Воспитание и самовоспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:03, реферат

Описание

Еще до поступления на военную службу (1747 г.) в домашних условиях Суворов получил хорошее для того времени образование. Он изучал арифметику, геометрию, тригонометрию, историю, географию, философию (по Вольфу и Лейбницу), овладел восьмью иностранными языками; любил литературу, сам писал стихи. Основное внимание Суворов уделял военным наукам. Он ознакомился с записками Цезаря, прочитал "Трактат о военном искусстве" австрийского военачальника Монтекуккули

Работа состоит из  1 файл

Пед.docx

— 48.15 Кб (Скачать документ)

Воспитание  и самовоспитание

Суворов

 "…Самовоспитание  сыграло не последнюю роль  в судьбе великого русского  полководца А. В. Суворова.  
В детстве он "был ростом мал, хил, тощ, дурно сложен и некрасив, зато резв, подвижен, сметлив" (Михайлов О.Н. "Суворов", Москва, 1980г. с.14). Еще в юношеские годы его идеалами были великие полководцы - Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Конде, Тюренн, принц Евгений Савойский, маршал де Сакс. Суворов считал своим идеалом и Петра I. Смолоду он стал готовить себя к военному делу. "От природы болезненный, подросток принялся закалять свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду, отчего часто простужался и хворал" (Михайлов О.Н. "Суворов", Москва, 1980г. с.13, 15). Зимой Суворов обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать невероятные тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских "чудо-богатырей".  
Еще до поступления на военную службу (1747 г.) в домашних условиях Суворов получил хорошее для того времени образование. Он изучал арифметику, геометрию, тригонометрию, историю, географию, философию (по Вольфу и Лейбницу), овладел восьмью иностранными языками; любил литературу, сам писал стихи. Основное внимание Суворов уделял военным наукам. Он ознакомился с записками Цезаря, прочитал "Трактат о военном искусстве" австрийского военачальника Монтекуккули. Артиллерию и фортификацию изучал по книге Вобана "Главные основы фортификации". С особым усердием Суворов штудировал военные уставы Петра I. С момента поступления на военную службу в Семеновский полк Суворов начал практически готовить себя к трудной роли военачальника. Он принял службу не как систему мелочных угнетающих обязанностей, от которых надо уклоняться, а как необходимое и целесообразное начало долгого пути, позволившего ему в итоге сравняться со своими кумирами - выдающимися полководцами всех времен - в военном искусстве, а в некоторых отношениях превзойти их.  
Со стороны такое упорство могло показаться странным: "...неказистый, хилый капрал-дворянчик без ... .связей и покровителей задался выполнить нечеловечески трудную программу. Но он принялся за нее с настойчивостью почти маниакальной" (Михайлов О.Н. "Суворов", Москва, 1980г. с.27). Суворов охотно шел на дежурство, в караулы, тщательно отрабатывал военные упражнения; сам напрашивался на трудные поручения, никогда не нанимал солдат, которые выполняли бы за него служебные обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Более того, он часто добровольно подменял на дежурствах своих товарищей. Все это наряду с глубоким изучением теории военного искусства помогло Суворову стать одним из самых знаменитых полководцев. …  
 
 3. Воспитание воли  
Воспитание воли - один из важных и сложных процессов самосовершенствования человека. Вывод о необходимости действовать в том или ином направлении является лишь предварительным условием самого действия. Нужно еще заставить себя осуществить принятое решение, т. е. проявить волю, причем это означает не самоподавление личности, а осознание общественного долга или своего собственного интереса, превратившегося в личное желание; оно предполагает единство долга и желаний и сознательное преодоление внешних и внутренних препятствий во имя достижения поставленной цели. Поэтому воля обычно определяется как способность и умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с выработанными целями, принципами, задачами, способность преодолевать трудности на пути к достижению поставленных целей. Воля выражается в таких качествах, как 'выдержка и самообладание, настойчивость (в отличие от упрямства, которое называют неразумной волей), решительность, смелость, принципиальность, последовательность в действиях, единство слова и дела и т. п.  
 
Человеческая деятельность всегда так или иначе связана с преодолением препятствий, и не только внешних, объективных, но и внутренних, субъективных. В последнем случае речь идет о таких явлениях, как лень, страх, стеснительность, укоренившиеся отрицательные привычки и т. д. Нередко человек оказывается перед выбором одного из нескольких возможных вариантов деятельности, в этом случае в его сознании происходит борьба мотивов. В данных ситуациях происходят своеобразные столкновения индивида с самим собой, в которых воля выступает как степень господства человека над своим поведением. В отличие от импульсивного поведения, неосознанного и непосредственно не контролируемого человеком, волевое поведение имеет целенаправленный, сознательный, контролируемый характер.  
 
Только человек, властвующий над собой, своими привычками, интересами, желаниями и т. д., может сознательно и целенаправленно регулировать свою деятельность, т. е. преодолевать одни желания, интересы, потребности ради других, признаваемых более высокими и важными, иначе говоря, разумно действовать не против себя, а в своих более важных интересах. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет о благородных, прогрессивных целях, ибо воля может быть не только "доброй", но и "злой", направленной против блага других людей, всего общества. Человеку, говорил А. В. Луначарский, надо "уметь властной рукой направлять свою волю, свое сознание в нужную сторону …Это очень важная задача, к решению которой можно идти самовоспитанием, известными формами очень тонкой товарищеской дисциплины, товарищеским влиянием и т. д." Луначарский А. В. О народном образовании, с. 476-477..  
 
Все выдающиеся деятели обладали, как правило, твердой, непреклонной волей. О. Бальзак писал: "...не существует больших талантов без большой воли... Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитая природная склонность, то твердая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает" Цит. по: В мире мудрых мыслей. М., 1962, с. 84..  
 
Слабовольные люди не в состоянии преодолевать не только внешние, но и внутренние препятствия. Они обычно подчиняются минутным настроениям, чувствам, желаниям. В результате даже высокая и хорошо осознанная цель остается недостигнутой. Гегель писал: "Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности. Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, однако у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками" Гегель Г. Работы разных лет в 2-х т., т. 2. М., 1071, с. 73.  
 
Сила воли представляет собой общественно ценное качество человека, если она направлена на достижение прогрессивных целей. Известный советский кинорежиссер и писатель А. П. Довженко в рассказе "Воля к жизни" писал о том, как, будучи на фронте во время Великой Отечественной войны вместе со своим другом врачом-хирургом, он как-то обратился к тому с вопросом: "Скажи мне, друг, вот ты проработал на фронте почти полтора года, ты резал тысячи людей, скажи, нашел ли ты, купаясь ежедневно в котле людских страданий, что-нибудь новое, неведомое, какую-нибудь тайну в человеке на войне или ты дальше своего ножа не видел и ничего не нашел?.." И хирург ответил: "Нашел!.. Воля!.. Человек на войне это воля! Есть воля, есть человек! Нет воли - нет человека! Сколько воли, столько и человека! Вот что я нашел!" Глубоко прав был Н. А. Островский, который писал: "Для того, чтобы быть "человеком", достойным известного восклицания М. Горького, необходима воля, воля и воля..." Островский Н. А. Мысли о воспитании.- Юность, 1955, № 3, с.  
 
Волевые люди не пасуют даже при самых тяжелых обстоятельствах, например, в тяжелейшем бою они выполняют свой долг до конца. Получив ранения, они мужественно переносят страдания и благодаря силе воли быстрее справляются со своим болезненным состоянием. У безвольных людей, попадавших на войне в тяжелые ситуации, не хватало стойкости выполнить свой долг перед Родиной. Нередко такие люди из-за своей трусости и безволия становились предателями.  
 
Однако воля нужна не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни. Например, каждому известно, что утренняя гимнастика не просто полезна, а крайне необходима для организма человека, но, зная это, далеко не все люди занимаются ею. Или курящие люди, несомненно, сознают огромный вред этой привычки. Однако бросить курить у них не хватает силы воли. Как и во многих других ситуациях, здесь наблюдается расхождение между мыслью и действием, между словом и делом. Как устранить этот разрыв? Как добиться единства мысли и действия, слова и дела? Ответ может быть только один: для этого каждому человеку нужно воспитывать волю, что составляет одну из главных задач коммунистического воспитания и самовоспитания людей. А. С. Макаренко писал: "Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества, целеустремленности... Вопросы воспитания воли сделались самыми важными и волнующими вопросами нашего бытия" Макаренко А. С. Соч., т. 5, с. 421-422.  
.  
В материалистической рефлекторной теории Сеченова - Павлова убедительно доказано, что в отличив от врожденных, безусловных рефлексов условные рефлексы животных и человека приобретаются прижизненно. К ним относятся и так называемые произвольные, т. е. волевые, движения. "Произвольные движения", писал И. М. Сеченов, суть движения, "заученные под влиянием жизненных потребностей" См.: Сеченов И. М. Избр. филос. и психолог, произв. М., 1947, с. 390 . Естественно, речь должна идти не о случайном комплексе "заученных движений". У каждого человека благодаря соответствующим условиям жизни и путем общественного воспитания и самовоспитания формируются такие необходимые "заученные движения", как, например, глубокое обдумывание своих жизненных целей, характера поведения, настойчивость в достижении поставленных целей, способность подавлять те побуждения, желания, которые приносят вред здоровью, нормальному развитию, противоречат интересам общества.  
 
Одним из таких "заученных движений", действий, формируемых в ходе развития человека, и является воля. Из учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности следует, что вероятность успешной выработки желательных динамических стереотипов, их систем в виде определенных способностей, привычек повышается в прямой зависимости от увеличения количества следующих друг за другом подкреплений. Это значит, что только упорное и многократное повторение определенных действий формирует волю.  
 
С волей тесно связаны навыки и привычки. Они также могут быть выработаны в результате усилий человека. Навыки - это сформированная способность выполнять определенные движения и действия более или менее автоматически, быстро и точно, без особого контроля и сознательного их регулирования. Их позитивная роль состоит и в том, что они освобождают сознание человека для деятельности в других направлениях.  
 
Привычку обычно определяют как потребность, выработанную в процессе частого повторения актов поведения. Иными словами, навык и привычка выступают в качестве разных ступеней сложившихся систем, или комплексов, динамических стереотипов. Только за счет действия механизма навыков у людей постепенно формируются и совершенствуются не только такие способности, как умение ходить, бегать, говорить, читать, писать, считать и другие, но и способности к успешной творческой деятельности. Таким образом, многие ценные качества человека в решающей степени зависят от уровня развития у него нужных навыков, в том числе навыка продуктивно мыслить и действовать.  
 
Итак, складывается своеобразная цепочка: знания - убеждения - поведение - привычки. Формирование прогрессивных навыков и привычек является одной из важнейших задач коммунистического воспитания и самовоспитания, и решение ее - дело хотя и трудное, но крайне необходимое.  
А. Е. Магарам вспоминает, что В. И. Ленин, говоря о самовоспитании воли, замечал: "Совершая поступок, мы закладываем основу привычки. Сознательно или бессознательно создавая привычку, мы приобретаем характер, а характер, как известно, предопределяет нашу дорогу в жизни, или, как принято говорить, нашу судьбу". Нужно, считал В. И. Ленин, "сознательно заниматься культурой своей воли, ежедневными и постоянными усилиями, точно так же как занимаются гимнастикой на трапециях, переходя от простых к сложным упражнениям" Магарам А. Е. Ленин о воспитании воли.- Физкультура и спорт, 1969, № 4, с. 11.  
 
С накоплением жизненного опыта позитивные качества развиваются, "оттачиваются", совершенствуются; обостряется наблюдательность, тренируется память, закаляется воля. Этими процессами люди могут научиться управлять.  
…Ф. Энгельс писал: "Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела" Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 116.  
Ум, чувство и воля составляют основные стороны человеческой психики, причем воля выступает как определенный синтез ума и чувств, она представляет собой как бы сплав убежденности и практических действий человека по достижению поставленных целей. В этом смысле поучителен опыт тренировок (в прямом и переносном смысле - как тренировок воли) всемирно известной советской балерины, дважды Героя Социалистического Труда Г. С. Улановой. Когда журналистка спросила ее: "Что, и сегодня, и каждый день по утрам станок?"-она ответила: "Да. Иногда встаешь, ну, кажется, нет сил и руки поднять. А потом одно движение, другое, одна маленькая победа над своим "не хочу", другая - и вот ты уже в форме, в настроении".  
 
Когда же журналистка на вопрос Улановой: "Что вы делаете, когда у вас не пишется?"- ответила: "Откладываю бумагу в сторону", балерина заявила: "Напрасно. А вы попробуйте хоть страничку одним усилием воли заставить себя написать, увидите - вторая пойдет легче, а с третьей придет и вдохновение". И это действительно так: в самой трудовой деятельности растет вдохновение, воспитывается воля.  
 
Не только решить сделать что-то, но и обязательно сделать, преодолев внешние и внутренние препятствия,- вот важнейшее средство воспитания воли. Только многократное повторение подобных действий (определение замысла и его исполнение) порождает привычки.  
 
Самовоспитание воли особенно важно в том виде деятельности, которую индивид избрал для себя основной, главной в жизни. Вот что писал о людях творческих профессий К. С. Станиславский: "Толстой, Чехов и другие" подлинные писатели считают до последней степени необходимым ежедневно, в определенное время, писать если не роман, не повесть, не пьесу, то дневник, мысли, наблюдения. Главное, чтоб рука с пером и рука на пишущей машинке не отвыкала, а ежедневно изощрялась в непосредственной, тончайшей и точнейшей передаче всех неуловимых изгибов мысли и чувства, воображения, зрительных видений, интуитивных аффективных воспоминаний и проч. ...Спросите художника,- продолжал Станиславский,- он скажет вам решительно то же. Мало того, я знаю хирурга (а хирургия тоже искусство), который свободное время отдает игре в тончайшие японские или китайские бирюльки. За чаем, за разговором он сам для себя вытаскивает глубоко запрятанные в общей куче едва заметные предметы, чтоб "набивать руку", как он говорит" Станиславский К. С. Этика. М., 1981, с. 37 . Даже незначительные, но ежедневные тренировки воспитывают волю, совершенствуют навыки, не только поддерживают достигнутый уровень мастерства человека в избранной деятельности, но и помогают существенно повысить его.  
 
Советский психолог К. Н. Корнилов считает, что для формирования воли недостаточно использовать только какое-то одно, хотя и испытанное человеком средство. Воля .может проявляться по-разному в разных ситуациях, поэтому ученый полагает, что необходимы различные рекомендации, позволяющие формировать подлинную волю, которая в любой ситуации могла бы проявиться в полную силу, а не какой-либо одной гранью. Он указывал, что такие предпосылки для воспитания воли, как основная жизненная установка человека, получаемые знания и переживаемые чувства или эмоции, приобретают ценность и становятся источником подлинной воли только тогда, когда претворяются в жизнь, реализуются в действиях личности. "Возникает вопрос, каким же образом происходит эта реализация мыслей и чувств в действия? Ответ на вопрос можно дать только один: путем упражнения и тренировки своего волевого усилия.  
 
Чтобы активизировать это волевое усилие, необходимо пристально следить за собой, за своим повседневным поведением. Надо приучить себя к тому, чтобы принятое решение осуществлялось полностью, без каких бы то ни было отступлений от достижения поставленной цели. Не давайте обещания, если чувствуете, что не в силах сдержать его, а если дали обещание,- стремитесь во что бы то ни стало выполнить его.  
 
Тренируйте свою волю в борьбе со своими недостатками. Если вы неправильно произносите какое-нибудь слово,- сотни раз повторяйте его, произнося правильно; если вы невнятно говорите,- старайтесь говорить ясно и отчетливо; если вы испытываете робость перед общественным выступлением, ни в коем случае не уклоняйтесь от этих выступлений. Решив бросить курить, гоните прочь всякую мысль о курении. Не допускайте ни малейших моральных сделок с собой; получив приказ или поручение, безоговорочно, с предельной добросовестностью и рвением выполните его. Если вы виноваты или неправы в чем-либо, заставьте себя сознаться в этом. Тренируйте и проверяйте "себя на жизненных, имеющих принципиальное значение, хотя бы и мелких делах. Только тогда можно быть уверенным, что вы остаетесь на должной высоте и в делах крупного масштаба" Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание. М., 1957, с. 23.. К. Н. Корнилов дает следующий важный совет: если происходят срывы в воспитании воли, если человек не может самостоятельно совладать с собой, он должен обратиться к коллективу, дать ему обязательство выполнить то, что трудно сделать самому. Долг же коллектива в этом случае - помочь человеку и проконтролировать выполнение взятых им обязательств, покритиковать, если они не выполнены, поощрить - если выполнены.  
Следует подчеркнуть, что подлинная самореализация, обусловливающая формирование воли и всех других личностных качеств, может и должна происходить на "пределе" его возможностей. Деятельность "вполсилы" не способствует воспитанию воли, а, наоборот, расслабляет ее, не приносит настоящего удовлетворения, счастья.  
 
Ведь действительная радость приходит в результате осуществления желания, удовлетворения потребности, достижения цели. И с чем большим напряжением сил связано достижение цели, тем острее ощущение победы, например, когда человек после долгой, тяжелой болезни вновь возвращается к активной деятельности. Усилия его воли, заставившие даже врачей поверить в исцеление, казалось бы, неизлечимого больного, становятся источником счастья и для него самого, и для близких, и для врачей.  
 
Выработка воли требует прежде всего ясности цели, для осуществления которой она необходима. Это значат, что самой важной предпосылкой (стимулом) формирования воли служит обретение ясной, благородной цели. Чем возвышеннее цель, тем больше импульсов дает она человеку для деятельности. Речь идет о больших и малых целях и идеалах. Что касается "малых" целей, которые служат средством на пути к достижению главной цели, то они заключаются прежде всего в правильном выборе профессии и стремлении постоянно совершенствоваться в ней. В этих процессах и должна формироваться воля человека. Не в абстрактных размышлениях и не в ухарстве, а именно в целесообразной общественно полезной деятельности закаляется воля. Именно в правильной организации своей деятельности состоит важнейшее проявление воли.  
 
В человеке разум должен преобладать над эмоциями, чувствами. Добродетель, писал И. Кант, "содержит веление самообладания как добавление к запрету, именно не давать чувствам и склонностям господствовать над собой... так как, если разум не возьмет руки бразды правления, они будут властвовать над человеком" Кант Ил Соч. в 6-ти т., т. 4, ч. 2. М., 1965, с. 344 . Это значит, что признанное разумным, мы бы сказали, необходимым и индивидуально ценным ложно и нужно делать должным, обязательным для исполнения. 
Для формирования воли, писал Л. Н. Толстой в своем "Дневнике", "первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1.-исполняй все то, что ты определил быть исполнену" Толстой Л. Я. Поли. собр. соч., т. 46, с. 32.  
, "к каждому делу, необходимому, но к которому чувствуешь отвращение, приступать как можно быстрее" Толстой Л. Н. Поли. собр. соч., т. 47, с. 54.  
И писатель всегда старался придерживаться этих правил, критикуя себя в случае отклонения от них.  
 
Упорство в достижении поставленной цели является главным условием формирования воли. Искусство самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставлять себя. "Самая большая победа,- писал В. А. Сухомлинский,-- это победа над самим собой. С детства учись повелевать собой. Приказывать себе, владеть собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что надо, и должное станет для тебя желанным. Эта гармония - основа твоей дисциплинированности. Долг в действии - главный источник воли. Если ты только умеешь подчиняться воле других,- ты вырастешь бледной тенью человека. Настоящий человек умеет приказывать себе и умеет видеть обстоятельства, где необходимо приказывать себе. Это и есть умение жить... Слияние надо и трудно - это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека" ( Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М., 1981, с. 48.).  
Разумеется, человек не должен специально искать трудностей и сложностей, чтобы закалять волю. Но мысль о том, что только в преодолении больших и малых препятствий у человека формируется и закаляется воля, безусловно, верна. Нелепо создавать искусственные трудности для воспитания воли подрастающих поколений, но нужно избегать и тепличных условий формирования будущей личности. Трудности в жизни человека всегда были и будут, и он с раннего возраста должен приучаться встречать их как явления обычные, понимать необходимость их устранения, усваивать требующиеся для этого навыки, накапливать жизненный опыт, позволяющий находить оптимальное решение для их преодоления.  
 
В процессе формирования характера важно воспитывать такие волевые качества личности, как храбрость, выдержка, мужество и т. п. Известно, что чувство боязни служит одним из проявлений инстинкта самосохранения человека. Боязнь того, что составляет реальную угрозу здоровью и самому существованию индивида,- естественное чувство. Поэтому любой человек стремится не подвергать свою жизнь опасности, и это абсолютно нормально. Безрассудная храбрость, лихачество неестественны для нормальных людей, как, впрочем, и трусость. Трусы чаще всего не могут владеть собой, у них не хватает силы воли заставить себя правильно, разумно реагировать на трудные обстоятельства, искать достойный выход из них. В этом и проявляется безволие. Но как и другие отрицательные качества, безволие преодолимо. Надо заставить себя быть смелым, разумно действовать при возникновении опасности. И уж, безусловно, не придумывать для себя лишних трудностей, не преувеличивать их, как нередко поступают трусливые люди.  
 
Сдерживающее влияние разума позволяет человеку не поддаваться эмоциям, а "держать себя в руках". Психологи утверждают, что с помощью самовнушения человек может даже ослабить боль, вызвать в своем мозгу очаг возбуждения, который, став доминантным, тормозит другие зоны мозга, и в частности те, возбуждение которых вызывает ощущение боли. Подобным образом осуществляется реакция разных людей на опасность. Например, у всех подвергающихся бомбежке возникает страх за свою жизнь ("витальный" страх). Однако многочисленные наблюдения показали, что люди, умевшие владеть собой, особенно те, кто уже не раз побывал в подобной ситуации, сравнительно спокойно переживали опасные минуты, а порой и часы, сидя в траншеях. Те же, кем овладевал неодолимый страх, нередко выскакивали из траншей и, обезумев от страха, бежали "куда глаза глядят", подвергая себя дополнительной опасности быть убитыми или ранеными осколками бомб или пулеметным обстрелом вражеских самолетов.  
 
Храбрость можно и нужно воспитывать с самого детства. Для воспитания храбрости, как показывает опыт многих людей, нужна тренировка и, если необходимо, многократное преодоление чувства страха, подчинение своего поведения во всех случаях разуму. "При тренировке,- писал К. Н. Корнилов,- если вы хотите выработать у себя то или иное волевое качество, как, например, смелость, отвагу, мужество, ставьте себя в то положение, в котором только и может быть воспитано это качество, хотя бы это и было связано с некоторым, в пределах разумности, риском. Хотите выработать мужество, найдите в себе силы, чтобы, не колеблясь пойти, скажем, на опасного хищника или переплыть бурлящую горную реку. Страдаете головокружением при восхождении на высоту, упражняйте себя в последовательно увеличивающихся восхождениях на гору. Только смело идя навстречу тому, что вы хотите выработать у себя, вы обеспечите себе победу... Все эти качества воли не приходят сами собой, а воспитываются длительной тренировкой в обстановке, приближающейся к реальным условиям жизни... Воля куется и закаляется в борьбе и преодолении препятствий" Корнилов К Я. Воля и ее воспитание, с. 24.  
.  
Вот, например, как один молодой человек боролся со страхом: "Целую систему сознательных "спецтренировок" осуществил я в борьбе с ним. По 15-20 км ходил ночами по волчьим лесам, по бездорожью. Переплывал, опять же ночью, в безлюдье множество рек... Прыгал с парашютом, причем с задержкой, когда и без нее-то поджилки тряслись. Но зато чего стоит это ощущение власти над собой и обстоятельствами!" Романов А. Пожнешь характер.- Коме, правда, 1973, 2 марта.  
 
Л. Толстой в романе "Война и мир" ярко показал возможности человека управлять собой, преодолевать страх. Он писал: "Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своею душою перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого,- о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою" Толстой Л. Н. Собр. соч. в 14-ти т., т. 6. М., 1951, с. 64. . Здесь речь идет о таком средстве самовоспитания воли, как переключение мыслей.  
Говоря о воспитании воли, таких ее проявлений, как храбрость, мужество, важно предостеречь против экстремизма и лихачества, против различных надуманных действий, которые особенно свойственны подросткам. Некоторые из них, стремясь сформировать у себя сильную волю, иногда совершают поступки, вредные для здоровья и даже опасные для жизни…  
 
…Эффективное использование свободного  
времени - одно из главных условий  
самовоспитания  
 
Разумное распределение человеком своего свободного времени - дело довольно сложное, но необходимое. К. Маркс писал: "Общество также должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому, как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы удовлетворить различным требованиям, предъявляемым к его деятельности" (Архив Маркса и Энгельса, т. 4. М., 1935, с. 119). Этого правила придерживались все выдающиеся исторические деятели. Например, Лев Толстой оставил человечеству богатейшее духовное наследие. Кажется, иному и двух жизней не хватило бы, чтобы создать фундаментальные произведения, а также многочисленные рассказы и повести, многие из которых можно по праву назвать романами. Он смог это сделать, потому что строго распределял свое время: по утрам писал, напряженно работая, переделывая по нескольку раз одну и ту же фразу. Чтобы писать о людях, их характерах, он постоянно встречался с ними, наблюдал и изучал их жизнь. Помимо этого он много читал.  
Столь же напряженно работал знаменитый французский писатель Э. Золя, создавший большую серию романов, характеризующих жизнь различных слоев общества при капитализме. Он вставал очень рано и писал по утрам, затрачивая остальное время на изучение жизни тех слоев общества, представителей которых описывал. Не менее строго подходят к режиму работы многие ученые, учитывая каждую минуту своего времени. "Прочтите о работе, например, Эдисона, Луи Пастера и других видных работников мысли...- писала Н. К. Крупская.- И таких примеров вы найдете тысячи. Тот, кто хочет достичь крупных результатов, должен самым тщательным образом беречь и распределять свое время" (Крупская Н. К. О самообразовании, с. 43.) (…свободно говорить по-немецки Крупская смогла научиться за два месяца (А.Б.)…)  
Как видим, выдающиеся люди сами высоко ценили время и завещали такое отношение к нему потомкам. К. Маркс отмечал, например, что "настоящее богатство - такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития. Время - это простор для развития способностей и т. д." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. III, с. 264). …" 
 
 

2222222

Самовоспитание 
 
Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности. 
Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. Исследования, проведенные советскими психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А. А. Арет, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др.). 
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в-непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников. 
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте. 
Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности школьника, от волевых свойств личности, от той значимости, которую школьник придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитатель ных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Само воспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер. 
Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания. 
По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс. Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д. Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий. 
Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом. 
Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка. 
Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации старшеклассников, составлении ими комплексных планов. Диалектика руководства процессом самовоспитания состоит в переводе внешних педагогических требований в требования, предъявляемые школьниками к самим себе.
 

33333333333333

Воспитание - это и есть управление процессом  формирования и развития личности. Нервная система человека пластична  и на этой пластичности основаны богатейшие возможности целенаправленного  изменения психики ребенка, школьника, студента в условиях обучения и воспитания. Природные особенности человека не определяют содержания личности. Они только обуславливают известные вариации путей и способов воспитания.

Личность  представляет собой единое целое, где  каждое качество неразрывно связаны  с другими, и поэтому каждая черта  личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости  от ее соотношения с другими чертами. По этому человека нельзя воспитывать «по частям», формируя отдельные черты,  - воспитывают всегда личность в целом.

Самовоспитание - это:

- анализ собственной  личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом,  самооценка; выделение своих качеств,  которые необходимо развивать  и совершенствовать; определение  того, что необходимо в себе  преодолеть; принятие решения о  работе над собой;

- постановка  цели и разработка программы  деятельности - определение того, что,  когда и как предстоит сделать,  чтобы совершенствовать одни  и устранять другие качества, достичь намеченных целей и  поставленных перед собой задач;

- собственно  деятельность - учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, эстетическая, физическая - по достижению поставленных  задач, совершаемая с помощью  волевого усилия над собой;

- саморегуляция этой деятельности, предусматривающая самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.

Самовоспитание  представляет собой сознательное и  целенаправленное освоение человеком  многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных  направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой  личности в духе общечеловеческих ценностей. 

44444


Информация о работе Воспитание и самовоспитание