Батыгин "Лекции по методологии СИ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание

Развитие научного знания не сводится к открытию новых предметных областей и более совершенных теорий. История знает немало примеров, когда научная революция начиналась с возникновения нового метода, необычного взгляда на обычные вещи. Метод освещает путь к предмету. 'Нас интересует не пол, а то, как он устанавливается', - говорили в Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета в 1950-е гг.

Содержание

Предисловие
Глава 1.Три типа социологического дискурса: исторический очерк
1. Социологические доктрины
2. Социальные обследования
3. Социологические исследования: правила научного метода
Глава 2.Язык социологического исследования
1. Что мы хотим узнать? Проблема социологического исследования
2. Язык переменных
3. Диагностическая процедура
4. Триада Стефана Новака: коммуникативно-эпистемический переход
5. Концептуальные и операциональные определения
Глава 3.Концепты и измерения
1. Три способа представления зависимостей между переменными
2. Сингулярности молчат
3. Качественные параметры измерения
4. Шкалы
5. Единицы исследования
6. Системные описания

Работа состоит из  1 файл

Батыгин-Методология.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

Метрические, или абсолютные, шкалы соответствуют всем требованиям, предъявляемым к шкалам более низких классов, они имеют не только нулевую метку отсчета, но и единицу измерения времени, расстояния либо численности единиц. Здесь допустимы все преобразования с числами.

Приписывание значений объектам осуществляется в трех формах: вербальной, графической и числовой. Вербальная интерпретация переменных наиболее распространена в массовых опросах. В качестве элементов шкалы здесь выступают суждения, свидетельствующие о мнениях, ценностях, состояниях. Насколько адекватно это свидетельство - особая проблема. Ясно одно: сами суждения не более чем свидетельство о реальности, которая стоит за ними. Поэтому вербальная интерпретация шкалы выполняет в языке повседневности роль своеобразного зонда. Ее принципиальное отличие от обыденной речи заключается в четкой концептуальной структуре, адаптированной к многообразным речевым ситуациям и контекстам. Даже открытый вопрос, казалось бы, максимально ориентированный на лексику респондента, работает только при условии однозначного концептуального кодирования.

Вербально интерпретированные позиции шкалы воспринимаются достаточно отчетливо, если их немного. Но уже при выборе из пяти градаций начинаются затруднения. Например, категории 'доволен' и 'скорее доволен, чем недоволен' различаются со значительной степенью условности. В семипунктовой шкале возможности вербальной интерпретации оказываются исчерпанными. Здесь предпочтительнее графическое оформление шкалы, создающее возможность стандартного прочтения. Графическая интерпретация шкалы применяется в так называемых кросс-культурных исследованиях, где лексика инструмента требует перевода на язык респондента. Предполагается, что визуализация переменной в рисунке создает универсальный 'паттерн' шкалы. Аналогичным образом используются жесты в межнациональном общении. Один из примеров инструмента, выполненного в графическом ключе, - картинки теста тематической апперцепции. Часто шкалы изображаются в виде линеек и пиктограмм. Хэрви Кэнтрил разработал 'лестницу счастья': на рисунке лестницы респондент должен отмечать свое нынешнее положение относительно наилучшего (верх лестницы) и наихудшего (низ лестницы) стечения обстоятельств, а затем указывать направление своего предполагаемого движения по 'лестнице счастья'. В одной из ранних версий шкалы установки Л. Терстоуном предлагался одиннадцатипунктовый континуум, выполненный в виде термометра.

Числовая интерпретация иногда ошибочно отождествляется с вербальной. Использование цифр в качестве имен числительных не означает введения метрики. Например, в целях кодирования мужчин можно обозначить цифрой 1, а женщин - цифрой 2. В данном случае применены метки, но не числа. Числа предполагают осуществление операций аддитивности, арифметических действий. Круг числовых шкал ограничен интервальным и метрическим уровнями измерения, где установлены единицы интенсивности свойства.

5. Единицы исследования

'Человеческие измерения' в социологии и измерения общностей. Идентификация групп. Надындивидуальная реальность. Институции как стандартные образцы социального взаимодействия. Отличие общностей от институций. Особенности институциональных единиц. Текст как единица исследования. Идентификация текстовых единиц в контент-анализе. Предметно-вещная среда. Идентификация событий.

Обычно объектами социологического исследования являются люди. Социологию отождествляют с массовыми опросами именно потому, что в подавляющем большинстве случаев речь идет о мнениях, установках, оценках и других личностных характеристиках. Словарь социологического исследования в значительной мере состоит из 'человеческих измерений'. Однако социальная реальность не ограничивается людьми.

В своем оригинальном замысле социология - это наука об общностях или ассоциациях, которые не сводятся к сумме составляющих их индивидов. Группы могут быть большими или малыми, но им всегда присуща определенная целостность, превосходящая рамки арифметической совокупности. Общностям (группам) присущи, например, такие характеристики, как сплоченность, численность, плотность расселения, 'возраст'. Особый класс групповых признаков образуют личностные свойства, превращенные в свойства идеальнотипического плана. Когда речь идет об экспансивности одних народов и невозмутимости других, предполагается, что данные свойства присущи именно народу и во вторую очередь - его отдельным представителям.

Если выделение людей в качестве единиц исследования не представляет особых трудностей, - основным элементом личностной идентификации является тело, то группы требуют определенного конструирования и единицы не всегда кажутся естественными. 'Тело' группы можно распознать на некотором расстоянии, но чаще всего для этого требуются концептуальные средства. Толпа на площади подлежит пространственной идентификации. Производственный коллектив как группа идентифицируется институционально - в качестве средства опознания в данном случае выступает 'место работы'. Значительный класс групп составляют целевые группы - их системообразующий признак заключается в какой-либо целенаправленной совместной деятельности. Такова, например, футбольная команда. Люди разных возрастов и характеров, мужчины и женщины разных национальностей и убеждений попадают в социальную группу высококвалифицированных рабочих, причем многие из них имеют мало общего и по характеру труда, и по доходам, и по отношению к средствам производства. Шофер и парикмахер, пилот авиалайнера и ресторанный швейцар оказываются принадлежащими к одной группе. Хотя социологи стремятся разрабатывать групповые классификации максимально близко к естественным типам, единицами исследования вполне могут стать группы, выделенные по произвольным критериям. Теоретический и квазитеоретический дискурсы получают здесь практически неограниченную власть над действительностью.

Особый тип единиц социологического исследования составляют институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют собой стандартизированные образцы взаимодействия. Например, некоторые учреждения мы называем высшими учебными заведениями, не отождествляя их ни со студентами, ни с профессорско-преподавательским составом, ни даже с ректоратом. Университет находится в некотором месте и, как правило, занимает большое здание. Но здание может сохраниться, а университет исчезнуть. Чаще исчезают университеты, а здания сохраняются.

Флойд Оллпорт начинает свою книгу по институциональному поведению рассказом из университетской жизни. После трудных дебатов ректорат принял решение, смысл которого был не вполне понятен присутствовавшему здесь новичку.

- Вероятно, это решение соответствует интересам студентов, - спросил он ректора.

- Что вы, молодой человек, это решение вряд ли пойдет на пользу студентам; оно нужно институции в целом.

- Я понимаю, вы провели решение в интересах профессорско-преподавательского состава...

- Профессора будут очень недовольны этим решением, но они поймут, что интересы институции выше, чем их групповые интересы.

- Я догадываюсь, господин ректор, что все это нужно президенту...

- Молодой человек, - ответил мэтр, - я еще раз повторяю вам, что я имею в виду институцию, институцию! Наше решение нужно только институции, и никто более в нем не заинтересован13.

Что же такое институция? Это особая социальная реальность, отделенная от своих носителей и имеющая собственные свойства. Ф. Оллпорт называет институцией концептуальное поле, в котором люди ориентированы таким образом, как будто бы оно является реальностью. 'Во всех кризисных ситуациях, - заключает свою мысль Оллпорт, - люди обращались к институциям как главной надежде на спасение'14.

Государства, учебные заведения, производственные организации, партии, органы управления - все они обладают характеристиками, не сводимыми ни к элементарным, ни к групповым параметрам. Город мы называем монопромышленным, исходя из собственных характеристик производственной структуры данного института. Регион - административная институция - формируется посредством установления границ, и его признаки достаточно обособлены от признаков общности - населения региона. Страна - геополитическое образование - является институцией, если имеет соответствующую международным стандартам форму государственного устройства. В противном случае государства нет, а есть население, племя, орда. Такие характеристики политического режима, как форма правления (монархия, тирания, республика), относятся исключительно к институции, а не к обществу, хотя и оказывают на него сильное влияние.

Часто отличие групповых признаков от институциональных неочевидно. Например, семья как группа лиц, объединенных родством или свойством и ведущих общее хозяйство, отличается от семьи как институционального образования. Как правило, в развитых цивилизованных странах в качестве средства институционализации выступают нормы права; в архаичных же обществах институционализация поддерживается обычаем и ритуалом.

Выбор институциональных единиц составляет достаточно сложную проблему при проектировании социологического и социально-экономического исследования. В 1970-е гг. Т.И. Заславская и ее коллеги решали задачу типологизации социально-территориальной структуры аграрного сектора СССР. Было необходимо обосновать вертикальные уровни этой структуры, определить элементы каждого уровня и изучить горизонтальные и вертикальные связи между элементами. Республики, края и области значительно отличались по характеру социально-экономического развития и не могли рассматриваться как единицы анализа. В качестве объектов типологизации трудно было рассматривать и сельские районы, поскольку многие из них включали качественно разнородные территории. Наиболее однородными были поселения. Однако использование их в качестве единиц оказалось непредставительным для анализа социальноэкономической инфраструктуры села. Поэтому было решено пойти на паллиатив и остановить выбор на единицах областного уровня. В результате многомерной типологизации сельские территории страны были разделены на 12 классов, из которых четыре идентифицированы в качестве неаграрных, а восемь как принадлежащие аграрному сектору15. Выделенные типы регионов описывались, в частности, такими переменными, как 'доля населения старшего возраста', 'половая структура старшего населения', 'уровень рождаемости', 'доля детей и подростков', 'доля молодого населения', 'образование', 'половая структура молодого населения', 'сальдо миграции' и 'занятость населения'. Указанные переменные относятся к единице, сконструированной как 'тип региона'.

Другой пример социологического исследования институций - социокультурная типологизация стран Европы (в том числе России) по осям 'открытость переменам / сопротивление переменам' и 'коллективизм / индивидуализм'16. Страны Европы размещены в двумерном пространстве признаков, которое получено с помощью факторного анализа тридцати социокультурных индексов (рис. 3,1).

Здесь не возникает никаких трудностей с идентификацией государств, поскольку они существуют в качестве официально признанных субъектов международного сообщества. Иное дело - распространение признаков индивидуально-личностного характера на страны мира. В данном случае институциональная единица служит в качестве обозначения крупной региональной группы - населения страны. Бывает, что институции наделяются антропоморфными чертами, например, похожи на дядю Сэма или Джона Буля. Здесь мы вступаем в область аллегорий.

Следующая единица социологического анализа - тексты. Речь идет не только о письменной и устной речи, но и о символах невербальной коммуникации - языке тела, символах власти, престижа и богатства. Выделение текстовых единиц определяется целью исследования, и какие-либо 'естественные образования' встречаются здесь крайне редко. Сам текст конструируется как самодостаточное смысловое единство.

Г.А. Ивахненко изучала цитатную речь в социологических публикациях. Поскольку цитатная речь не всегда оформляется кавычками и сопровождается библиографической ссылкой, а вместо прямого цитирования применяются аранжировка и вольное переложение источника, в качестве единицы исследования был определен 'интекст' - текст в тексте. Более 20 тыс. интекстов характеризовались такими параметрами, как аксиологическая модальность, тематика цитаты, архаичность / современность, 'внутреннее' и 'внешнее' цитирование и другими (всего 49 переменных)17.

С анализом текстов (контент-анализом) связано обширное направление социологических исследований. В качестве единиц могут быть выбраны детские сказки, песни, газетные заголовки, рекламные сюжеты, письма на телевидение, плакаты, отдельные слова - все, что принято называть символами культуры. В.А. Гайдис, С.С. Рапопорт и Д.П. Турейките изучали содержание брачных объявлений в вильнюсском журнале 'Шейма'18. В частности, устанавливался список личностных признаков, по которым автор объявления собирался найти себе партнера и связать с ним судьбу. При этом реально воспринимаемый текст брачного объявления был целостнее, шире, чем опубликованные в журнале несколько строк, а структура такого 'полного' текста включала в себя различные признаки. Например, на спрос брачных объявлений женщин влияли следующие характеристики (ранжированы по мере падения спроса): род занятий ('Я') - медицинский работник; возраст ('Он') - может быть старше на 10 лет и выше; семейное положение ('Я') - не была замужем; стиль письма - мелодраматический; возраст ('Я') - 21 - 30 лет; местожительство - Вильнюс, Каунас; цвет волос ('Я') - указан; наличие квартиры ('Я') - квартира есть; семейное положение ('Я') - не указано (начиная с данной позиции спрос начинает приобретать минусовые значения); черты характера ('Он') - интеллигентный; наличие детей ('Я') - один ребенок; возраст ('Я') - 40 - 50 лет; рост ('Я') - высокая; возраст ('Он') - такой же возраст; рост ('Он') - высокий; наличие детей ('Я') - двое детей. Аналогичные характеристики устанавливались по мужским брачным объявлениям19.

Классический образец изучения текстовых единиц - 'семантический дифференциал' - тест, разработанный Ч. Осгудом и его коллегами для измерения коннотативных связей между понятиями, фигурирующими в массовой информации. По семипунктовым шкалам, образованным на 'осях' активности, силы и оценки, Осгуд измерял ассоциативные связи между понятиями-образами 'диктатуры', 'Сталина', 'Трумэна', 'революции' и другими, получая в итоге расстояния между ними в семантическом пространстве20.

Информация о работе Батыгин "Лекции по методологии СИ"