Реструктуризация бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Формирование адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий является одним из необходимых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Поэтому промышленная реструктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Реструктуризация на уровне предприятия, безусловно, является ключевой, поскольку все ее формы на национальном, региональном уровнях фактически осуществляются на отдельном предприятии.

Содержание

Введение
1. Исследование внешнего окружения предприятия
1.1 Отраслевой анализ. Состояние цементной промышленности России
1.2 Характеристика рынков
1.3 Масштабы конкуренции
1.4 Учет и оценка факторов макросреды
1.5 Анализ стратегических позиций на рынке
2. Описание предприятия как объекта исследования
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Определение масштаба бизнеса
2.4 Анализ конкурентного облика компании
2.5 Анализ внутренней среды предприятия
2.5.1 Организационно-управленческий анализ
2.5.2 Анализ персонала предприятия
2.5.2.1 Анализ кадровой политики предприятия
2.5.2.2 Расчет и анализ показателей движения кадров
2.5.3 Анализ состояния и использования основных средств предприятия
2.5.3.1 Анализ структуры Основных средств
2.5.3.2 Анализ движения и технического состояния ОС
2.5.3.3 Анализ эффективности использования основных фондов
2.5.4 Анализ использования материальных ресурсов и запасов
2.5.5 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.5.6 Анализ показателей рентабельности
2.5.7 Анализ финансовой структуры баланса
2.5.7.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.5.8 Анализ платежеспособности предприятия
2.6 Экспресс-оценка экономической состоятельности предприятия
3. Предложение программы реструктуризации
3.1 Определение необходимости проведения мероприятий
3.2 Составление проектной группы с указанием роли каждого ее члена
3.3 Обоснование сроков реализации проекта
3.4 Мероприятия по реструктуризации
3.5 Результаты осуществления реструктуризационных мероприятий
4.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Заключение
Библиографический список литературы

Работа состоит из  1 файл

Борзенкова.docx

— 361.00 Кб (Скачать документ)

 

Теперь проведем анализ предприятия  на уровне бизнес - единицы, который отразим в таблице 2.5

 

Таблица 2.5

Анализ на уровне бизнес-единицы

Наименование  рассматриваемого аспекта

Ответы  на вопросы

Ассортимент продукции

Предприятие выпускает продукцию:

1. Портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600 ДО; ПЦ 550 ДО; ПЦ 500 ДО; ПЦ 400 Д20; ПЦ 400 ДО;

2. Портландцемент  для производства асбестоцементных  изделий (ТУ 21-26-18-91);

3. Шлакопортландцемент  (ГОСТ 10178-85): ШПЦ 400;

4. Сульфатостойкий  портландцемент с минеральными  добавками (ГОСТ-22266-85): ССПЦ 400 Д20;

5. Портландцемент  тампонажный (ГОСТ 1581-85): ПЦ 500 ДО, и  др. виды портландцемента;

6. Клинкер  портландцементный. 

Охват потребителей

Потребителями данной продукции являются промышленные предприятия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленное строительство. И еще одной группой потребителей цемента является население, использующего  цемент для собственных нужд.

Географическая  координата

Выгодное  географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить  экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного  морей, в Европу транзитом через  Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими  затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими  фирмами и портами дают предприятию  возможность доставлять продукцию  по требованию партнеров по всему  миру.

Следует отметить, что продукция данного завода успешно используется не только в  строительных компаниях России, но и в 45 странах мира.

Вертикальный  охват

У предприятия нет потребности  в новых поставщиках сырья, так  как оно долгое время работает с постоянными и надежными партнерами, и, кроме того, предприятие располагает собственной уникальной сырьевой базой - карьерами мела и глины, надежным перерабатывающим оборудованием.

Средства  для изменения масштаба

ОАО "Белгородский цемент" необходимо произвести снижение цены. А это  возможно путем внедрения на предприятии  высокоэффективных энергосберегающих  технологий и доведения доли сухого способа производства цемента хотя бы до 20-30%. Это позволит увеличить  сбыт продукции, и, соответственно, обеспечит  рост прибыльности.

Стратегические  вопросы

Инвестировать средства следует во все виды продукции, так как они пользуются большим  спросом на цементном рынке. Предприятию  следует развивать долгосрочные отношения с потребителями своей  продукции, предлагать новые варианты взаимовыгодных отношений, производить  более качественную продукцию, чем  у конкурентов.

Также нужно  обязательно снижать издержки, которые  присутствуют при производстве продукции  на исследуемом предприятии, которую  производят устаревшим и энергоемким "мокрым способом", требующем больших  затрат топлива и энергии.


 

Проведя анализ ЗАО "Белгородский цемент" на корпоративном уровне и на уровне бизнес - единицы, можно сделать заключение, что масштаб бизнеса данного предприятия достаточно большой. Об этом говорят такие аспекты, как координата заинтересованных сторон, ассортимент продукции, охват потребителей, географическая координата. Холдинг ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" вкладывает в завод огромные средства на увеличение действующих мощностей, на модернизацию существующего оборудования и установку новых видов оборудования. Предприятие выпускает качественную и сертифицированную продукцию, которая пользуется большим спросом. Оно имеет постоянных потребителей, которые ценят товарную марку выпускаемой продукции. Также завод занимает выгодное географическое положение, позволяющее успешно проводить экспортно-импортные операции.

2.4 Анализ конкурентного облика компании

 

В этом разделе требуется  заполнить таблицу с учетом основных конкурентов и по каждому пункту провести пояснение.

 

Таблица 2.6

Конкурентный облик ЗАО "Белгородский цемент"

Наименование  рассматриваемого аспекта

ОАО "Осколцемент", Белгородская область, г. Старый Оскол

ОАО "Мальцовцемент", Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино

ОАО "Липецкцемент",

Липецкая  область

Ширина  товарной серии

Ассортимент выпускаемой продукции на всех предприятиях примерно одинаков. Заводы выпускают  следующие марки цемента: ПЦ 600-ДО, ПЦ 550-ДО, ПЦ 500-ДО, ПЦ 400-Д20, ШПЦ 400, ПЦ 500-ДО-Н, ПЦ 500-Д20-Б, цемент для производства асбестоцементных изделий (ПЦА),

Характеристика  продукции

Выпускаемые марки цемента обладают высокими прочностными показателями в ранние сроки твердения и относятся  к первой группе эффективности по пропариванию.

Сертифицирована система менеджмента качества применительно  к производству портландцемента  и шлакопортландцемента общестроительного  назначения, и внесена в Регистр  систем качества.

Предприятию выдано свидетельство, подтверждающее, что выпускаемая им продукция "соответствует  высшему уровню качества, установленного федеральной программой "Российское качество".

Функциональность  продукции

Функциональность  продукции предприятий примерно одинакова. Продукция отличается высоким  качеством, заводы имеют необходимые  российские и международные сертификаты  качества.

Обслуживание

Предприятия выпускают все виды цемента и  отгружают его потребителям навалом  и в таре.

Имидж и репутация

Высокая репутация за счет того, что предприятие  стабильно работает в рамках плановых заданий по производству и сбыту продукции.

Хороший имидж благодаря широкому ассортименту предлагаемой продукции и гибкой ценовой политике.

Репутацию обеспечивает качество продукции и  быстрое обслуживание.

Цена

Цена  на продукцию на данных предприятиях ниже по сравнению с ЗАО "Белцемент" благодаря использованию полусухого способа производства цемента. Существует оплата в форме безналичного расчёта для потребителей.


2.5 Анализ внутренней среды предприятия

2.5.1 Организационно-управленческий анализ

Главным органом управления ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", куда с 2004 г. входит ЗАО "Белгородский цемент", является Совет Директоров. В него входят: Гальчев Ф.И. - Председатель Совета директоров, Краснянский Г.Л. - заместитель Председателя Совета директоров, Скороход М.А. - Президент ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", Светлицкий Б.А. - член Совета директоров по стратегическим вопросам и Качеянц М.Г. - член Совета директоров по корпоративной политике.

Законодательным органом  ЗАО "Белгородский цемент" является общее собрание акционеров, исполнительным - избранное на общем собрании правление во главе с генеральным директором.

В связи с истечением срока  полномочий генерального директора  ЗАО "Белгородский цемент", избранного Решением общего собрания акционеров ЗАО "Белгородский цемент" 21 ноября 2003 г., а также в связи с учреждением новой редакции Устава предприятия, в соответствии с которой вопрос об избрании единоличного исполнительного органа Общества отнесен к компетенции Совета директоров Общества - Совет директоров ЗАО "Белгородский цемент" 19 ноября 2004 г. принял решение об избрании Генеральным директором ЗАО "Белгородский цемент"  Хлудеев Виктор Иванович. ЗАО "Белгородский цемент" имеет два дочерних общества:

1. ООО "Рекорд - Центр" ДО ЗАО "Белгородский цемент", зарегистрированный в Регистрационной Палате Администрации г. Белгорода 02.10 96 года, свидетельство РП № 1181. Виды деятельности: оптовая и розничная торговля, гарантийный и постгарантийный ремонт радиоаппаратуры.

2. ООО "Родничок" ДО  ЗАО "Белгородский цемент", зарегистрированный в Регистрационной Палате Администрации г. Белгорода 14.01. 2000 г., свидетельство № 18. Виды деятельности: торговля продовольственными товарами и общественное питание.

В ЗАО "Белгородский цемент" функционируют следующие структурные подразделения:

горный цех;

цех приготовления шлама  и сушки шлака;

цех обжига клинкера;

цех помола цемента;

транспортный цех;

ремонтно-механический цех (РМЦ);

ремонтно-электрический цех (РЭЦ);

цех контрольно-измерительных  приборов и автоматики (КИПиА);

лаборатория;

энергоцех;

цех автохозтранспорта;

ремонтно-строительный цех (РСЦ);

бюро АСУ.

Структура управления ЗАО "Белгородский цемент" является линейно-функциональной. Линейные звенья занимаются вопросами принятия решений и отдачи команд, функциональные подразделения занимаются координацией, планированием, консультированием.

Организация внешнеэкономической  работы состоит из двух частей. Внешнеэкономической  деятельностью по импорту занимается производственно-технический отдел  во главе с Пономаревым Л.И., экспортом занимается отдел маркетинга и ВЭД, во главе с Дериным О.Ф.

Схема управления ЗАО "Белгородский цемент" представлена на рис.2.2.

Рис.2.2 Схема управления ЗАО "Белгородский цемент"

 

2.5.2 Анализ персонала предприятия

2.5.2.1 Анализ кадровой политики предприятия

Среднесписочная численность  работников на предприятии за 2009 г. составила 1337 чел., а за 2010 г. - 1410 чел. Фонд оплаты труда работников списочного состава 267 615, 1 тыс. руб., из них среднемесячные выплаты социального характера на одного работника составляют 162 рубля.

На предприятии постоянно  производится анализ рабочего времени  у рабочих сдельщиков и повременщиков, определяются нормы трудовых затрат, пересматриваются расстановки рабочих  кадров и штатное расписание руководящих  работников, специалистов и служащих.

Выполнение норм выработки  рабочими представлено в таблице  2.7

 

Таблица 2.7

Распределение сдельщиков по степени выполнения норм

 

До 100%

100 - 110%

110-

130%

130 - 150%

150% и выше

Итого

Средний % выполнения норм

Рабочие основных цехов 

6

176

75

5

3

256

110,6

Рабочие вспомогательных цехов 

-

38

25

1

9

73

120,5

Всего по ЗАО

5

214

100

6

12

338

112,8


 

На предприятии интенсивно проходит процесс подготовки, переподготовки и обучения вторым профессиям, то есть процесс повышения квалификации кадров. Для повышения квалификации рабочих в ЗАО "Белгородский цемент" используются следующие формы обучения: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; школы по изучению передовых приемов и методов труда; курсы бригадиров.

Анализ использования  трудовых ресурсов и производительности труда

Для проведения анализа использования  трудовых ресурсов составим таблицу  2.8

 

Таблица 2.8

Показатели использования  трудовых ресурсов

Показатель

Порядок расчета

2009 г.

2010 г.

Абс.

отклон.

Среднегодовая численность работников ППП, чел.

1337

1410

73

Объем продаж продукции, т. р.

2300543

1946953

-353590

Отработано  часов одним работником за год  в среднем

Кол. раб. дней *

Прод. смены

1770,6

1777,5

6,9

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

7,8

7,9

0,1

Фонд  рабочего времени за год, дн.

251

249

-2

Среднегодовая выработка одного работника, т. р. /чел.

Объем продаж /

/Ср. год.  числ. ППП

1720,6

1380,8

-339,8

Среднечасовая выработка одного работника, р. /чел.

Объем продаж /

(Ср. год.  числ. ППП * Отр. часов 1 работником)

0,97

0,78

-0, 19

Среднегодовая з/п 1-го работающего, руб.

11 560

12 264

704

Трудоемкость  одного рубля продукции, час/р.

1/ Ср. час. выработка одного работника

1,03

1,28

0,25

Экономия  трудовых ресурсов, чел

Чппп2005 - - Чппп2004*Iвал. пр-ва (=1,03)

 

75


 

В результате расчетов, проведенных  в таблице 2.8, можно сделать следующие выводы:

Среднегодовая численность  работников увеличилась на 73 человека, однако объем продаж снизился на 353590 тыс. руб.

Средняя продолжительность  рабочего дня увеличилась на 0,1 ч., и в 2010 г. работники предприятия отработали на 6,9 часов больше, чем в 2009 году, несмотря на то, что фонд рабочего времени в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократился на 2 дня.

Среднегодовая выработка  одного работника сократилась почти  на 340 тыс. руб. Также снизилась и  среднечасовая выработка 1 работника, которая составила в отчетном году 0,78 руб. /чел.

Все это, несомненно, снижает  эффективность работы предприятия. Однако повышение заработной платы все же произошло, и в 2010 г. среднегодовая заработная плата на 1 работника составила 12 264 руб. Экономия трудовых ресурсов составила 75 человек.

Далее определим производительность труда стоимостным методом, так  как это наиболее распространенный и универсальный метод, который  может быть использован в условиях широкой номенклатуры выпускаемой  продукции.

 

 

Индекс производительности труда равен:

 

.

Из расчетов видно, что  производительность труда снизилась. Это может быть связано с влиянием различных факторов, таких как  низкая квалификация работников, изменение  интенсивности труда, степень механизации  и автоматизации технологических  процессов, высокий износ оборудования, низкий уровень организации труда.

2.5.2.2 Расчет и анализ показателей движения кадров

В целях повышения эффективности  деятельности кадров на предприятии  постоянно совершенствуются и пересматриваются положения о премировании, стимулируя выполнение производственной программы  и повышения качества продукции.

Стимулирование работников происходит благодаря предоставлению возможности карьерного роста, повышению  заработной платы, выплатам премиальных  поощрений.

Основной формой повышения  квалификации являются производственно-технические  курсы. Они созданы в целях  углубления и расширения знаний, навыков  и умений рабочих по имеющейся  у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.

Расчеты, связанные с движением  персонала приведем в таблице  2.9

 

Таблица 2.9

Показатели движения кадров

Показатель

Порядок расчета

2009 г.

2010 г.

Списочная численность на начало отчетного  периода, чел.

-

1315

1359

Принято, чел.

-

56

112

Уволено, чел., в т. ч.

-

12

10

- по собственному желанию

-

8

7

- за нарушение трудовой дисциплины

-

4

3

Списочная численность на конец отчетного  периода, чел.

-

1359

1461

Коэффициент оборота по приему,%

Коб. прием = Чпринят. / Чср. спис.

4, 19

7,94

Коэффициент оборота по выбытию,%

Коб. выб = Чувол. / Чср. спис.

0,90

0,71

Коэффициент общего оборота кадров,%

Кобщ. об. = (Чпринят. +. Чувол). / Чср. спис.

5,09

8,65

Коэффициент текучести,%

Ктек. = (Чувол. по собств. желанию + Чувол. за нар. труд. дисциплины) / Чср. спис.

0,009

0,007

Информация о работе Реструктуризация бизнеса