Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Описание

Объект: неблагополучные семьи и безнадзорные дети.
Задачи:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения;
– рассмотреть причины и последствия семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей;
– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения……………………………………………………………………..5
Причины и последствия семейного неблагополучия……………..9
Направления и формы работы с неблагополучной семьей ……..14
Заключение…………………………………………………………………...18
Литература…………………………………………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)
"DISC">
  • кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  • причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • биологического характера (физически или психически больные родители, наследственность, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
  •      Среди объективных социально-экономических  причин наиболее важны:

    • падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
    • сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
    • нерешенная жилищная проблема;
    • дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
    • резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
    • усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде [13; 28-30].

         Усугубляют  семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между  родителями и ребенком наблюдается  эмоциональное отторжение.

         Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании.

           Аффективность - избыток родительского  раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям  создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством.

         Авторитарность  воспитания - стремление подчинить  ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

         С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

         Нарушение психологической связи между  ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

         Ослабление  или даже разрыв семейных связей между  детьми и родителями также вызывают:

         -    сверхзанятость родителей;

         -    конфликтная ситуация в семье;

         -    пьянство родителей;

         -    случаи жестокого обращения с  детьми (физического, психического, сексуального насилия);

         -    отсутствие в семье благоприятной  эмоциональной атмосферы;

         -    ошибки родителей в воспитании  детей;

         -    особенности подросткового возраста  и др.

         Отсутствие  или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к  состоянию психической депривации.

         А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья, можно разделить по длительности и силе их действия.

    • сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов семьи, потеря социального статуса, болезнь близкого человека и т.п.
    • длительные (хронические раздражители): физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

         Источниками возникновения конфликтов могут быть причины, связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком; ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи  приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами; трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка; ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).

         Самое главное последствие всех этих нарушений - неблагоприятное влияние на психическое  здоровье индивидов, которое в последствии  только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тормозит развитие личности.

         Постороннему  человеку, вступающему в контакт  с неблагополучной семьёй, может  показаться, что семья погрязла в  трясине страданий. Но для самой  семьи череда этих трагедий может  быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

         Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими  являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.  

         
    1. Направления и формы работы с неблагополучной  семьей
     

         Специалисту при работе с неблагополучной семье, прежде всего, следует знать:

         1 . Материально-бытовые условия;

         2. Эмоционально-нравственный климат;

         3. Режим дня ребенка в семье;

         4. Методы и приемы воздействия  взрослых на детей;

         5. Семейный досуг;

         6. Уровень педагогической культуры родителей.

         Направления и формы работы с неблагополучной семьей.

    Направления работы с неблагополучной семьей  
    Формы работы с неблагополучной семьей
    1. Диагностика семейного неблагополучия.  
    • наблюдения  специалистов;
    • анкетирование детей и родителей;
    • опросники;
    • тесты;
    • интервью узких специалистов;
    • мини-консилиумы;
    • тренинги;
    • анализ документов;
    • сбор списков неблагополучных семей;
    • заявки семьи на оказание помощи;
    • анализ состояния здоровья детей;
    • анализ развития, успеваемости.
    1. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
    • советы  по преодолению сложных жизненных  ситуаций;
    • консультации специалистов;
    • семейная терапия;
    • индивидуальные беседы;
    • психотерапия;
    • родительские собрания на дому.
    1. Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
    • группы риска;
    • спортивные группы;
    • тренинговые группы;
    • консультирование;
    • семейные вечера.
    1. Профилактика семейного неблагополучия.  
    • ознакомление  с психолого-педагогической литературой;
    • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
    • семинары для учителей и родителей;
    • лектории для подростков;
    • устройство на работу;
    • летний лагерь;
    1. Помощь общества неблагополучным семьям.  
    • институт  приемной семьи;
    • институт молодой семьи;
    • детские приюты;
    • акции милосердия;
    • материальная поддержка;
    • привлечение спонсорской помощи;
    • лишение родительских прав.

               .  

         Система принципов семейного воспитания.

    • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
    • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
    • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
    • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
    • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
    • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
    • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

         Можно выделить следующие советы при работе с неблагополучной семьей:

    • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
    • Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
    • Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
    • Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
    • Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
    • Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
    • Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
    • Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
    • Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

    Информация о работе Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия