Административная (классическая) теория управления (А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Содержание

Введение.
1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи
2. Классическая школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни. Сущность и принципы «теории администрации»
3. «Теория администрации» А.Файоля
3.1 Элементы управления
3.2 Принципы управления
3.3 Качества руководителя
3.4 Значение теории администрации
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 53.45 Кб (Скачать документ)

Точка зрения, согласно которой управление рассматривается  в качестве социального института, становится популярной в последнее  время. Многие авторы используют при  анализе управления социологическую  категорию «институт»: Г.В. Атаманчук, А.И. Кравченко, П.В. Романов, В.И. Франчук. Социальный институт управления представляет собой устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых обеспечиваются устойчивость и регулирование связей субъектов управленческих отношений.

Более углубленное  представление о социальном институте  может дать анализ его строения. Рассматривая социальные институты, большинство  социологов признают системный характер его строения. В строении социального  института выделяют шесть элементов: социальная группа, учреждения, обычаи, материальные орудия, организация, определенная цель. К составным элементам строения социального института относят  цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции.

Познание, социологическое  обоснование и интерпретация  управления как важнейшего социального  института - главная функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный  характер.

4 Социология на службе управления

Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления, потому что она вооружает научным  знанием об обществе. Эффективность  управления в современных условиях зависит от качества информации, ее достоверности, полноты, оперативности  и т. п. Именно это способна предоставить современная техника социологического исследования. При отработанных программе, методике и процедурах анализа процесс  сбора и обработки данных становится настолько формализованным, что  предвзятая оценка общественных явлений  маловероятна.

Социология выполняет  многообразные функции. Прежде всего, она способна диагностировать состояние  объекта управления. Любую социальную систему можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы ее функционирования. Например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т. д. Реализация диагностической  функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной  модели, необходимость которой обусловлена  тем, что данные о реальном объекте  бессмысленны для управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая  модель отражает достигнутый уровень  социального развития, который можно  считать нормой. Скажем, нормативная  модель по жилью означает, что каждая семья имеет отдельную благоустроенную  квартиру. Выявляя реальное положение  с жильем в обществе, социологи  сравнивают его с нормативной  моделью и определяют тем самым  направленность и величину отклонений. Совокупность этих отклонений и дает информацию для принятия решений.

Социология нужна  органам государственного управления для выполнения прогностической  функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального  объекта путем экстраполяции  наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки  достижения желаемого состояния  объекта на основе заранее заданных критериев. Данная функция реализуется  посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и  планирования.

Социальное моделирование  чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора  неизбежно влекут изменения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, социальная активность государственных  служащих, если после принятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т. е. каждый чиновник будет  четко знать, что его ждет в  материальном, профессиональном, должностном  положении. Причем это не будет зависеть от личного отношения к нему его  начальника.

Таким образом, если известны основные факторы, определяющие систему  человеческих отношений, выявлены их взаимосвязи, то, изменив какой-либо параметр, можно  смоделировать изменения социального  объекта. Что это дает? Возможность  принимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив  его последствия.

Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разумеется, можно без социального  проекта отрегулировать отношения  на уровне фермерского хозяйства, но сформировать коллектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное  построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами. Однако как бы грамотно ни была разработана  социальная конструкция, требуется  ее тщательная проверка. Обычно это  делается при помощи социального  эксперимента.

Социальное планирование выступает в качестве не только метода определения желаемого состояния  социального объекта, но и инструмента  его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения  человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных  социальных групп.

Последнее время возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как  будет «работать» решение, как его, в частности, воспримут люди.

Особое значение имеет  организационно-технологическая функция. В результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизненного уклада людей, обладающего эффективной социально ориентированной системой государственного управления.

Социология выполняет  консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании  организационных структур, процессов  принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п. В этих целях используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.

Социология выполняет  и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение  информирования населения о работе этой организации.

Приведенные выше управленческие функции социологии изменяют природу  деятельности государственной службы. Уже сам факт включения социологии в механизм управления является своеобразным индикатором состояния демократии, свидетельствует, что административно-политическая элита ориентирована на гражданское общество, на обеспечение ожиданий и интересов людей.

Решение проблемы включения  профессионального знания в организационные  структуры и методы работы государственной  службы во многом зависит от самих  социологов, их активной позиции и  ответственности. Речь идет, прежде всего, о социологах, работающих в одной  команде с чиновниками в качестве экспертов, советников, помощников и  т. п. Часто роль этих специалистов ограничивается вынесением заключения по поводу государственных  программ и политики их реализации. В результате социологическое знание имеет лишь совещательный, но не решающий голос. Надо преодолеть стереотип второстепенной роли социологов при принятии решений. Для этого они должны освободиться из плена устаревшей академической  парадигмы дистанцирования от практических распоряжений. Социологам следует смелее выступать в роли независимых консультантов по управлению, что позволит использовать специфическую методику вовлечения чиновников в процесс осознания проблем и задач своих учреждений и поиска путей их решения. В этой связи важно разрабатывать и совершенствовать методы социологии «малых форм», процедуры «экспресс-оценки» и др.

Социологи призваны заниматься обучением государственных служащих. Здесь необходимо также рационализировать  некоторые традиционные формы работы, предложить, новые виды своей «продукции». Таковыми вполне могут стать организационно-деятельностные игры и тренинги на рабочем месте. Они способны не только обеспечить определенный объем знаний служащих, но и максимум их мастерства. Поэтому вряд ли следует обсуждать с чиновниками, что нужно знать и что надо делать, а полезнее решать главное - что они должны делать в нестандартных ситуациях. Все это позволит активизировать деятельность по социологическому обеспечению государственной службы.

Заключение

Познание, социологическое  обоснование и интерпретация  управления как важнейшего социального  института - главная функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный  характер.

Таким образом, можно  сделать вывод, что социология управления играет большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений  и т.д.

С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные  решения вопросов, возникающих в  процессе производства и управлением  организацией.

Список  литературы

1. Капитонов Э.А.  Социология ХХ века. История и  технологии, - Р. 2006

2. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для  вузов. - М. ПЕРСЭ; Логос, 2005

3. Тюрина И. Социология  управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. --М.: Академический Проект, 2007.

4. Кравченко А.И.  Введение в социологию. Учебное  пособие. - М. «Новая школа» 2008

5. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология. Курс лекций. - М.  «Владос» 2007

6. Социология как  наука. Учебное пособие Технический  редактор: Т.А. Смирнова - Тверь, 2009

7. Фролов С.С. Социология. - М. «Логос» 2006

Информация о работе Административная (классическая) теория управления (А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни.)