Теория рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание

Первоначально и постепенно рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них потом покупали необходимый товар. Такой процесс стал эффективным. Тем самым товарные отношения сыграли огромную роль в развитии человеческого общества.

Работа состоит из  1 файл

теория рыночной экономики.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

     Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения. Появление общественного разделение труда, возникшего между скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение производительности и эффективности общественного производства привело к необходимости обмена продуктами этого труда. Первоначально и постепенно рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них потом покупали необходимый товар. Такой процесс стал эффективным. Тем самым товарные отношения сыграли огромную роль в развитии человеческого общества. Они способствовали укреплению связи между людьми, общинами, государствами. Центры торговли постепенно превращались в города. Благодаря желанию поддержке товарных отношений с другими государствами  быстрее развивалось судоходство. Нужда фиксировать торговые сделки подтолкнула людей к созданию более совершенной письменности, которая впоследствии стала основой латинского, русского и других алфавитов.

     Общая цель исследования рыночной экономики состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спр6са населения в товарах, данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка — это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

     Что же такое рыночная экономика? Это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

     Словом товарные отношения были одним из главных факторов развития всех областей деятельности человека. Рынок создается не один день, это форма организации хозяйствования, которая формировалась веками и доказала свою эффективность, следовательно, она должна существовать и развиваться в будущем, для чего уже сейчас нужно сформировать условия, которые послужат основой нормального функционирования и развития рыночного хозяйства.

     Конечно, рыночная система имеет и свои недостатки. В частности она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете. Наблюдать это мы можем сегодня и в России. И это заставляет задуматься человечество о создании более совершенной системы рыночного хозяйствования. Но переход к рыночным отношениям это сложный процесс, который прошел в целом ряде стран. Человечеством уже накоплен определенный опыт в указанной сфере, выявлены закономерности становления рынка, которые необходимо использовать и у нас[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История  становления товарных отношений

1.1.Начало товарных  отношений

 

     Наиболее вероятная дата начала становления человека и человеческого общества это приблизительно 2,5 млн. лет назад, которое завершается возникновением человека современного типа. Примерно 100 тыс. лет назад сложился первобытнообщинный строй.  Люди стали жить родовыми общинами, собственность которых была коллективной, они охотились, занимались собирательством, рыбной ловлей и делились добычей со всей общиной. Но время от времени они получали избыточный продукт. Постепенно складывалось трудовое распределение – при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда[13].

     Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин – соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди. Это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: по наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии  это происходило так. «Продавцы» оставляли свои продукты для обмена в условленном месте и уходили, чтобы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они забирали их с собой и оставляли свои. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Обмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами – его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества. Шло время. На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, обмен развивался все интенсивнее. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые, пастушечьи и оседлые земледельческие племена обменивались своим товаром – живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения[13].

     Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики – неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы – от скота, до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности.

     Общество является неотъемлемой частью товарных производства и рыночных отношений. По мере развития торговли, в том числе внешней, благодаря которой хозяйства рабовладельцев и феодалов втягивались в сферу товарно-денежных отношений, развитие и расширение товарного производства подрывало натуральное хозяйство, способствуя тем самым разложению рабовладельческого и феодального способов производства. Товарное хозяйство, в отличие от натурального, предполагает связь производителей и потребителей продуктов через рынок, через куплю-продажу товаров. По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни(экономики)[8].

     Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыты и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок- это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок- это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

     Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

     Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

     Первоначально обмен имел примитивные формы. Это например, как говорилось выше «немой обмен». Здесь мы наблюдаем зародыш бартера- одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

     Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов[12].

     Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности и в дальнейшем опирается и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.).

     Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо третье условие — свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты это- законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

     Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Еще они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, по измерению свойств товаров и т.д.

     Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье "Природа фирмы" (1937) выдвинул концепцию, согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы,  а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р.Коуза,» экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще»[12].

1.2. Становление товарных отношений на Руси

 

     Киев с Прикарпатьем были связаны сухопутной дорогой, где имелись Соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли. Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь рынков, каждый из которых специализировался на продаже определенных товаров. Через Киев проходил водный путь « из варяг в греки ».

     Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород. 152 вида изделий из железа и стали, 205 видов продукции из дерева, многие из которых украшались затейливой резьбой – таков ассортимент изделий ремесленников древнего Новгорода. А гончаров было так много, что целый район города назвался Гончарным концом. Судя по раскопкам, в Новгороде изготовлялись различные виды кожаной обуви. Славился Новгород и своими ювелирных дел мастерами, которые для украшения своих изделий использовали сложнейшие приемы: гравировку, выемчатую и перегородчатую шаль, скань, зернь, золочение и др[5,21].

     Новгород был составной частью великого водного пути древности «из варяг в греки» - из стран Скандинавии в Византию. Новгородские купцы вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза. Однако «заморская» торговля имела очень ограниченное значение для экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши, потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства. Вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.
     В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига роль товарно-денежных отношений была невелика. Выплата татарам в виде дани больших денежных средств и продуктов тормозила рост торговли. Между тем эти препятствия не смогли приостановить торговлю, она существовала прежде всего внутри городов и деревень. На местные городские торги вывозили продукцию сельского хозяйства – зерно, муку, овощи, а также коров, лошадей, овец, птицу, рыбу, мед, воск, ладан, сено, дрова, соль, золу, деготь и изделия ремесленного производства – сукно, обувь, меха, хомуты, шапки, оружие, предметы домашнего обихода[5,21].
     В XIII-XIV вв. развивается торговля не только между ближайшими городами и селами, но и отдельными территориями. Например, из Новгорода товары доходили до Твери, Суздаля, Москвы и т.д. В торговом обмене между городами и областями важное место занимала соль, которая вывозилась из Крыма, Галицкой земли, с Заволжья, с мест поселения коми-пермяков у Камы. Важным предметом ввоза в северные области Руси был хлеб. Возникали уездные рынки. Крупными центрами торговли становились Москва, Новгород, Белоозеро, Тверь, Смоленск. Развитию торговых отношений мешали многочисленные внутренние таможенные пошлины: замыт (привоз товара для продажи или денег, для приобретения товара), явка (извещение о намерении торговать), гостиное (при найме помещения), весче (при взвешивании товара) и др. Освобождались от внутренних пошлин крупные монастыри, некоторые группы населения; отдельные феодалы имели право взимать пошлину в свою пользу в своей вотчине.

Информация о работе Теория рыночной экономики