Батыгин "Лекции по методологии СИ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание

Развитие научного знания не сводится к открытию новых предметных областей и более совершенных теорий. История знает немало примеров, когда научная революция начиналась с возникновения нового метода, необычного взгляда на обычные вещи. Метод освещает путь к предмету. 'Нас интересует не пол, а то, как он устанавливается', - говорили в Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета в 1950-е гг.

Содержание

Предисловие
Глава 1.Три типа социологического дискурса: исторический очерк
1. Социологические доктрины
2. Социальные обследования
3. Социологические исследования: правила научного метода
Глава 2.Язык социологического исследования
1. Что мы хотим узнать? Проблема социологического исследования
2. Язык переменных
3. Диагностическая процедура
4. Триада Стефана Новака: коммуникативно-эпистемический переход
5. Концептуальные и операциональные определения
Глава 3.Концепты и измерения
1. Три способа представления зависимостей между переменными
2. Сингулярности молчат
3. Качественные параметры измерения
4. Шкалы
5. Единицы исследования
6. Системные описания

Работа состоит из  1 файл

Батыгин-Методология.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

Проектируя социологическое исследование, целесообразно 'сформатировать' проблему перехода от концептуальных определений к операциональным в виде методического комплекса, где каждому понятию соответствуют переменная и операциональное определение.

Первый компонент методического комплекса - 'теоретическое' определение, второй компонент - шкальный континуум. Здесь используются два основных метода: а) поиск объективного измерителя; б) самоидентификация. Иногда объективный измеритель и самоидентификация совмещаются в одном интегральном показателе.

Третий компонент методического комплекса - операциональные определения. Они состоят из описания инструмента идентификации признаков (вопросы анкеты, в том числе вспомогательные - контрольные, 'буферные', 'подсказки' и т, п.), описания ситуации интервьюирования, а также возможного влияния личности интервьюера.

Некоторые концепты вообще не могут быть определены операциональными средствами. Тем не менее они активно используются и теоретическом аппарате социологии. Понятия 'эдипов комплекс', 'подсознательное', 'прекрасное', 'добро' и 'зло' практически не преобразуются в операциональные определения. Вероятно, не стоит заниматься и операциональным определением 'справедливости'.

Д. Саймон называет неверифицируемые и неоперационализируемые концепты гипотетическими19. Роль неверифицируемых понятий в аппарате науки не вполне ясна. П. Бриджмен считал их излишними, препятствующими развитию знания. Поэтому такого рода 'философических конструктов', по мнению Бриджмена, следует избегать. Радикальная позиция Бриджмена состоит в том, что ученые обязаны не привносить в содержание понятий ничего иного, кроме операций, применяемых для получения наблюдаемых значений20. Следствие такого подхода - возникновение произвольного множества равноправных операциональных определений в зависимости от праксеологических контекстов. Так, по Бриджмену, существует много разных 'длин' в зависимости от того, визуальные, акустические или электромагнитные средства применяются для измерения.

Но все-таки неоперационализируемые конструкты выполняют в науке важную организующую роль. К. Гемпель ввел понятие 'систематический импорт'. Он имел в виду сеть научных закономерностей и принципов - нити, сходящиеся в узлах, образуемых категориями научной дисциплины: чем больше 'нитей' сходится в узловом понятии, тем сильнее его 'систематический импорт'21. Очевидно, эвристический потенциал понятия выходит за рамки его операционального содержания.

При проектировании социологического исследования целесообразно организовать словарь переменных таким образом, чтобы концептуальные и операциональные переменные были связаны взаимно однозначными соответствиями. П. Лазарсфельд и В. Тиленс осуществили детальную операциональную разработку переменной 'Обеспокоенность [инцидентом политического преследования]' на основе свободного интервью (табл. 2.1).

Концептуальное определение 'обеспокоенности' связано с осознанием опасности, которую влекут за собой определенные политические убеждения. Исследователи выбрали вопросы, замеряющие

Разработка переменной 'Обеспокоенность [инцидентом политического преследования]' в социологическом проекте П. Лазарсфельда и В. Тиленса 'Академическое сознание', 2451 преподаватель общественных наук в 165 университетах и колледжах США, 1955 г.

Вопросы интервью

Возможные ответы

Процент

1. Приходилось ли вам испытывать беспокойство из-за того, что какойнибудь студент мог по невнимательности неправильно понять то, что вы сказали, и сформировать ложное мнение о ваших политических взглядах?

Да

40

 

 

 

 

Нет

58

 

Не знаю

2

 

Никогда с этим не сталкивался

-

 

 

 

 

Всего

100

2. Если бы вы принимали решение о переходе в другой колледж, удивило бы вас, если бы в том колледже стали спрашивать кого-либо из ваших сотрудников о вашей политической принадлежности и политических наклонностях, которые вы обнаруживаете в своей преподавательской деятельности?

Да

37

 

 

 

 

Нет

57

 

Не знаю

4

 

Никогда с этим не сталкивался

2

 

 

 

 

Всего

100

обеспокоенность преподавателей сплетнями, отказом и продвижении в должности и другими неприятностями, возникающими вследствие их политических убеждений. 'Озабоченность' не ограничена собственными проблемами преподавателя. Здесь выражается общее отношение к академической свободе или политическому принуждению (табл. 2.1). 'Человек, который считает, что администрация колледжа ведет политические досье на преподавателей, сам может ничего не опасаться и при этом выражать обеспокоенность подобной практикой'22.

Перекрестное комбинирование различных проявлений политических преследований в университетах дает возможность построить их типологию и интегральную шкалу.

Глава 3.Концепты и измерения

1. Три способа представления зависимостей между переменными

Как возможно доказательство в социологическом исследовании? Контингенция как объективная возможность связи? Генерализация научного вывода. Преимущества и ограничения нарратива как формы представления знания. Априорный и апостериорный входы в пространство переменных. Роль стандартных переменных в воспроизводстве научного знания. 'Смутные образы' и инновации.

Связь между двумя переменными может быть интерпретирована в логических категориях, и тогда исследователь доказывает зависимость, не обращаясь к данным. Назовем такой тип связи инференциеи (inferre, лат - заключать, делать вывод). Инференция осуществима в том случае, если изменения в переменной А с логической необходимостью влекут изменения в переменной В. Такого рода выводы равнозначны аналитическим суждениям и представляют собой тавтологии. Так, вряд ли нужно обследовать множество прямоугольных треугольников, чтобы установить однозначную связь между суммой квадратов катетов и квадратом гипотенузы. Теорема Пифагора не нуждается в эмпирическом подтверждении. В социологии подобные логически необходимые - инференциальные - зависимости воспринимаются как трюизмы, например о зависимости коэффициента рождаемости от численности женщин в фертильном возрасте.

Более продуктивны статистически значимые связи, не поддающиеся однозначному объяснению. В данном случае связь между переменными имеет характер контингенции (contingere, лат. - касаться, иметь отношение). Контингенция основана на статистической взаимосвязи признаков, она требует интерпретации в концептуальных терминах и логического объяснения. Р. Мертон называет такого рода связи эмпирическими генерализациями и отличает их от генерализаций теоретических. Первые не включены в структуру теории и представляют собой лишь материал для теоретического анализа. Теоретические генерализации, именуемые также законами, выводятся из исходных допущений и могут быть непосредственно не связаны с единичными наблюдениями. Например, эмпирические наблюдения показывают, что среди католиков число самоубийств ниже, чем среди протестантов. Эта эмпирическая генерализация получает теоретическое обоснование, если выводится из совокупности других постулатов социологической теории: 1) социальная связь обеспечивает психологическую поддержку членам группы, подверженным стрессам и ощущению беспокойства; 2) самоубийства являются функцией не нашедших выхода чувств беспокойства и стресса, испытываемых личностью; 3) у католиков социальные связи более тесные, чем у протестантов; 4) следовательно, предполагается более низкий уровень самоубийств среди католиков, чем среди протестантов1.

Назвать подобного рода 'цепочки' предположений логическим выводом неправомерно. В социологии чаще всего приходится заменять логическое доказательство нарративом (narratio, лат. - повествование) - рассказом о том, какова связь между переменными: производительными силами и производственными отношениями, мирской аскезой и рациональным предпринимательством, брахицефалией и психологией 'одинокой толпы'. Логические и статистические процедуры уступают здесь место историческим иллюстрациям, литературным аллегориям и описаниям 'случаев из жизни'. Доказательность заменяется риторической убедительностью.

Как конструируется пространство концептуальных переменных? Первый вход в него можно назвать априорным. Исследователь оперирует измерениями, которые уже приняты в научной литературе и получили теоретическое и процедурное обоснование. Короче говоря, они институционализированы в корпусе дисциплинарного знания: IQ - 'уровень интеллектуальности', статус - место на социально-профессиональной лестнице, образование - нечто вроде количества лет, потраченных на учебу. Особенность такого 'входа' в признаковое пространство состоит в том, что значения переменных задаются изнутри: континуумами измерений, т. е. школьными позициями. В социологических вопросниках такой путь обычно ведет к использованию 'закрытых' переменных (их градации устанавливаются вне зависимости от 'свободных' ответов респондента).

Второй вход в пространство концептуальных переменных выглядит вполне апостериорным, хотя внутри него прячется априорная конструкция. В данном случае исследователь изобретает новую переменную и вводит ее в концептуальный аппарат науки. Поскольку готовыми измерительными процедурами он не располагает, континуумы выводятся из наблюдаемых событий. Априорная форма принимает здесь вид 'смутного образа' (imagery), как назвал эту исходную концептуализацию П. Лазарсфельд. 'Смутный образ' - это измерение, которое могло бы принять в себя наблюдаемый факт и упорядочить его в континууме возможных состояний - тогда факт превратится в значение переменной. А до этого он подлежит пристальному рассматриванию.

Предположим, мы наблюдаем за посетителями музея. Люди проходят по залу. Вероятно, все они интересуются живописью, но нам, наблюдателям, не дано знать подлинные мотивы их действий, и поэтому мы вынуждены догадываться о них. Мы замечаем, что некоторые из посетителей подолгу стоят перед полотнами, другие меньше смотрят на картины, чем друг на друга, а третьи неизвестно, что делают. В этом 'смутном образе' поведения людей в музее сначала чуть заметно, а потом отчетливее проступают линии переменных. 'Человек долго смотрит на знаменитую картину 'Грачи прилетели'' - установлен факт, который может превратиться в значение переменной. Первый шаг сделан. А за ним следует второй шаг - создать континуум, т. е. организовать рядоположенные значения. Мы уже отвлеклись от почитателя А.К. Саврасова. Строится континуум, упорядочивающий возможные значения переменной в виде шкалы: 'смотрит долго / смотрит недолго / совсем не смотрит на шедевр реалистической живописи'. Исследователя могут интересовать вопросы: кто, на что смотрит, с какой целью, в чьем присутствии и т. п. Значения переменной вовсе не обязательно должны быть упорядочены по интенсивности. Если бы мы регистрировали национальность посетителей, азербайджанец стоял бы впереди русского только благодаря алфавиту. Но в данном случае получилась шкала интенсивности и мы должны выполнить третий шаг - подобрать по возможности точное наименование переменной. Осторожный исследователь предпочтет оперировать 'временем, которое посетитель тратит на рассматривание картины А.К. Саврасова 'Грачи прилетели' и, может быть, усложнит себе задачу, попытаясь хронометрировать поведение посетителя. Неосторожный исследователь сразу начнет мыслить категорией 'интерес к живописи', не подозревая, что теряет какуюто 'релевантность'.

Мастерство методолога проявляется изначально в том, что он видит событие как точку на континууме переменной и пытается сформировать 'смутный образ', приобрести новый значимый критерий классификации единиц исследования - вдруг он окажется самым сильным при объяснении событий. Когда переменная построена, она включается в 'мировое пространство' и начинает работать с большим или меньшим успехом.

2. Сингулярности молчат

Бинарное и экстенсивное пространства признаков. Дихотомия - стандартная форма представления данных. Частотные распределения. Эффект эпистемической инверсии. Число измерений и единиц в пространстве признаков. Тип 1 'Много единиц - мало переменных'. Тип 2 'Мало единиц - много переменных'. Монографические описания. Тип 3 'Достаточное количество единиц - достаточное количество переменных'.

Концептуальные переменные образуют систему координат, в которой размещается реальность. Нет никаких сомнений, что 'скоординированная' таким образом реальность является результатом абстрагирования и дистанцирования от 'живой жизни'. Она бедна и ущербна, но у нее есть одно исключительное преимущество, заключающееся как раз в силе абстракции: полученная в результате абстрагирования схема воссоздает идею объекта, очищенную от несущественного и случайного. Теорема о соотношении длины радиуса и длины окружности доказывается без обращения к наличествующим в опыте окружностям. Притяжение двух тел описывается формулой Ньютона-Кеплера вне зависимости от того, насколько привлекательна внешность данных тел. Демократический стиль лидерства в малой группе усиливает агрессивную реакцию членов группы на 'чужого'. Все это - схемы, образованные в пространстве концептуальных переменных.

Каждая переменная имеет определенные значения, которые в совокупности исчерпывают диапазон возможных изменений. Количество значений переменной практически бесконечно. Переменная 'национальность' включает сколь угодно много позиций - национальностей, 'возраст' может фиксироваться самыми маленькими интервалами, 'удовлетворенность' при желании идентифицируется в терминах 'очень удовлетворен', 'не очень удовлетворен', 'удовлетворен', 'скорее удовлетворен, чем неудовлетворен'... Предположим, что, устанавливая значения переменных в системе 'мировых координат', мы стремимся к расширению их диапазона, т. е. к увеличению точности измерений. Такая стратегия приводит к экстенсивному пространству переменных, границы которого в принципе не определены.

Пространство признаков напоминает ящик, разделенный на множество ячеек. Каждая ячейка - класс, образованный пересечением значений переменных. Предположим, что V1 - возраст, V2 - уровень образования, а Vз - национальность. Тогда одна из ячеек нашего пространства-'ящика' будет отображать, к примеру, группу людей с высшим образованием, 30-летних, украинцев. Иные ячейки будут отличаться значениями переменных.

Информация о работе Батыгин "Лекции по методологии СИ"