда. Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам воспитания и самовоспитания во все века (от Платона, Сенеки и до К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского) придавалось большое значение. В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям. Как говорит народная мудрость: “Век живи – век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

    Благодаря воспитанию и самовоспитанию человек становиться цивилизованным, а также вырабатывает у себя такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

      Без помощи квалифицированных  воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь  биологическим существом.

    В целом, можно сказать, что протекание процессов воспитания и самовоспитания является одной из самых важных проблем и требует своего решения.

    Именно  поэтому целью нашей работы является изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания в учебном процессе.

     Для реализации этой цели необходимо выполнить  следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию и самовоспитанию.

2. Изучить опыт учителей по воспитанию и самовоспитанию школьников.

3. Провести  анализ самооценки учащихся.

Предмет: учебно-воспитательный процесс.

Объект: интеграция процессов воспитания и самовоспитания.

Методы  исследования: анализ литературы и школьной документации, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа.

Наша  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе, теоретической, мы раскрыли сущность процессов воспитания и самовоспитания, выделили основные методы и приемы. Во второй части, практической, мы провели исследование в школах города Шуи и Краснодарского края и благодаря опыту работы преподавателей выявили взаимосвязь воспитания и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе. Работа завершается заключением, списком использованной литературы и приложением.

 

Глава 1. Две стороны  единого процесса формирования личности

    1.1 Сущность процессов  воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь

    Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании, целью которого является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

    К числу основных педагогических понятий  относятся «процесс воспитания, самовоспитания», «педагогический процесс». Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это учебно-воспитательный процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика. Обеспечение единства воспитания и самовоспитания составляет сущность педагогического процесса[6, с.122].

    Понятие « воспитание» содержит множество  важных признаков. И дать ему однозначное  и точное определение весьма не просто.

- В общем  философском смысле как приспособление  человека к условиям жизни;

- В социальном  смысле - как передачу опыта жизни  и поведения от старших поколений  к младшим;

- В широком  педагогическом смысле - как процесс  и результат всех влияний на  человека;

В узком  педагогическом смысле - как специально организованное, целенаправленное и  управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

- В практическом  смысле - как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.

     В целом, воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития.

     Сущность  воспитания заключается в таком  взаимодействии, что воспитатель  намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как  человек может и должен быть" (К.Д.Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.

Свою  специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции  воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает  единство природной, генетической, психологической  и социальной сути воспитуемого, а  также его возраст и условия жизни[3, с.85].

    Но  воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание - сознательную деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон).

    Самовоспитание  находиться в неразрывной взаимосвязи  с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

    Самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного  самосовершенствования человека, в  один из главных путей его всестороннего  развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к  самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению  своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения[3, с.95]. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к самовоспитанию.

    Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни человека, его интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.

    Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность  не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований. Интенсивное проявление потребности  в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.

    Самовоспитание  начинается с самооценки. Человек  должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения  себя с другими людьми и путем  сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно  сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результатом этих контактов является заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать со сверстниками, устанавливать контакты с людьми.

    Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; а также это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания[5, с.78-79].

    Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят, прежде всего, от идеалов, общественной направленности деятельности ученика, от волевых свойств личности, от той значимости, которую учащийся придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания школьников. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый ученик, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого воспитателю, т.е. преподавателю необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитательных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Самовоспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.

    Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и  нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих  качеств. Показателями этой зависимости  выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе, помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.

По отношению  к самовоспитанию школьников коллектив  выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и  условия для самостоятельного и  устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.

     Первая  функция выражается в том, что  коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально  ценным видам деятельности, развивает  стремление и желание активно  участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д.

     Вторая  функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для  работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий[10, с.216-217].

     Индивидуальное  развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень  общей культуры создают условия  для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает  коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом. 
 

    1.2 Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания

     Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

     Достижение  целей воспитания осуществляется, как  правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

     Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее ему действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания - бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов "воспитания-самовоспитания"[12, с.81].

Информация о работе Взаимосвязь воспитания и самовоспитания