Человек и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:57, реферат

Описание

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Содержание

Введение 2
Понятие личности. 4
Социализация личности 7
Общая характеристика процесса социализации 8
Этапы социализации 15
Список используемой литературы: 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии.docx

— 43.82 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Понятие личности. 4

Социализация личности 7

Общая характеристика процесса социализации 8

Этапы социализации 15

Список используемой литературы: 17

Введение

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

Человек - это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель  вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это своеобразие его  психофизиологической структуры (тип  темперамента, физические и психические  особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два  способа бытия человека, два его  различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и  индивидуальности.

Становление личности есть процесс  социализации человека, который состоит  в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом  выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием  умений строить отношения с другими  людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в  социуме.

Становление индивидуальности есть процесс  индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения  и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем  самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие личности.

 

    Что такое  личность? Для того, чтобы ответить  на этот вопрос, необходимо прежде  всего,  провести   разграничение   понятий   «человек»,   «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики  всеобщих, присущих  всем  людям качеств и способностей.  Это понятие подчеркивает наличие в мире  такой особой  исторически развивающейся общности,   как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается  от  всех иных материальных систем только  ему присущим  способом жизнедеятельности.

Благодаря  этому  способу  жизнедеятельности,   человек   на   всех   этапах исторического развития, во всех точках земного шара  остается  тождественным  самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

    Итак,   существует   человечество   как   специфическая    материальная  реальность. Но человечество как  таковое самостоятельно не существует.  Живут и  действуют  конкретные  люди.   Существование   отдельных   представителей человечества  выражается  понятием  «индивид».  Индивид   –   это   единичный представитель  человеческого рода,  конкретный  носитель  всех  социальных  и  психологических черт человечества:  разума,  воли,  потребностей,  интересов и т. д.  Понятие   «индивид»  в  этом   случае   употребляется   в   значении

«конкретный человек».  При  такой  постановке  вопроса  не фиксируются  как особенности   действия   различных   биологических   факторов    (возрастных особенностей,  пола,  темперамента),  так  и  различия  социальных   условий  жизнедеятельности человека. Однако полностью  абстрагироваться  от  действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют  большие  различия  между жизнедеятельностью  ребенка  и  взрослого  человека,  человека  первобытного общества и более  развитых  исторических  эпох.  Чтобы  отразить  конкретно-

исторические  особенности  развития  человека  на  различных   уровнях   его индивидуального  и  исторического  развития,  наряду  с  понятием  «индивид» используют и понятие «личность». Индивид  в  данном  случае  рассматривается  как отправной момент для формирования личности от  исходного  состояния  для онто- и филогенеза человека, личность – итог  развития  индивида,  наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

    Личность  является объектом  изучения  ряда  гуманитарных  наук,  прежде  всего, философии, психологии  и социологии. Философия рассматривает   личность с точки зрения ее  положения в мире как  субъекта  деятельности,  познания  и творчества. Психология изучает личность  в  качестве  устойчивой  целостности  психических  процессов,  свойств   и  отношений:   темперамента,   характера, способностей, волевых  качеств и т.д.

    Социологический  же подход  выделяет  в  личности  социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности  связана  с  процессом формирования личности и развития  ее  потребностей  в  неразрывной  связи  с функционированием и развитием социальных общностей,  изучением  закономерной связи личности и общества, личности  и  группы,  регуляции  и  саморегуляции социального  поведения  личности.  Социология  в  целом  содержит  множество теорий  личности,   которые   отличаются   друг   от   друга   кардинальными методологическими установками.

    Личность   как   субъект   социальных    отношений,    прежде    всего, характеризуется  автономностью,  определенной  степенью   независимости   от общества, способной противопоставить  себя  обществу.  Личная  независимость сопряжена  с  умением  властвовать  над  собой,  а  это,  в  свою   очередь, предполагает наличие у личности самосознания,  т.  е.  не  просто  сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

    Самосознание  личности трансформируется в  жизненную  позицию.  Жизненная позиция   представляет    собой    принцип    поведения,    основанный    на мировоззренческих  установках,  социальных  ценностях,  идеалах   и   нормах личности, готовности к действию.  Значение  мировоззренческих  и  ценностно-нормативных факторов  в  жизни  личности  разъясняет  диспозиционная  теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории  были

американские социологи  Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии  эту теорию  активно  разрабатывал  В.А. Ядов.  Диспозиционная  теория  позволяет установить   связи   между   социологическим   и   социально-психологическим поведением  личности.  Диспозиция  личности   означает   предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и  к  определенному поведению в этих условиях. Диспозиции  делят  на  высшие  и низшие.  Высшие регулируют  общую  направленность  поведения.  Они  включают  в   себя:   1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные  установки

на  типичные  социальные  объекты  и  ситуации;  3)  ситуативные  социальные установки  как  предрасположенность  к  восприятию  и  поведению  в   данных конкретных условиях, в  данной  предметной и социальной  среде.  Низшие поведение в определенных сферах  деятельности,  направленности  поступков  в типичных ситуациях. Высшие личностные  диспозиции,  будучи  продуктом  общих социальных  условий  и  отвечая  наиболее  важным   потребностям   личности, потребностям  гармонии  с  обществом,   активно   воздействуют   на   низшие диспозиции.

 

    Проблема  изучения личности в социологии  является одной из  центральных, поскольку  каждый  социолог  для  понимания  сущности  социальных   явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что  движет  поступками каждого  конкретного  человека.  Индивидуальное  поведение,  таким  образом. представляет  собой  основу  понимания  жизни  всей  социальной  группы  или общества.

    В отличие  от  психологии  социология  сразу   пытается  дать  ответы  на вопросы о  социальном  поведении  личности,  представить  личность  во  всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе  изучения  личности  в контексте  социальных  связей  необходимо   дать   ответы   на   вопросы   о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью  в социальном  пространстве,  включенности  личности   в   социальные   группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

 

 

 

 

Социализация личности

Проблема изучения личности в социологии является одной  из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей  в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного  человека. Индивидуальное поведение таким образом составляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Вы уже знаете, что социологи смотрят на личность как на проекцию определенного общества: каково оно, такова и личность. Сегодня мы начнем знакомиться с некоторыми проблемами становления «Социального Я».

 

 

 

 

 

Общая характеристика процесса социализации

Вскоре после  того как в 1519 году в возрасте 67 лет  скончался Леонардо да Винчи, его  младший единокровный брат Бартоломео решил подарить миру точную копию великого художника, скульптора, инженера и мыслителя. Поскольку их с Леонардо соединяли братские узы, Бартоломео счел себя достойным стать отцом будущего гения. Себе в жены он выбрал женщину, биография которой походила на биографию матери Леонардо. Ею стала молодая крестьянка, тоже выросшая в деревне Винчи. У супругов родился сын Пьеро, которого они заботливо воспитывали в той же самой местности в Тоскане, между Флоренцией и Пизой, где прошло детство Леонардо. Вскоре обнаружилось, что природа щедро наделила Пьеро художественными способностями. В 12-летнем возрасте его отправили во Флоренцию и отдали в обучение к нескольким известным художникам, из которых по крайней мере один работал вместе с Леонардо. Согласно свидетельствам Джордже Вазари, ведущего историка искусства того периода, юный Пьеро «вызывал всеобщее восхищение... и через пять лет учебы добился таких успехов в живописи, каких другим удавалось достичь разве что в конце своих дней с приобретением богатого жизненного опыта». Многие называли Пьеро вторым Леонардо.

Однако в возрасте 23 лет Пьеро умер от лихорадки, и  поэтому невозможно предсказать, каких  высот он сумел бы достичь, — хотя имеются свидетельства, что работы Пьеро часто принимали за произведения великого Микеланджело. Нельзя с уверенностью говорить и о том, в какой степени  гений Пьеро был обязан его  наследственности, а в какой - той  среде, в которой он жил. Гены родных братьев совпадают в среднем  на 50 %, но Бартоломео и Леонардо были братьями лишь по отцу, и поэтому общей у них могла быть только четвертая часть генов. Матери Пьеро и Леонардо, по всей видимости, не состояли в близком родстве, однако вполне возможно, что у них были общие предки и тем самым общие гены — ведь они жили в одной маленькой деревне. С другой стороны, нельзя исключить и сильное влияние среды. Юный Пьеро, без сомнения, знал о своем прославленном дяде, и, конечно же, его отец Бартоломео не жалел никаких денег для того, чтобы мальчик сравнился с последним. Впрочем, стремление Бартоломео дать миру второго Леонардо путем обеспечения благоприятной наследственности и среды, скорее всего, принесли бы незначительные плоды. Пьеро мог стать всего лишь одним из немногих талантливых флорентийцев своего времени.

 
Приведенный пример является хорошей  иллюстрацией к вопросу о том, что больше влияет на человека —  наследственность или среда, — вопросу, который в течение долгого времени волнует умы историков и писателей, не говоря уже о ученых, занимающихся проблемами развития. Несмотря на успехи в маркировании генов, достигнутые в последнее время, нам редко удается приписать появление у человека какой-то черты личности, особенности поведения или даже физической характеристики действию специфического наследственного фактора. Аналогичным образом, в отношении любого физического навыка или какой-то особенности поведения мы не часто можем с уверенностью сказать, что они сформировались только в результате определенных воздействий среды.

Практически любое  поведение требует как врожденных способностей, так и соответствующих  условий среды. Главный вопрос не в том, что больше влияет на развитие человека — природа или воспитание, — а в том, как взаимодействуют  между собой гены и культура при  формировании индивидуума.

Как вы увидите в  этой лекции, генетический код, или  генетический план, существующий в  момент рождения, — это лишь одна отправная точка развития. По этому  плану мы наследуем от наших родителей  и предков определенные физические и поведенческие характеристики, а также генетические и хромосомные  аномалии. Наша среда или культура, — это другая отправная точка  развития. Социализация или то, чему мы научаемся из нашей культуры —  в особенности через семью, —  зависит от многих факторов, способов и времени их воздействия, а также  от людей, вовлеченных в этот процесс.

Информация о работе Человек и личность