Теоретические и методологические основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:45, реферат

Описание

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

Работа состоит из  1 файл

Реф 1.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)
p align="justify">   Расчет  цен на новые товары необходимо проводить  с учетом объективно существующих экономических  границ их применения. Методологической основой определения экономических  границ применения новых товаров являются установленные К. Марксом абсолютные экономические границы применения машин (в теории стоимости) и основные положения теории потребительского поведения.

   Общий экономический критерий применения машин как средства повышения  производительности общественного труда, по определению К. Маркса, состоит в том, что «...труд, которого стоит их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением».

   В противном случае общая величина затрат труда, необходимая для производства продукции, не уменьшится, а следовательно, производительность труда не возрастет. Таким образом, в основе определения экономических границ применения новых товаров лежит экономия затрат общественного труда.

   Цена  как юридическая категория имеет  несколько значений. Во-первых, цена является существенным условием договора. Во-вторых, при свободных ценах, и при обязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов. В-третьих, цена является точкой отсчета для применения надбавок и торговых наценок. В-четвертых, уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).

   Необходимо  различать правовое регулирование  ценообразования и правовое регулирование  цен. Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе - директивного установления цен при их государственном регулировании.

   В странах развитой рыночной экономики  стабилизация финансовой системы и  поддержание процессов нормального  функционирования рынка осуществляются посредством целой системы экономических рычагов, ключевое место среди которых занимают цены.

   Цены  выступают одновременно как в  качестве важного инструмента управления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию  цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.

   Российская  Федерация является одной из немногих стран, где практически отсутствует  комплексное правовое регулирование ценообразования. 

   Стоимостные основы цены 

   Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

   Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

   В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

   Чем же определяется размер цены товара? Это  самый сложный вопрос экономической  теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

   Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой  были Вильям Петти, Адам Смит и Давид  Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

   Наиболее  последовательным сторонником стоимостной  теории цены является К. Маркс с его  учением об абстрактном трудекакобъективной  субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

   Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

   Коренное  отличие рыночного ценообразования  от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь  происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

   Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке. 

   Это принципиальное теоретическое положение  до последнего времени почти полностью  игнорировалось в нашей экономической  науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

Информация о работе Теоретические и методологические основы ценообразования