Челловек, индивид и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:28, реферат

Описание

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или "метафизика", гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 2
Соотношение понятий человек, индивид и личность . . . 4
Индивид и индивидуальность . . . . . . 6
Личность . . . . . . . . . . 9
Структура личности . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . 20

Работа состоит из  1 файл

КР Основы социологии.docx

— 48.65 Кб (Скачать документ)

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как  и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой  может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной  заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта  принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее "расщеплению" или деградации.

Личность - это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических  задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра - "Я". Оно представляет собой  как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов  с общественными. Она же является основой  формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом "Я" есть сущностный элемент структуры личности, это  высший духовно-смысловой ее центр. Процесс соотнесения образа "Я" с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек  как личность не есть некая законченная  данность. Он - процесс, требующий неустанной душевной деятельности8.

Одновременно с формированием  мировоззрения складывается и характер личности - психологический стержень человека. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность.

Слово "характер", употребленное  в качестве синонима слову "личность", означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую  силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение индивида как личности.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко ставят человека перед выбором и он не всегда следует  самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.

Новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность  в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется  свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью. Индивидуальность ребенка нарастает к двум-трем годам, который сравнивают с обезьяной  по интересу к миру и освоению собственного "Я". Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые "критические" моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений  внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они  носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события  или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с "происхождением" других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек  и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и  взлеты - как правило, в юности и  в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей  и т.п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта  и ценностной ориентации данного  общества, что называют социализацией. Первая грань Я - это так называемое телесное или физическое Я, переживание  своего тела как воплощения Я, образ  тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В  форме телесного Я  мы ощущаем  не столько личность, сколько её материальный субстрат - тело, через  посредство которого она проявляет  себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в  целостное ощущение собственного Я - об этом всем известно на собственном  опыте. Особенно большое значение телесное Я  приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии. Вторая грань Я - это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я - характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов - и ничего кроме этого я не содержит. Третья грань - психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос "какой я". Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром. Наконец, пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе.

Нужно отметить, что в  восточных языках (китайском и  японском) понятие личности связывается  не только с лицом человека, но и  со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции  с телом, так как лицо символизирует  душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность", куда входят и духовные качества. Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т. е. Личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце 20 века это  стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли9.

 

 

 

 

Заключение

Обобщая сказанное, я попытаюсь  сформулировать основные положения, изложенные в работе и дать соответствующие  определения.

Понятия индивид, индивидуальность, личность являются взаимосвязанными. Термин "индивид" характеризует  человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько  типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей.

  Индивидуальность, рассматривается, как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.

А что же касается личности, то философская энциклопедия определяет ее так: человеческий индивид как  субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена  того или иного общества.

Двойственная природа  человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Именно поэтому мы говорим о члене человеческого общества с разных точек зрения, причем используем при этом различные понятия – а, следовательно, понятия индивида, индивидуальности и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Барабанов В.В., Зарубин В.Г. Уч.-справ. пособие. М., 2006. 334с.

2. Волков  Ю.Г.,  Поликарпов  B.C.  Интегральная  природа   человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д, 1994.  566с.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.  357с.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999.  644с.

5. Зборовский Г.Е., Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2004. 592с .

6. Ильенков Э. В. Что же такое личность?  Философия  и  культура.  М., 1991.  245с.

7. Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. т. 1.  574с.

8. Культура, человек и картина мира. М., 1987.  385с.

9. Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 485с.

1 Волков  Ю.Г.,  Поликарпов  B.C.  Интегральная  природа   человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д, 1994. С. 44

2 Барабанов В.В., Зарубин В.Г. Уч.-справ. пособие. М., 2006. С.213

3 Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. С. 243

4 Ильенков Э.В. Что же такое личность?  Философия  и  культура. М., 1991. С.132

5 Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М. 1998. С. 121

6 . Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. т. 1.С. 343

7 Зборовский  Г.Е., Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. С. 448

8 Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М. 1992. С. 185

9 Культура, человек и картина мира. М. 1987. С.153

 


Информация о работе Челловек, индивид и личность