Теория рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:50, контрольная работа

Описание

Монополия – фирма или иное юридическое лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма.

Содержание

Введение
2.Монополии в экономике и проблемы их регулирования. ……………4
2.Теория рыночного ценообразования и эластичность. 12
3.Задача. 28
Список литературы: 30

Работа состоит из  1 файл

контрольная экономика для готовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Органы  регулирования выполняют ряд  функции, которые определены Федеральным  законом. Во-первых, они формируют  и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования ( в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.

Полномочия  органов регулирования

Органы  регулирования естественных монополий  вправе:

  • принимать обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.
  • направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.
  • принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
  • принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии.

Особое  внимание следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно  естественных монополий, которые остаются подконтролен государства и представляют собой компромисс экономических и административных мер воздействия. Очевидно, что наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать:

1) проблема  привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов;

2) проблема установления тарифов. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения экономической эффективности отраслей естественных монополий, что предполагает выбор оптимальной модели их функционирования, основанной на сочетании административных и экономических мер регулирования. Перед российской экономикой стоит ряд задач, практически являющихся наследием советского периода хозяйствования. В новых экономических условиях, когда внешняя среда стала менее благоприятной, а конкуренция более жесткой, роль современных методов управления, выбор способов решения управленческих задач при организации промышленного производства резко возрастают. На первый план выходят требования высокого качества услуг при рациональной и экономически оправданной системе ценообразования. Политический аспект должен как можно в большей степени быть элиминирован из принимаемых организационных и экономических решений.

     
 

2.Теория рыночного ценообразования и эластичность.

          Ценообразование является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. Определение политики цен и умелое использование цен в практической работе предприятий с целью решения стоящих перед предприятием задач требуют от работников экономических служб знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования.

     До  сих пор спрос и предложение  рассматривались отдельно, и в  каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен.

     Кривые  спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

     Цена, при которой спрос равен предложению  и которая не обнаруживает тенденции  к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).       

                                   Рис 1.1      

 При цене  равновесия  спрос равен предложению и равновесный объем равен .

      Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. 

     Если  на рынке устанавливается цена выше равновесной Q1Q2, то предложение больше спроса и возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.    

 При  цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.

     Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой, способной автоматически восстанавливать нарушенное равновесие. 
        Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильность, рынка. 

     Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов.      

Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий стоимости (цен):

1.Рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения; 
2. Спрос определяется предельной полезностью товара;

3. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность людей;

4. Предложение определяется издержками производства.

5. Издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.

     Таким образом, цена отражает соотношение потребности общества в данном товаре и объема ограниченных ресурсов, которые используются для удовлетворения этой потребности.

     Сформировавшаяся  под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет  ряд важнейших функций, позволяющих  ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики. 

Основные функции цены:

     1.Уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;

     2.Информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;

     3.Регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;

     4.Стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

     В случаях изменения спроса и предложения  под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться  при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

     Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис.2.2).

Рис. 2.2. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия 
и равновесный объем

 
     
При увеличении спроса (рис. 2.2а) и цена, и равновесный объем возрастают ; при снижении спроса (рис. 2.2б) и цена, и равновесный объем сокращаются .

      Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Изменение предложения и его воздействие на равновесную цену 
и равновесный объем

     Увеличение  предложения (рис. 2.3 а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем ; уменьшение предложения (рис. 2.3 б) увеличивает цену и снижает равновесный объем . 

     При одновременном изменении спроса и предложения уровень нового равновесного объема и новой равновесной цены зависят от: 
       направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются); 
       соотношения в изменении спроса и предложения.

     Так, например, если предложение увеличится больше, чем увеличится спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена - снизится; если спрос сократится больше, чем увеличится предложение, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.

     В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия. 
 
     
Мгновенное равновесие - возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной. 
 
      Краткосрочное равновесие - при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены. 
 
      Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

     Рыночное  равновесие и эффективность     

Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя (рис. 2.4 и 2.5). 
     Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению
излишка (выигрыша, ренты) потребителя - разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 2.4 – это заштрихованная область

 

Рис. 2.4. Излишек потребителя   

Информация о работе Теория рыночного ценообразования