Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Описание

Объект: неблагополучные семьи и безнадзорные дети.
Задачи:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения;
– рассмотреть причины и последствия семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей;
– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения……………………………………………………………………..5
Причины и последствия семейного неблагополучия……………..9
Направления и формы работы с неблагополучной семьей ……..14
Заключение…………………………………………………………………...18
Литература…………………………………………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

     Безнадзорность  детей как признак  семейного неблагополучия

     Оглавление 

    Введение………………………………………………………………………..3

  1. Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения……………………………………………………………………..5
  2. Причины и последствия семейного неблагополучия……………..9
  3. Направления и формы работы с неблагополучной семьей ……..14

    Заключение…………………………………………………………………...18

    Литература…………………………………………………………………...19

 

     Введение

                “Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”

                - А. С. Макаренко. 

     Многообразие  социальных проблем, сопутствующих  развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.

     Множество проблем современной семьи порождает  ситуацию, когда дети оказываются  оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей.

     Наиболее  часто упоминающимися причинами  увеличения безнадзорности являются: продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

     К дополнительным факторам детской безнадзорности относится также нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.

     Не  умаляя значения данных причин, ответственных  за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того, существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.

     Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.

     Учитывая  все вышесказанное, можно поставить  следующую цель нашего реферата – рассмотреть безнадзорность детей как последствие семейного неблагополучия.

     Объект: неблагополучные семьи и безнадзорные дети.

     Задачи:

     – раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;

     – рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения;

     – рассмотреть причины и последствия семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей;

     – изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними.

 

     

  1. Детская беспризорность и  безнадзорность в  России: проблемы и пути решения
 

     Безнадзорность  можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц [8].

     В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

     Безнадзорность  может являться конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

     Практики  социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

     Часто указывают на то, что беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.

     В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [5].

     Категории детей, которые к ним относят:

     – живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);

     – живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.

     – те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать.

     По  данным МВД в 2010 году, число беспризорников составляло 2,17% от общего числа детей, около 608 тысяч, таким образом, 2 из 100 детей в России - беспризорники.

     Ежегодно  появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 (детей) ежедневно отбирается у  нерадивых родителей; 600 тыс. в настоящее  время находятся в интернатных  заведениях разного вида [14].

     Важнейшей задачей государства является решение  проблемы безнадзорности и беспризорности детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни общества.

     В качестве приоритетного для федерального уровня направления работы рассматривается совершенствование законодательного и методического обеспечения деятельности по защите прав и интересов детей.

     Нельзя  не отметить ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году, который имеет  немаловажное значение. Он регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Дает характеристику органов опеки и попечительства, которые также занимаются вопросами безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [4].

     С целью организационно-правового  обеспечения реализации комплекса  мер 26 марта 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Указ №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Указ направлен на создание названного фонда в целях реализации комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Осуществление полномочий учредителя фонда от имени Российской Федерации возложено на Министерство здравоохранения и социального развития России [7].

     Основной  целью деятельности фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей  с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики Российской Федерации.

     В этой связи фондом поддерживаются практические меры по реализации стратегий Российской Федерации в области демографической и семейной политики, осуществляемые в регионах. Так, с целью поддержки субъектов Российской Федерации, проводящих эффективную социальную политику, выделяются финансовые средства на частное возмещение расходов на реализацию региональных и муниципальных программ по приоритетным направлениям деятельности фонда: программ профилактики отказов от детей («Отказные дети» и т.п.), программ толерантного отношения к детям – инвалидам, их интеграции в общество («Дети с неограниченными возможностями» и т.п.), программ поддержки детей, проживающих в сельской местности («Дети наших сел» и т.п.), программ экстренной помощи детям («Помощь в беде» и т.п.) и др.

     Ведущими  принципами поддержки региональных и муниципальных программ являются инновационность, межведомственность, софинансирование со стороны всех участников проекта, эффективность, возможность продления программы после окончания софинансирования ее фондом.

     Реализация  государственной программы по оказанию государственной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации, предполагает сосредоточить  усилия на следующих приоритетных направлениях:

     – совершенствование законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

     – профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства;

     – деинституционализация, развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

     – социальная интеграция детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

     – защита прав и законных интересов детей;

     – организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

     – информационное и научно-методическое обеспечение мероприятий по государственной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

     – мониторинг положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в  семье. Данное право закреплено в  основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов  детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Это право, без сомнения, распространяется и на детей, в силу различных причин лишившихся родительской опеки. Согласно Семейному кодексу, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью. Лишь при отсутствии такой возможности они могут быть устроены в соответствующие детские учреждения [2].

     В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и  Федеральным законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  органами управления образованием субъектов  Российской Федерации обеспечивается контроль над получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях [6].

     Продолжается  развитие дифференцированной сети образовательных  учреждений, в том числе реабилитационного  профиля, для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа, общеобразовательные школы-интернаты, кадетские школы и кадетские школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и другие).

     Проблема  профилактики негативных явлений среди  несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми остается одной из острых социальных проблем, решение которой невозможно без консолидации усилий на федеральном уровне.

     Таким образом, безусловно, рост семейного  неблагополучия создает слой хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями.  

     
  1. Причины и последствия  семейного неблагополучия
 

     Весьма  разнообразные причины, вызывающие семейное  неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

Информация о работе Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия