Шпаргалка по ценообразованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:22, шпаргалка

Описание

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.
Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры ЦО.DOC

— 568.50 Кб (Скачать документ)

Т – потребительски е  ожидания. Если ожидается повышение  цен, то объем спроса возрастает.

S – сезонность покупки (в сезон объем спроса возрастет) Зависимость прямая.

q – количество покупателей. Зависимость прямая. В отличие от всех остальных факторов не влияет на индивидуальный спрос, а влияет на совокупный рыночный спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Закон предложения и факторы, влияющие на изменение предложения.

В рыночной системе предложение и спрос — это  две равнозначные стороны одного и того же процесса, т.е. процесса конкурентного ценообразования. Предложение, как и спрос, это своеобразная взаимосвязь между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг. Предложение — это функция производства, выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках.

QS=f(PS), где QS – предложение, PS - цена

Кривая предложения имеет вид возрастающей линии с положительным наклоном. Это свойственно всякой функции, где между определяющими ее переменными имеется прямая зависимость. В данном случае между ценой и количеством товаров, выпускаемых и доставляемых фирмами для продажи на рынках, существует прямая зависимость. Другими словами, если цены товаров данного вида возрастают, то фирмы будут наращивать их выпуск и доставку на рынки в целях получения прибыли от продаж. И наоборот, как только на рынках возникает тенденция к снижению цен товаров, фирмы сокращают их выпуск, стремясь избежать перепроизводства, затруднений с продажей и, соответственно, убытков и банкротства.

Изменяющееся предложение  товаров — это особое понятие  характеризующее «закон предложения». Оно не тождественно понятию «изменение количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены». Суть различий между этими понятиями можно объяснить с помощью функции предложения на рис. 5.2а, где точки на кривой предложения означают движение цены, вызвавшее соответствующее изменение количества товаров. Рост цен приводит к росту количества выпускаемых товаров. И наоборот, снижение цен — к снижению количества выпуска товаров фирмами. Такие изменения могут быть представлены на статичной, не меняющейся кривой предложения.

Ситуация изменяющегося  предложения товаров представлена на рис. 5.2б и 5.2в, где меняющееся количество выпуска товаров происходит независимо от движения цен этих товаров. Другими  словами, рост предложения товаров  на рынках представлен кривой на рис. 5.2б, сместившейся вправо вниз, что означает увеличение выпуска товаров, независимо от их рыночной цены. И наоборот, снижение предложения (рис. 5.2в) представляет кривая, сместившаяся влево вверх, что означает снижение количества выпуска товаров при неизменной их цене на рынках.

Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или  иную сторону, происходит под воздействием ценовых и неценовых факторов. После чего функция примет вид: QSx=f(PxPyPzM,L,N…)q, где

QSx - объем предложения товара

Px - цена товара Х (зависимость прямая)

Py – цена товара конкурента (зависимость обратная)

Pz – цена товара производимого совместно с товаром Х (зависимость прямая)

М – уровень технологии производства (зависимость прямая)

L – плата за ресурсы (зависимость обратная)

N – налоги , дотации (зависимость прямая и обратная)

q – количество продавцов, влияет на общерыночный объем предложения (зависимость прямая).

 

 

 

 

 

 

16. Равновесная цена.

Установление равновесной  цены конкурентного рынка происходит под влиянием особенностей изменения как спроса, так и предложения. Цена всегда представлена в денежном выражении и является своеобразным компромиссом покупателей и производителей товаров, установившимся в результате конкуренции.

Равновесная цена означает, что по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита: они нивелированы установившимся уровнем денежного (ценового) эквивалента, который «примирил» экономические интересы всех конкурирующих сил.

Равновесная цена устанавливается  при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на рис. 5.3.

Равновесная цена — это точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Она соответствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Qe), отмеченное на оси абсцисс.

Как показано на рисунке 5.3, любой излишек  товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.

Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может  иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит, когда Qd > Qs, или излишек товарного предложения, когда Qd < Qs.

Уравновешивающая функция  цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Эластичность спроса по цене, ее использование на практике.

Измерения спроса выступает  важным инструментом экономического анализа  и применяется на практике для  оценки его влияния на торговую выручку. Здесь важным моментом является эластичность — реакция спроса на изменение рыночной цены. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1% (Ed).

            ∆Q

Ed = ----------, где

           ∆P                                               Q1-Q2

∆Q – изменение спроса, %      ∆Q =( ----------) * 100%

                                                                 Q1

 

                                                               Р12

∆Р – изменение  цены, %      ∆Р =( ----------) * 100%

                                                                 Р1

Диапазон эластичности  распространяется от 0 до ∞. Различают  несколько групп ценовой эластичности спроса:

  1. Эластичный спрос Еd>1, то есть объем спроса изменяется на больший %, чем цена. Спрос обгоняет цену. Товары заменители. Для товаров с эластичным спросом хорошо работает система скидок.
  2. Неэластичный спрос Еd<1. Объем спроса изменяется на меньший %, чем цена. Спрос отстает от цены. Характерно для залежавшихся товаров, вышедших из моды, некачествнных.
  3. Единичная эластичность Еd=1, когда изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равными.
  4. Абсолютно эластичный спрос Еd→∞. Пи снижении цены объем спроса увеличивается на неограниченную величину. Характерен для товаров с большим числом заменителей.
  5. Абсолютно неэластичный спрос Еd=0. Характерен для товаров первой необходимости (лекарственные препараты).

Практическое использование  Еd.

Если Еd>1чтобы увеличить выручку предприятие должно снизить цену на товар.

Если Еd<1, чтобы увеличить выручку предприятие должно повысить цену на товар.

Если Еd=1 – увеличение выручки путем изменения цены невозможно.

 

 

18. Основные типы рынков и ценообразование на них.

Рынок разделяется на 2 основных вида: 1. свободной конкуренции; 2.несовершенной конкуренции. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции подразделяется на: 1. монополистическую конкуренцию; 2 олигополию, 3. и  чистую монополию.

Для свободной конкуренции характерно очень большое число фирм и покупателей. Производитель не может влиять на рыночную цену, т.к. доля его продукции на рынке очень мала, продукция однородная, и, соответственно, вход на рынок свободный. Неценовая конкуренция отсутствует.  Ценообразование характеризуется равновесной ценой. Пример: международные рынки леса, руды, металла.

Для монополистической конкуренции характерно много фирм, продукция резко дифференцирована, вход на рынок свободный, но ограниченный. Неценовая конкуренция играет большую роль. Ценообразование на рынке конкурентное, но с монополизмом. Пример: обувь, одежда, мебель, техника, напитки, бытовые услуги.

Для  олигополии характерно господствование нескольких производителей, около 10, продукция может быть как однородной, так и дифференцированной. Это достаточно крупные, близкие по масштабу продаж фирмы. Производитель влияет на цену. Вход на рынок достаточно затруднен. Используется неценовая конкуренция. Ценообразование носит характер сговора между конкурентами или «ценовой войны». Например: автомобильный рынок, нефтедобыча, добыча угля.

Для чистой монополии характерно – 1 производитель на рынке, который производит уникальный товар, вход на рынок невозможнее. Неценовая конкуренция активно используется с межотраслевыми монополистами. Ценообразование подконтрольно монополисту. Пример: железнодорожные перевозки, связь, энергетика, перекачка нефти и газа.

19. Этапы процесса ценообразования.

Процесс ценообразования предполагает определенную последовательность действий. Прежде всего   1. предприятие должно определиться с целями, которых оно стремиться достичь с помощью производства и продажи конкретного товара. Другими словами, необходимо поставить задачи ценообразования. 2. затем проводят анализ спроса на производимый товар, 3. оценивают необходимые издержки производства,       4. анализируют предложения и цены конкурентов, 5. после чего необходимо выбрать метод, на основании которого предприятие будет рассчитывать цену, 6. и провести расчет окончательной цены.

В ценовой политике выделяют три главные цели: 1. обеспечение сбыта; 2. максимизация прибыли;         3. удержание своей доли рынка.

Обеспечение сбыта востребовано в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. В этом случае предприятие проникает на рынок через занижение цены на свой товар, устанавливая так называемую цену проникновения. Это делается, когда существует большой рынок потребления, ценовой спрос потребителей эластичен и предприятие хочет добиться максимального объема сбыта и увеличения общей прибыли путем снижения затрат на единицу товара.

Максимизация  прибыли может быть достигнута путем увеличения цены за единицу товара, путем увеличения объема продаж или путем увеличения обоих показателей. Для проведения ценовой политики, ведущей к максимизации прибыли, как правило, необходимо провести оценку текущих значений спроса и издержек.

Если предприятие хочет сохранить свое положение на рынке (удержать свою долю на рынке), оно старается не допускать чрезмерного завышения или занижения цен и стремиться снижать издержки производства.

Спрос – это желание  и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Анализ спроса проводят экспериментальным методом или с помощью научно-регрессивного анализа. Определяя спрос на свой товар, предприятие должно произвести его оценку при различных ценах. На величину спроса влияет потребность в товаре, отсутствие в замене, платежеспособность покупателей, покупательские привычки. Объем спроса определяет верхний уровень цены.

Анализ издержек производства. Фирма определяет переменные издержки, растущие с ростом объема производна, и постоянные издержки. Сумма всех издержек составляет полные валовые издержки. Затем  определяются издержки на единицу товара, что составляет его себестоимость. Себестоимость – это низший уровень цены.

Если рынок конкурентный, то фирма не может устанавливать цену без цен конкурентов. Фирма делает сравнительные покупки, в результате чего она сравнивает цены и качество товара и позиционируется себя на рынке среди товаров конкурентов.

Выбор метода, на основании которого предприятие будет рассчитывать цену, может осуществляться:

1. с ориентацией на  издержки (затратные методы ценообразования): 1) на базе полных издержек 2) на базе переменных издержек 3) средние издержки плюс целевая прибыль 4) метод «дохода на капитал»

2. с помощью рыночных  методов: 1) с ориентацией на спрос (или «на основе ощущаемой ценности товара») 2) с ориентацией на конкурента (1. на уровне текущих цен. Фирма устанавливает цена как у конкурента 2. на уровне лидера или чуть ниже 3. тендерное ценообразование - «метод запечатанного конверта»)

3. параметрические методы  ценообразования. Параметрическими принято называть те методы ценообразования, при которых новая цена рассчитывается на основе старой с учетом лишь тех затрат, которые необходимы для изменения рассматриваемого параметра. Существуют следующие разновидности параметрических методов ценообразования: 1. метод удельной цены единицы определяющего параметра товара; 2. балльные методы, когда параметры того или иного товара ранжируются по их значимости в формировании цены; 3. регрессионные методы, когда на основе ряда наблюдений между ценами и параметрами товара по известным правилам регрессионного анализа устанавливается аналитическая зависимость.

Информация о работе Шпаргалка по ценообразованию