Теоретические и методологические основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:45, реферат

Описание

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

Работа состоит из  1 файл

Реф 1.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

на  тему: Теоретические и методологические основы ценообразования

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Выполнила: Калимулина Д. Т.

                                        Специальность: Экономика

                                        Группа: 72-Э

                                        Проверила: Васильева И.А. 
 
 
 
 
 
 

Омск-2010

 
 

   Цена  — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

   В повседневной речи цена часто является синонимом стоимости товара (например, «сколько сто́ят спички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга. 

   Экономико-теоретические  концепции цены. 

   2 основных подхода к определению  понятия «цена»:

   Цена  обусловлена объективными затратами,

   Цена  обусловлена субъективной оценкой  полезности.

   Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода  придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.

   Строго  говоря, Адам Смит и последовавшая  классическая политэкономическая школа  рассматривает противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны  цена — денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление. Наиболее чётко его сформулировал Давид Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены».

   Маркс в основном исследовал объективные  факторы, влияющие на стоимость —  «Общественно-необходимые затраты  труда», а также «Внутри и меж—отраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной  стоимости объясняет возможность  получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов.

   Жан Батист Сэй считает цену субъективной оценкой полезности блага, которая  строится на личных предпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем «субъективной» теории цены. 

   Понятие цены 

   В настоящее время существует множество  различных определений понятия  цена. Можно привести следующие:

   Денежное  выражение стоимости;

   Денежное  выражение системы ценообразующих факторов;

   Инструмент  рыночной конкуренции;

   Характеристика  товара на рынке;

   Один  из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);

   Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);

   Денежное  выражение ценности товара (услуги) при обмене;

   Один  из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги 
 
 
 

   Роль  цены в экономике 

   Цена  является основным элементом рыночного  механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Мы уже знаем, что цена воздействует на спрос и предложение. Следовательно, она определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене в потенции заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников

   (возмещение  затрат на реализацию товара  и получение торговой прибыли).

   Именно  цены, выполняя распределительную функцию, устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей экономике (пропорции между производством  и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики). Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой и конкурентной продукции в производство и потребление. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием.

   Политика  ценообразования является центральным  звеном в регулировании национальной экономики. Государство может осуществлять контроль за процессом ценообразования  на рынке путем установления границ или показателей допустимого роста цен. Так появляется «цена пола» и «цена потолка».

   «Цена пола» — это установленная  минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Например, запрет на торговлю товарами ниже их себестоимости.

   «Цена потолка» ограничивает повышение цены. Так, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные товары первой необходимости, выше которых продавцы не вправе поднимать свои цены.

   Цены, финансы, кредит являются элементами единой системы экономических стоимостных категорий. Место цены в системе экономических стоимостных категорий как денежного выражения стоимости обусловлено тем, как она формирует реальный базис для реализации финансовых отношений. Уровень и структура цен определяют стоимостной объем и структуру валового общественного продукта и национального дохода.

   Взаимосвязь цен и финансов проявляется на всех стадиях воспроизводства. На первой стадии - стадии распределения - влияние  цен особенно ощутимо, так как  на этом этапе образуются первичные  доходы в форме чистого дохода и амортизации. Уровень цены во многом предопределяет величину чистого дохода, а ее структура - соотношение составных частей: прибыли, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное страхование.

   В результате распределения и перераспределения формируются финансовые ресурсы. На их динамику и структуру большое воздействие оказывают изменения в сфере производства. Активную роль в формировании финансовых ресурсов играют уровень и структура цен, а также финансовые нормативы, при повышении которых растут доли обязательных и амортизационных отчислений, что впоследствии отражается на ценах произведенной продукции. Главным финансовым инструментом распределения и перераспределения созданного национального дохода является государственный бюджет.

   Формирование  финансов на макроуровне зависит  от системы цен. И доходная, и расходная  части государст венного оюджета  в значительной степени определяются уровнем и динамикой цен. Повышение  оптовых и розничных цен приводит к росту государственных доходов бюджета. Поэтому бюджет всегда выигрывает от роста цен.

   На  формирование финансов на микроуровне (на уровне предприятия) большое влияние  оказывают себестоимость и прибыль. В условиях рыночной экономики себестоимость  активнее выполняет свои функции  как элемент цены и как экономический инструмент управления предприятием. Снижение себестоимости и рост на этой основе прибыли увеличивают финансовые возможности предприятия. Себестоимость является своего рода финансовым барометром условий производства и распределительных отношений.

   Объектом  распределения на микроуровне является балансовая прибыль. Под распределением понимается направление части прибыли  в бюджет в виде налогов и других платежей и для использования  на предприятии. Внутри предприятия  распределению подлежит чистая прибыль. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов редприятия для финансирования потребностей расширенного производства и развития социальной сферы. 

   Функции цены в рыночной экономике 

   Цена  – денежное выражение стоимости товара. Как экономическая категория, цена отражает комплекс экономических хозяйственных отношений между производителями, между обществом и отдельными товаропроизводителями, между сферами и отраслями национальной экономики по поводу отношения общественно-необходимых затрат на производство товаров и распределения чистого дохода между отдельными производителями и отраслями народного хозяйства.

   Регулирующее  действие закона стоимости реально  производится через экономические  функции цены:

   -Ориентирующая функция цены.

   -Уравновешивающая  функция цены.

   -Учетная  функция цены. Все затраты и  результаты, как индивидуального,  так и общественного производства, могут быть учтены и рассчитаны  только как соответствующая сумма  цен товаров. 

   -Распределительная функция цены. Первоначально цены предопределяют распределение ресурса между отраслями, а затем распределяют доходы между конкретными товаропроизводителями. Результат – развитие структуры национальной экономики и приведение ее в соответствие со структурой и динамикой общественной потребности.

   -Стимулирующая  функция цены. Цена побуждает  товаропроизводителя постоянно  снижать издержки, т.к. только  при этом условии можно увеличить  объем полученной прибыли. 

   -Дифференцирующая  функция цены. Перераспределение доходов приводит к обогащению одних и к разорению других товаропроизводителей. Дополнительные доходы позволяют расширять производство, а убытки вынуждают сокращать объем производства.  

   Методология ценообразования - это совокупность принципов ценообразования, методов обоснования уровня, структуры, соотношений и динамики цен, а также методов формирования системы цен в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

   Важнейшей частью методологии ценообразования  является совокупность принципов установления цен, соблюдение которых обеспечивает создание единой системы цен, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям.

   Важнейшим принципом ценообразования является принцип учета экономических  границ применения новых товаров.

   Успешное  решение проблемы установления приемлемых для продавца и покупателя цен в существенной степени зависит от того, как в ценах учитываются их противоречивые интересы. Специфика противоречия между производителями (продавцами) и потребителями состоит в следующем. Производителя нового товара интересует эффект в сравнении с суммой произведенных затрат, а потребителя - дополнительный эффект, который обеспечивался бы в цене на новый товар в сравнении с ценой вытесняемых товаров. Производители заинтересованы в сохранении и повышении уровня рентабельности своего производства, а следовательно, и в высоком уровне цены. Потребителя интересует прежде всего полезность товара. Затраты на производство товара интересуют потребителя лишь в той мере, в какой они окажут влияние на цену товара и на его экономическое положение.

   Поскольку в цене на каждый товар содержится доля, превышающая издержки производства и воплощающая доход (прибыль), в  увеличении массы которого заинтересовано каждое предприятие, и производитель  и потребитель стремятся к получению наиболее выгодных условий увеличения массы дохода (прибыли). При ограниченности производственных ресурсов, а значит, и возможности получения совокупного дохода (прибыли) между производителями и потребителями неизбежно возникают противоречия по поводу распределения получаемого дохода (прибыли).

<

Информация о работе Теоретические и методологические основы ценообразования