Ценностные ориенттации и отношения современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:46, реферат

Описание

Ценностно-мотивационная сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности студента, в регуляции его поведения и деятельности. Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Определение ценностных ориентаций……………………………………..4
2. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи….5
3. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций…………………..9
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

реферат моф.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Т.

             Альметьевский  государственный  нефтяной  институт

Кафедра  гуманитарного  образования социологии

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

по курсу: «Социологии»

 

на тему: «Ценностные ориентации современных студентов» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил студент: Куринов С.П.

                Группы 18-21

                Проверил: преподаватель Иванова Э.Б. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Альметьевск 2010 г.

Содержание.

Введение.

 

    Проблема  ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности.

    Ценностно-мотивационная  сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности студента, в регуляции его поведения и деятельности. Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении.

    В силу особой восприимчивости и высокой  социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

    Особую  значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они  представляют собой ближайшее будущее  данных обществ, тем более это  важно в отношении потенциальной  интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет и себя студенчество.

    Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность  выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.  
 
 
 

1.Определение ценностных ориентаций. 

    Ценностные  ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются  как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако кажется интересным и полезным и такое определение: ценностные ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

    Рост  интереса к измерению ценностей  и ценностных ориентаций наметился  с начала 60-х годов и был  связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения  индивидов. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов

направленности  личности, - методика словацкого психолога  Т. Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил  

“Шкала  ценностей”, методика М. Рокича “Изучение  ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея  и др.

    В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают  направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни.

    В зависимости от устремлений, которые  человек пытается реализовать, жизненные  сферы (профессиональная, обучения и  образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.

    В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен  подход, основывающийся на том, что  профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека.

    Однако  практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это  возможность удовлетворения потребности  в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д.

    Таким образом, сопоставляя преобладающие  ценностные ориентации индивида с доминирующими  для него жизненными сферами, можно  определить и доминирующую направленность данной личности.  

1.Ценностные  ориентации и их  особенности у студенческой молодежи. 

    Традиция  изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в  частности выработала за продолжительное  время своего существования множество  определений этого важного понятия  социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи определяются влиянием следующих факторов: 

        1) возрастно-демографический;

    2) амбивалентно -транзитивный;

    3) образовательный;

    4) дивиантно - деликвитный.

    1. Возрастно - демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

    Студенчество  несет в известной мере рудименты  и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

    Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, — со стороны  родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

    Социальный  статус студента, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми  очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий  
 

выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

    Зависимость от общества и государства вынуждает  студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

    Позитивным  моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.

    2. Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно -переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.

    Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого  

духа, что  связано с отсутствием привязанности  к своим будущим профессионально  — функциональным и «цеховым»  ценностям.

    3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает по сути высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

    4. Дивиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.

    Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к  «навязываемым» обществом 

    ценностей и норм. Именно этот асоциальный  резерв студенчества становится заложником агрессивно — политических, радикальных  и откровенно антиконституционных  сил общества. Дивиантно - деленквинтная часть студенчества (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма,  

национал - большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой молодежи Санкт - Петербурга). Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность. 

2.Общие  тенденции изменения  ценностных ориентаций. 

    Проблема  общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр  внимания множества самых разных социологических исследований. .

Информация о работе Ценностные ориенттации и отношения современных студентов