Челловек, индивид и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:28, реферат

Описание

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или "метафизика", гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 2
Соотношение понятий человек, индивид и личность . . . 4
Индивид и индивидуальность . . . . . . 6
Личность . . . . . . . . . . 9
Структура личности . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . 20

Работа состоит из  1 файл

КР Основы социологии.docx

— 48.65 Кб (Скачать документ)

Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения  ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к  пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое  определяется долгосрочными и глубоко  продуманными задачами. При этом вырабатывается умение подавлять импульсивные побуждения, отказываться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно  намеченных рубежей в будущем.

Важнейший элемент становления  личности - ее нравственное созревание. Предпочтительнее сознательное освоение выраженных обществом принципов  свободы, справедливости, уважения к  человеческому достоинству. Осознанное исполнение долга связано с понятием чести, без которого невозможно самоуважение.

В целом в развитии личности можно выделить три важнейших  уровня. На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения. На втором уровне личность выступает  как субъект, сознательно соотносящий  цели и мотивы действий, намеренно  формирующий ситуации своего поведения. На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, неповторимости в их общественно-историческом значении.

В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению  к внешним условиям. Личность - субъект  своей жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Особенность  развитой личности как субъекта жизни  состоит в ее способности разрешать  жизненные проблемы.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи  с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения  человека к своему положению. Поведение  конкретного человека, его отношение  к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений  бытие каждого человека индивидуализировано. Индивид - представитель человеческого  рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт  и объект общества, но и субъект  исторического процесса. Именно в  качестве субъекта индивид и поднимается  на уровень личности, реализующей  себя в общении, труде, познании и  творчестве. И чем больше воздействие  индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность.

Человек - продукт и субъект  общественных отношений. Если понятие  индивида нацелено на первое из этих определений, то понятие индивидуальности и личности ставят во главу угла самоусмотрение, благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать  активным субъектом общественной жизни. Оба эти понятия используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.

Смысловая близость терминов "индивидуальность" и "личность" - то, что личность индивидуальна, а  индивидуальность личности - это ее специфика, приводит к тому, что эти  термины нередко употребляются  как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить и  разные измерения того, что изменяется "социально значимыми качествами человека".

К слову "индивидуальность" мы прилагаем такие эпитеты, как "яркая", "оригинальная". О  личности нам хочется сказать "сильная", "энергичная", "независимая". В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности - скорее самостоятельность, или, как писал советский психолог С.Л. Рубенштейн, "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств". Человек  есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных  испытаниях он не теряет лица.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем  различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет  под всеми другими, определяя  оригинальный способ их сочетания.

Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер. Призвание - не роль, не задача, которую  человек может перед собой  поставить. Вся его преднамеренность и воля должна быть, как раз направлена на то, чтобы "не препятствовать гению", чтобы дарование - призвание "само в нем заговорило". Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе ничего удовлетворяющего творца на свет не производит.

Не иначе обстоит дело и с индивидуальной целостностью самого человека. Чтобы эта целостность  образовалась, нужны многообразные  целенаправленные усилия. Но не они  строят индивидуальность: она сама строится, а точнее - сбывается, вырастает  из зерна дарования в почве, которая  разрыхлена.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что  это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который  состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоении всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом  выработанных в обществе социальных норм и правил поведения, с формированием  умений строить отношения с другими  людьми5. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Личность - понятие богатое  по содержанию, включающее не только общие  и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что  делает человека личностью, - это его  социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает  на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек  формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как  социальная индивидуальность - это  всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И  личность тем значительнее, чем в  большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и  в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в  мире и в истории. Личность здесь  рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Понятие личности относится  к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется  термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских  языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое  целостное существо, особенно в юридическом  смысле. Раб не рассматривался как  персона, для этого надо быть свободным  человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса  в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в  восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и  со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции  с телом, так как лицо символизирует  душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность", куда входят и духовные качества.

Как в восточном, так и  в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной  проблемой для сотен миллионов  людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем  человечества, которые могут стереть  человека с лица Земли.

Интересно отметить, что  латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в  европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке  слово "человек" имеет корень "чело" -  лоб, верхняя часть человеческого  существа, приближающая его к творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости  от той или иной культуры и цивилизации6.

В истории философии и  социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая  концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Выделяют несколько крупных  социальных типов личности, которые  прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - "деятели" - охотники и рыболовы, воины и  ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Второй тип - "мыслители". Третий тип - "люди чувств и эмоций", которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г.Гейне) проходит через их сердца. Четвертый тип - "гуманисты и подвижники", отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание.

Одна из важнейших, фундаментальных характеристик  личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо по отношению, как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее принадлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (либо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социального статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура личности

Выделяют, в первую очередь, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или  телесная организация человека, самый  устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для  познания, но и обязательный компонент  личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах  общения. К физической личности могут  быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится и к произведениям  ручного или интеллектуального  труда человека - украшение его  быта, коллекциям, рукописям, письмам  и т.д. Защита себя, своего тела, своей  идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к  числу древнейших личностных качеств  человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый  мир, рождающийся и умирающий  вместе с ним …"

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с  первичных форм общения матери с  ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей  человека, в разных группах, мнением  которых он дорожит. Все формы  самоутверждения в профессии, соперничестве  и т.д. формируют социальную структуру  личности. Психологи отмечают, что  довольство или недовольство собой  всецело определяется дробью, в которой  числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это  внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут  и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного  развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни  начинает задумываться над смыслом  своего существования и духовного  развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем  образования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только "держит" личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной  ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать  о физических и  социальных потребностях. В знаменитом выражении Паскаля  о человеке как "мыслящем тростнике" подчеркивается сила духа, даже при  самых суровых условиях бытия. Более  того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

Информация о работе Челловек, индивид и личность