Ценностные ориенттации и отношения современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:46, реферат

Описание

Ценностно-мотивационная сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности студента, в регуляции его поведения и деятельности. Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Определение ценностных ориентаций……………………………………..4
2. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи….5
3. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций…………………..9
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

реферат моф.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

    Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.

    Само  современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.

    Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.

    Система ценностных ориентаций разделяется  на три большие группы: 1) «материнские»  как материально — экономические; 2) «отцовские» как духовно — гуманитарные; 3) символически — интерсубъективные как рациональные. 

    1) Материально — экономические  ценностные ориентации. Этот вид  ценностей распределяется по  оси «плановая экономика —  рыночная экономика».

    Выбор в пользу то или иной группы детерминируется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа, будучи объектом опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику.

    С другой стороны, экономически активные субъекты и сообщества, являясь революционно – реформаторской частью общества, уверены в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Экономическая независимость – основа политической независимости.

    2) Духовно — гуманитарные ценностные  ориентации традиционно делятся  на индивидуально направленные  или этические и коллективно  направленные или политические  ценностные ориентации.

    3) Рационально — ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда немыслимой без своего выражения вовне.

    Студенчество, являясь революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений,

чьи принципы неотделимы от принципов экономической  самостоятельности. Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая часть малообеспеченного студенчества отдает приоритет знаний и образования перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, — «наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов». Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию».

    Остается  надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально  — экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму.

    2.Общественно  — политические ориентации студенчества, с одной стороны, формируются  по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм — правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм».

    В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также  с готовностью в недалеком  будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами  в различных отраслях народного  хозяйства студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов,

сильного  государства. Эта идеология основывается на принципах государственности  и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм студенческого  сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм — национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.

    3.Духовно  — гуманитарные ценностные ориентации  традиционно делятся на индивидуально  направленные или этические и  коллективно направленные или  политические ценностные ориентации.

    Этические ценностные ориентации в контексте  студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

    Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как  негативного, так и позитивного  характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи».

    С другой стороны, универсальность получаемого  образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники  гуманизма. И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него

неизгладимую  печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры». Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

    Среди новых явлений в сфере этических  ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, — обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Формирование  ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В  переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

     Путь  к общекультурному развитию и здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь её преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

     Анализ  полученной информации свидетельствует  о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности  и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в  повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

     Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением  социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения студенчества к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил студенчества, и в этом смысле она является не только барометром настроений студенчества, но индикатором стабильности общества.  

Список  литературы. 

1. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

2. Сенин  И.Г. Опросник терминальных ценностей.  Ярославль, 1991.

3. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период

социальной  трансформации (поколенный подход). // Социологические

исследования. 2000.

4. Духовные ценности советской молодежи / А.И. Шендрик, Т.Л. Голубева. М.,1988.

5. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь

современной России: социальный статус, жизненные  ориентации, взгляд в

будущее. Уфа.,1997. 
 

Информация о работе Ценностные ориенттации и отношения современных студентов