Факторы рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких – цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании и подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 2
1. Сущность цены и анализ проблем ее формирования …….…….. 4
1.1. Количественный и качественный подход к анализу цены …………4
1.2. Рыночные факторы формирования цены ……………………………7
2. Ценообразование на различных типах рынка …………………13
2.1. Основы методов ценообразования …………………………….……13
2.2. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции ………..16
3. Выбор метода ценообразования ………………………………..22
Заключение …………………………………………………………..31
Список литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Факторы рыночного ценообразования.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

на тему

«Факторы  рыночного ценообразования»

по предмету

маркетинговое ценообразование и анализ цен 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

План

 

Стр.

Введение ……………………………………………………………… 2

1. Сущность  цены и анализ проблем ее  формирования …….…….. 4

    1.1.  Количественный  и качественный подход к анализу  цены …………4

    1.2.  Рыночные  факторы формирования цены ……………………………7

2.   Ценообразование  на различных типах рынка …………………13

    2.1.  Основы  методов ценообразования …………………………….……13

       2.2.   Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции ………..16

3.   Выбор  метода ценообразования ………………………………..22

Заключение  …………………………………………………………..31

Список литературы ………………………………………………….32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Перед всеми товаропроизводителями как коммерческими, так и некоммерческими встаёт задача – назначение цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве видов разных отраслей. Например:  цена кг. сахара, булки хлеба, телевизора, автомобиля, квартплата за жильё, плата за обучение… Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают плату за проезд. “Ценой” руководящего работника является его жалованье. Ценой продавца может быть получаемая им комиссия. Цена рабочего – его заработная плата и т.д.

         Как устанавливаются цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.

         Цена всегда была основным  фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор  справедливо среди неимущих групп  населения применительно к продуктам  типа товаров широкого потребления.  Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

         Фирмы подходят к проблемам  ценообразования по-разному. В мелких – цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании и подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чьё влияние также сказывается на политике цен: управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры, экономисты, занятые решением проблем организации и оплаты труда.

         В экономической литературе отечественных  и зарубежных изданий, переведенных  на русский язык, публикаций по теории цен, ценообразования много. «Цена» понятие емкое. Она  представляет существенный интерес для всех членов общества. Причем, интерес к ее номинальному размеру во многих случаях противоположный.

В данной работе мы рассмотрим основные факторы рыночного ценообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Сущность цены и анализ проблем ее формирования 

1.1  Количественный и  качественный подход  к анализу цены 

         Цена – это денежное выражение  стоимости товара. Она относительно  полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия, например: тонны железа, добычи угля, нефти, условных единиц измерения ткани, обуви, пищевых продуктов и т.д.

         На рынке товаров цены различаются  по видам: оптовые цены, возмещающие   издержки и обеспечивающие прибыль  предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары  реализуются населению в торговой  сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.

         В зависимости от района действия  цены могут быть едиными в  стране (стоимость доллара) или  дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование, о чем будет сказано ниже.

         Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами трактуется неоднозначно.

         Марксисты под ценой понимают денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми затратами времени, которые общество при данных условиях признает необходимым. Цена может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу – стоимость.

         Маржиналистская  трактовка. По их мнению, цена есть субъективная оценка покупателем полезности данного товара. Или другими словами, цена – это ценность, выражаемая в определенном количестве денег. Для определения цены – оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

        «Компромиссный подход», предложенный западным ученым А. Маршаллом. Суть его: цена определяется двумя факторами – полезностью и издержками производства. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть, по крайней мере, ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого  цена устанавливается на равновесном уровне. Равновесная цена по А. Маршаллу – это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его производство.

         Существует количественная и  качественная трактовка категории цены.

         Согласно количественному подходу  цена определяется как соотношение  определенной денежной массы  к затратам труда на изготовление  товара. С точки зрения качественного  подхода – цена рассматривается,  как соизмеритель затрат, то есть путем издержек производства, но, с учетом оценки полезности товара.

         В основе качественного определения  цены лежат два основных закона: закон стоимости и закон убывающей  предельной полезности товара.

         Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимости и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности. Сущность закона стоимости  заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости. По мнению К. Маркса обмен товаров происходит в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Стоимость товара при купле его на рынке выражается в цене, которая приравнивается к определенной сумме денег, служащих средствами обмена.

         Закон убывающей  предельной полезности  товара. Согласно данному подходу цена на рынках складывается исходя из субъективной оценки продавцов и покупателя своего товара. При этом для продавца предельная цена соответствует минимальной оценки полезности. Для потребителя наоборот. В качестве примера рассмотрим изменение соотношения цен на отечественный автомобиль «Жигули» типа  2106 и бытовой видеомагнитофон, зарубежного производства. В 80-е годы рыночная цена видеомагнитофона была на уровне цены автомобиля, соотношение близкое как 1:1. Сейчас оно изменилось. Цена «шестерки»  равна 25-30 видеомагнитофонам того же зарубежного выпуска. Почему так произошло? Многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия сократили объем товарной продукции. Появились безработные трудоспособные люди, интерес которых к культурно-развлекательным мероприятиям естественно снизился. В тоже время, возникла необходимость автономного жизнеобеспечения семьи: занятость индивидуальным садоводством, огородничеством, челночные маршруты – город-село, село-город, зарубежные поездки за изделиями широкого потребления населения и т.п. Полезность товара в виде транспортного средства возросла. Цена на автомобили повышена во много раз. 
 
 

1.2  Рыночные факторы  формирования цены 

         В рыночной экономике всеобщим  инструментом механизма хозяйствования  выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

         Цена выполняет ряд функций.

         Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;

         Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.

         Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;

         Распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;

         Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.

         Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.

         В зависимости от ряда экономических  признаков в переходных период  все цены классифицируются по  видам и разновидностям.

         Первым и важнейшим признаком  классификации цен является их  дифференциация в соответствии  с обслуживаемой сферой товарного обращения.

         В зависимости от этого признака  цены подразделяются на следующие  основные виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

         Оптовые цены на  продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

         Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь  подразделяются на два подвида:

Информация о работе Факторы рыночного ценообразования